МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильВокальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_ВИ-2022
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о культуре как о многомерном, но целостном феномене, о специфике культурологического анализа процессов и явлений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен учитывать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает историю искусства и основные памятники отечественной и мировой культуры
ОПК-3.2 Умеет учитывать опыт достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Владеет навыками художественного анализа произведений отечественной и мировой культуры
ОПК-5Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры)
ОПК-5.1 Знает: проблематику современной политики Российской Федерации в сфере культуры
ОПК-5.2 Умеет: ориентироваться в проблематике современной политики Российской Федерации в сфере культуры
ОПК-5.3 Владеет: навыками осознания значимости сферы культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик; методологию исследования культуры, её феноменов и процессов для решения профессиональных и творческих задач
3.2.Уметь:
3.2.1.применять культурологическое знание и методы современной науки в профессиональной деятельности и творческой практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками анализа и обобщения, способностью понимать, изучать, критически анализировать информацию на основе основной методологии исследований культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Предмет теории культуры, основные категории и понятия. Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Проблема определения культуры, границы феномена Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Культурология в системе современного гуманитарного знания Сам. работа 4 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Структура и функции культуры Лекции 4 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Динамика культуры. Культурогенез. Практические 4 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.6. Динамика культуры. Теории и концепции Сам. работа 4 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Культура и природа, культура и искусство Сам. работа 4 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Культура и личность; культура и история. Сам. работа 4 24 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Культура и цивилизация. Сам. работа 4 19 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Культура и цивилизация Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Характеристика направлений, концепций, школ.
2.1. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры Сам. работа 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Концепция культурно-исторических типов. Сам. работа 4 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Психологический подход к исследованию культуры Сам. работа 4 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Теории и концепции психологического направления в культурологии Сам. работа 4 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Современные концепции культуры
3.1. Специфика культуры Востока в исследованиях Т.П. Григорьевой Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Восточный тип мышления как культурообразующий фактор Сам. работа 4 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Проблема Востока и Запада в теории культуры. Н.И. Конрад Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Системное строение культуры Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Теория системного строения культуры в авторских концепциях М.С. Кагана, Р.Г. Апресяна, О.Н. Астафьевой, Э.С. Маркаряна Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Гуманитарный подход к исследованию культуры Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Семиотический подход к исследованию культуры Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Семиотическая модель культуры Ю.М. Лотмана Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Проблема диалогических контактов в истории культуры Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Экзамен 4 27 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6745

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3: Способен учитывать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе профессиональной деятельности
ОПК-5: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой документ является базовым для формирования культурной политики РФ?
а) Закон об образовании РФ;
б) Основы государственной культурной политики;
в) Стратегия государственной культурной политики;
Правильный ответ: б

2. Какая классификация применяется к понятию «культурное наследие»?
а) материальное, духовное и художественное;
б) материальное и нематериальное;
в) народное и профессиональное;
г) древнее и современное.
Правильный ответ: б

3. Является ли семья объектом культурной политики?
а) не является;
б) только семьи высокой культуры;
в) является;
Правильный ответ: в

4. Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных … и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
а) приоритетов
б) проблем
в) ценностей
г) особенностей
Правильный ответ: а

5. Перечислите положения, относящиеся к Целям государственной культурной политики.
а) укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия
б) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности
в) укрепление социальной стабилизации общества
г) повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
Правильный ответ: а, б, г

6. Приведёт ли принятие настоящих Основ как единичного акта к достижению поставленных целей и задач?
а) приведёт
б) не приведёт
в) приведёт, но не сразу
Правильный ответ: б

7. Является ли повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности одной из задач культурное политики РФ?
а) да, является
б) нет, это сфера образования
в) нет, за качество подготовки каждый человек ответственен лично
Правильный ответ: а

8. Одним из принципов Государственной культурной политики РФ является защита традиционных семейных ценностей и института брака как …:
а) союза мужчины и женщины
б) первичной ячейки реализации культурной политики
в) основы культуры этноса
Правильный ответ: а

