МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эзотерические и мистические учения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религиоведение_ГКП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Эзотерические и мистические учения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 968)

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных категориях эзотерического знания. Охарактеризовать типы эзотерических учений, тайных обществ, и оккультных традиций. Показать студентам специфику эзотерической традиции в контексте анализа взаимодействия оккультной традиции с психологией и другими разделами научного знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать в практической деятельности понимание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, владеть основными категориями феноменологии религии, религиозной философии и теологии, взаимоотношений религии и политики, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, эзотерических и мистических учений
ОПК-2.1 Применяет понятийно-категориальный аппарат феноменологии религии, религиозной философии и теологии, взаимоотношений религии и политики, свободы совести и государственно конфессиональных отношений, эзотерических и мистических учений в рамках практической деятельности
ОПК-2.2 Выявляет особенности онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов в различных мировоззренческих системах
ПК-2Способен выбирать необходимые научные методы исследования, решать исследовательские задачи с учетом углубленных прогрессивных знаний в религиоведение
ПК-2.1 Самостоятельно определяет задачи научно исследовательского процесса
ПК-2.2 Осуществляет исследовательский процесс опираясь на полученные теоретические знания
ПК-2.3 Применяет методы исследования способствующие решению поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.1. Применяет понятийно-категориальный аппарат феноменологии религии, религиозной философии и теологии, взаимоотношений религии и политики, свободы совести и государственноконфессиональных отношений, эзотерических и мистических учений в рамках практической деятельности;
ПК-2.1. Самостоятельно определяет задачи научноисследовательского процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.2. Выявляет особенности онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов в различны мировоззренческих системах
ПК-2.2. Осуществляет исследовательский процесс опираясь на полученные теоретические знания
ПК-2.3 Применяет методы исследования способствующие решению поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Место курса в сфере религиоведческих и социокультурных дисциплин
1.1. Проблема формирования объективно-научного представления о системе эзотерического знания Лекции 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Опыт комплексного подхода к исследованию эзотерических традиций в религиозных и мистических системах Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Опыт комплексного подхода к исследованию эзотерических традиций в религиозных и мистических системах Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Мистический опыт как основа эзотеризма
2.1. Основные типы мистического опыта Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Мистический опыт как основа эзотеризма Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Мистический опыт как основа эзотеризма Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Теоретические проблемы мистических и эзотерических учений
3.1. Эзотерическое знание и мистика в ХХ в Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Эзотерическое знание и мистика в ХХ в Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Эзотерическое знание и мистика в ХХ в Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Неоязычество и эзотерическое знание Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.5. Неоязычество и эзотерическое знание Сам. работа 4 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-2.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2 Способен использовать в практической деятельности понимание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, владеть основными категориями феноменологии религии, религиозной философии и теологии, взаимоотношений религии и политики, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, эзотерических и мистических учений.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. С какого языка слово «эзотерический» переводится как «скрытый»?
А. Санскрит
Б. Греческий
В. Латынь
Г. Иврит

2. Какого типа мистики не бывает?
А. Имманентная
Б. Транспарентная
В. Трансцендентная

3. Что нельзя отнести к античной эзотерике?
А. Дионисизм
Б. Орфизм
В. Каббализм
Г. Пифагореизм

4. Кто из эзотериков являлся французом?
А. Карлос Кастанеда
Б. Алистер Кроули
В. Дион Форчун
Г. Элифас Леви

5. К какой религии относится исихазм?
А. Индуизм
Б. Буддизм
В. Христианство
Г. Ислам

6. К какой религии относится суфизм?
А. Индуизм
Б. Буддизм
В. Христианство
Г. Ислам

7. К какой религии не относится тантра?
А. Индуизм
Б. Буддизм
В. Христианство

8. Сколько ступеней йоги насчитывается в «Йога-сутрах»?
А. 7
Б. 8
В. 9
Г. 10

9. Кто является автором «Йога-сутр»?
А. Патанджали
Б. Нагарджуна
В. Васубандху
Г. Умасвати

10. Сколько ступеней насчитывается буддийский «благородный путь», описанный в 4-й «благородной истине»?
А. 7
Б. 8
В. 9
Г. 10

11. Каково имя автора «Лествицы»?
А. Иоанн
Б. Василий
В. Григорий
Г. Анастасий

12. Сколько основных миров насчитывает буддийская космология?
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5

13. Кто является автором Посланий к коринфянам?
А. Петр
Б. Иоанн
В. Матфей
Г. Павел

14. Сколько стадий мистического пути насчитывается в суфизме?
А. 7
Б. 8
В. 9
Г. 10

15. Кто является автором трактата «Воскрешение религиозных наук»?
А. Аль-Ансари
Б. Ибн-Касир
В. Ибн-Рушд
Г. Аль-Газали