9. Одной из целей Государственной культурной политики РФ является передача от поколения к поколению … для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.
а) инновационных
б) подходящих
в) традиционных
Правильный ответ: в

10. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
а) экономического
б) гуманитарного
в) политического
г) социального
Правильный ответ: б

11. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью … Российской Федерации.
а) экономической политики
б) укрепления международного авторитета
в) социальной политики
г) Стратегии национальной безопасности
Правильный ответ: г

12. В целях формирования новой модели культурной политики предполагается в том числе: обеспечение … в реализации государственной культурной политики
а) межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия
б) юридического, экономического и творческого взаимодействия
в) взаимодействия законодательной и исполнительной власти
Правильный ответ: а

13. Реализация Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики предполагает … разработки и принятия обоснованных управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях.
а) экономическое обоснование
б) научно-методическое сопровождение
в) всенародное обсуждение
Правильный ответ: б

14. Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения … прав граждан в сфере культуры
а) социальных
б) юридических
в) конституционных
г) творческих
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какова функция документа Основы государственной культурной политики РФ в современной России?
Правильный ответ: Это базовый документ для формирования культурной политики РФ.

2. Как характеризуется Россия в Основах государственной культурной политики РФ?
Правильный ответ:
Россия – страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

3. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью … Российской Федерации
Правильный ответ: Стратегии национальной безопасности

4. Перечислите не менее 3 целей государственной культурной политики.
1) укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия; 2) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; 3) повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве; 4) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; 5) обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации.

5. «Культурное наследие» - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя … и … культурное наследие
Правильный ответ: материальное и нематериальное

6. Дайте определение культуры М.С. Кагана
Правильный ответ:
Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности.

7. Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения … прав граждан в сфере культуры.
Правильный ответ: конституционных.

8. Одним из принципов Государственной культурной политики РФ является защита традиционных семейных ценностей и института брака как …:
Правильный ответ: союза мужчины и женщины.

9. Одной из целей Государственной культурной политики РФ является передача от поколения к поколению … для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.
Правильный ответ: традиционных.

10. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
Правильный ответ: гуманитарного.

11. Приведёт ли принятие настоящих Основ как единичного акта к достижению поставленных целей и задач?
Правильный ответ: не приведёт.

12. Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных … и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Правильный ответ: приоритетов.

13. На каких уровнях может проводиться Культурная политика РФ?
Правильный ответ: Культурная политика может проводиться на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

14. Кто составляет субъектов культурной политики РФ?
Правильный ответ: человек, общество, население, государство.

15. Что является средством реализации культурной политики?
Правильный ответ: Для реализации задач существуют программы культурной политики, в которых определяется система приоритетов, распределение финансовых средств, ответственность субъектов за реализацию культурной политики.

16. Назовите типы проектов с точки зрения их классификации по характеру поисковой деятельности и преобладающим методам.
Правильный ответ: исследовательские, творческие, информационные.

17. Как государство формирует модель культурной политики? Поставьте в логической последовательности: Создаются управленческие структуры, Определяются приоритеты, Формируется концепция культурной политики, Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества, Формулируются задачи.
Правильный ответ: 1) Формируется концепция культурной политики
2)Определяются приоритеты
3) Формулируются задачи
4)Создаются управленческие структуры
5)Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества

18. Что определяет развитие культурной политики в регионах?
Правильный ответ: Развитие культурной политики в регионах определяется соответствующими государственными документами. Решения в культурной политике регионов не должны противоречить основным положениями федеральных законов.

19. Что является инструментом реализации культурной политики РФ?
Правильный ответ: Программы, подпрограммы, проекты.

20. Что является правовой базой культурной политики РФ.
Правильный ответ: Конституция Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2.Культуролог. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturolog.ru/
Э2 3.Санкт-петербургское отделение Российского института культурологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbric.org/
Э3 4.Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
Э4 Курс в Moodle "Теория культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет.
Для подготовки к зачёту или экзамену студентам предлагается перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на зачёте или экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.