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Б 9 А
2 Б 10 Б
3 В 11 А
4 Г 12 Б
5 В 13 Г
6 Г 14 А
7 В 15 Г
8 Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Каково понятие, противоположное понятию «эзотерический»? (экзотерический)
2. Словом какого языка является понятие «мистика»? (греческий)
3. Кто является автором «Тайной доктрины» (Блаватская)
4. Какая семья разработала учение Агни-йоги? (Рерихи)
5. К какой религии относится ваджраяна? (буддизм)
6. К какому направлению христианства относится францисканство? (католицизм)
7. Какова третья ступень пути восьмиступенчатой йоги Патанджали? (асана, статические позы)
8. Какова четвертая ступень пути восьмиступенчатой йоги Патанджали? (пранаяма, дыхательные техники)
9. Как называется последняя ступень пути восьмиступенчатой йоги Патанджали? (самадхи)
10. Как называются энергетические центры человеческого тела в индуизме? (чакры)
11. Как называется первая ступень бхакти? (шраддха, вера)
12. Как называется последняя ступень бхакти (према, любовь)
13. Дополните буддийскую космологию: кама-рупа-… (арупа)
14. Кто является автором «Введения в мадхьямаку»? (Чандракирти)
15. Как именуются духовные достояния согласно Праджна-парамита-сутрам? (парамиты)
16. Как называется труд христианского автора, описывающий 30 ступеней духовного возрастания? («Лествица»)
17. В каких веках жил Иоанн Лествичник? (VI-VII)
18. Вставьте недостающее: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем … твоим» (разумением)
19. В каком Апостольском Послании максимально подробно описывается любовь? (Первое коринфянам)
20. Назовите второй тип любви, согласно «Евангелию от Матфея»: любовь к Богу, любовь к … (ближнему)
21. Сколько сил души насчитывается в христианстве (три)
22. Какой силой души отличается человек от животных и растений, согласно христианству? (разумная, рассудительная)
23. Какой термин передает смысл «страсть», «грех» в исламе и суфизме? (нафс)
24. Сколько уровней существования выделяется в суфизме? (шесть)
25. Какой термин обозначает самоанализ в суфизме? (мохасебе)
26. Какой термин обозначает размышление (медитацию) в суфизме? (моракебе)
27. Сколько имен Аллаха насчитывается в исламе? (99)
28. Кто является идеалом личности в исламе, общий термин? (пророк)
29. Сколько пророков упоминается в Коране? (25)
30. Как называется краткая молитвенная формула в суфизме? (зикр)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2 Способен выбирать необходимые научные методы исследования, решать исследовательские задачи с учетом углубленных прогрессивных знаний в религиоведение.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Сколько чакр насчитывается в индуизме?
А. 4
Б. 5
В. 6
Г. 7

2. Каком направлении буддизма в основном используется концепция «благородного восьмеричного пути»»?
А. Хинаяна
Б. Махаяна
В. Ваджраяна

3. Сколько ступеней мистического опыта описывает Чандракирти в «Махьямака-аватаре»?
А. 7
Б. 8
В. 9
Г. 10

4. Как называется сердечная чакра?
А. Сахасрара
Б. Анахата
В. Манипура
Г. Вишуддха

5. В каком месте располагается высшая чакра?
А. Горло
Б. Межбровье
В. Лоб
Г. Темя

6. Как называется низшая чакра?
А. Сахасрара
Б. Анахата
В. Муладхара
Г. Вишуддха

7. В каких веках жил Рупа Госвами?
А. XIII-XIV
Б. XIV-XV
В. XV-XVI
Г. XVI-XVII

8. Сколько типов шуньяты (пустотности) перечисляет Чандракирти?
А. 13
Б. 14
В. 15
Г. 16

9. Какое из совершенств является вечным?
А. Вера
Б. Надежда
В. Любовь

10. На сколько этапов можно разбить 30 ступеней «Лествицы»?
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6

11. Кто разработал систему девяти ступеней бхакти?
А. Патанджали
Б. Рупа Госвами
В. Капила
Г. Васубандху

12. Сколько основных парамит насчитывается в Махаяне?
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6

13. Какого метода постижения Бога не существует?
А. Катафатический
Б. Апофатический
В. Симпатический

14. Сколько ступеней духовного роста, уподобления Христу, описывается в «Лествице»?
А. 15
Б. 20
В. 25
Г. 30

15. Сколько уровней небес насчитывается в исламе?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Г 9 В
2 А 10 Г
3 Г 11 Б
4 Б 12 Г
5 Г 13 В
6 В 14 Г
7 В 15 В
8 Г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Каков второй метод буддийской медитации: випашьяна-… (шаматха)
2. Какая категория являются сутью парамиты мудрости по Чандракирти? (шуньята, пустотность)
3. Какая ступень из 10-ти ступеней бодхисаттв посвящена мудрости-праджне? (шестая)
4. В трудах каких мыслителей впервые появляются термины «эзотерический» и «экзотерический»? (Пифагор, Платон, Аристотель)
5. В какой стране жил Эммануил Сведенборг? (Швеция)
6. Какой труд написал Даниил Андреев? («Роза мира»)
7. Кто является основателем манихейства? (Мани)
8. В какую эпоху процветали тамплиеры? (Средневековье)
9. Какое направление эзотерики особенно повлияло на возникновение современной химии? (алхимия)
10. Кто из эзотериков ХХ века много занимался индейской мистикой? (Кастанеда)
11. Как называются раны, подобные ранам Христа? (стигматы)
12. Кто из мистиков написал «Рассказы Вельзевула своему внуку»? (Гурджиев)
13. Дополните пару из йоги: яма-… (нияма)
14. Какое название носит медитация в йоге Патанджали? (дхьяна)
15. Сколько основных типов самадхи различается в йоге Патанджали? (три)
16. Какой цвет соответствует горловой чакре? (голубой)
17. Какой мир соответствует первой, корневой чакре? (Земля)
18. Какой ступени бхакти соответствует очищение сердца? (четвертая)
19. Какой ступени бхакти соответствует сильная вера, убежденность? (пятая)
20. Какое состояние является высшей ступенью любви (премы)? (махабхава)
21. Какое атмосферное явление используется в качестве образа достижения совершенства (самадхи) в йоге и буддизма Махаяны? (облако)
22. Какая ступень совершенства следует за ступенью бодхисаттвы? (Будда)
23. Какова первая ступень духовного пути, согласно «Лествице»? (отречение)
24. Память о чем особенно полезна, согласно «Лествице»? (память о смерти)
25. О чем необходимо плакать, согласно «Лествице»? (о грехах)
26. Из скольких аспектов состоит последняя ступень «Лествицы»? (три)
27. Продолжите фразу апостола Павла: «Любовь долго…» (терпит)
28. Какой термин используется для «святого» в суфизме? (вали)
29. Согласно суфизму пророки одновременно духовно трезвы и … (пьяны)
30. Согласно суфизму пророки одновременно духовно активны и … (пассивны)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для экзамена:

1. Определение эзотеризма и мистики
2. Типология эзотерических и мистических учений
3. Учение Патанджали о восьмеричном пути
4. Концепция чакр в индуизме
5. Ступени духовного развития в учении бхакти
6. Мистика в Хинаяне (восьмиричны1 путь и учение о самадхи)
7. Мистика в Махаяне (учение о парамитах и мистика Чандракирти)
8. Учение Иоанна Лествичника о 30 ступенях богопознания
9. Христианское учение о любви (1-е Послание к Коринфянам, Феофан Затворник)
10. Мистика псевдо-Дионисия Ареопагита и Григория Паламы
11. Стадии духовного пути в суфизме
12. Практика самоанализа в суфизме
13. Практика медитации в суфизме
14. Античный эзотеризм (элевсинские мистерии, дионисизм, орфизм, пифагореизм, герметизм)
15. «Христианский» и иудейский древний эзотеризм (гностицизм, манихейство, школа Валентина, мандеизм, учение собрания кумранских текстов, учение собрания Наг-Хаммади, езедизм)
16. Средневековый эзотеризм (каббалистическое учение, катары, тамплиеры, алхимия)
17. Эзотеризм Нового Времени (масонство, розенкрейцеры, Аргиппа, Парацельс, Пико делла Мирандола, Калиостро)
18. Эзотеризм второй половины XIX – начале XX века (Элифас Леви, Папюс, Алистер Кроули)
19. Эзотеризм в ХХ веке (Дион Форчун, Кастанеда, Антон Ла Вей)
20. Эзотеризм в России ХIХ-ХХ века (Блаватская, Рерихи, Гурджиев, Андреев)
Задание:
Выявите общие алгоритмы прохождения духовного пути в различных эзотерических и мистических практиках мира.

Критерии оценивания:
1. Полнота изложения устного материала;
2. Своевременность изложения материала;
3. Последовательность и рациональность изложения материала;
4. Оригинальность изложения материала;
5. Логичность изложения материала.

Шкала перевода баллов в оценку:

Отметка «2» выставляется в том случае, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Отметка «3» выставляется в том случае, если студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметка «4» выставляется в том случае, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускается некоторая неточность в ответе.
Отметка «5» выставляется в том случае, если студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, студент продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Синнетт А. Эзотерический буддизм: Москва: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Фархитдинова, О. М Социология религии. Эзотерические учения : учебное пособие для вузов : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/04AD279C-FF33-48B9-9004-EFAC7EEEDD92.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л2.2 Безант А. Эзотерическое христианство, или Малые мистерии: Москва: Директ-Медиа,, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центр изучения эзотеризма и мистицизма rhga.ru
Э2 Великая Ложа России russianmasonry.ru
Э3 Международная академия Кабаллы www.kabbalah.info
Э4 Курс в Moodle "Эзотерические и мистические учения" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Эзотерические и мистические учения» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать основные персоналии, учения и направления в эзотерике и мистике, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным охарактеризовать различные смысловые оттенки таких понятий как эзотерика, мистика, оккультизм, магия, алхимия, экзотерика и т.п.
На практических занятиях студент для получения положительной оценки на зачете обязан выступать с докладами по заранее выданным преподавателем темам, соответствующим содержанию курса. К тому же он обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных эзотерических и мистических учений у различных авторов. Умение сравнивать различные эзотерические и мистические концепции, выявляя их индивидуальную или общую эвристичность, также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Эзотерические и мистические учения». Способность студента оценивать как историческую роль эзотерических и мистических учений, так и роль эзотерики и мистики в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.