МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фортепиано

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.02. Изящные искусства
ПрофильВокальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план50_03_02_Изящное искусство_ВИ-2022
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 0
самостоятельная работа 288
индивидуальные консультации 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Сам. работа 108 108 180 180 288 288
Консультации 36 0 36 0 72 0
Итого 144 108 216 180 360 288

Программу составил(и):
Препод., Юдина М. С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Фортепиано

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.02 Изящные искусства (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 517)

составлена на основании учебного плана:
50.03.02 Изящные искусства
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать наиболее полному развитию музыкально-исполнительских данных студента
развивать гармоническое мышление студентов
формировать широкий кругозор с помощью исполнения на фортепиано лучших образцов классической и современной музыки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен создавать и реализовывать новые творческие идеи в рамках поставленной профессиональной задачи
ПК-2.1 Знает этапы эффективного создания новых творческих идей
ПК-2.2 Умеет планировать реализацию творческой идеи при решении профессиональных задач
ПК-2.3 Владеет навыками создания творческих идей в рамках поставленных профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные задачи и этапы репетиционной работы
музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением
работать над характером каждой партии
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки
методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями
навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебно-технологический репертуар
1.1. Работа над различными видами фортепианной техники; чтение с листа. Сам. работа 5 50 ПК-2.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Работа над артикуляцией, динамикой, агогикой, штрихами; взаимосвязь аппликатуры и фразировки; игра в ансамбле. Сам. работа 5 58 ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Учебно-исполнительский репертуар
2.1. Анализ функций, голосоведения, тембро-динамических характеристик; выбор исполнительских приемов Сам. работа 6 90 ПК-2.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Анализ музыкальной структуры; противопоставление и развитие тематического материала. Сам. работа 6 90 ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4033
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен создавать и реализовывать новые творческие идеи в рамках поставленной профессиональной задачи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является:
а) личностный рост;
б) эстетическое развитие;
в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя.
Правильный ответ: в

2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано:
а) клавир;
б) клавесин;
в) спинет.
Правильный ответ: а

3. Артикуляция в музыке – это:
а) слуховая координация;
б) умение дослушивать звук до конца;
в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли.
Правильный ответ: в

4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это:
а) фразировка;
б) декламация;
в) дикция.
Правильный ответ: а

5. Интонирование – это:
а) чистое воспроизведение отдельных звуков;
б) выразительное исполнение музыкальной мысли;
в) членение музыкального текста.
Правильный ответ: б

6. Организацию музыки во времени выражает:
а) ритм;
б) метр;
в) размер.
Правильный ответ: а

7. Штрих – это:
а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука;
б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники;
в) изменение громкости между нотами или фразами.
Правильный ответ: б

8. Интерпретацией музыкального произведения является:
а) прочтение музыкального текста с листа;
б) анализ художественного содержания произведения;
в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом.
Правильный ответ: в

9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает:
а) целостный охват формы произведения;
б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов;
в) ознакомление с текстом.
Правильный ответ: б

10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов:
а) на итальянском;
б) на английском;
в) на французском.
Правильный ответ: а

11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя:
а) внешние данные;
б) физические способности;
в) волевые качества и саморегуляция.
Правильный ответ: в

12. Реприза – это:
а) промежуточное звено;
б) знак повторения в нотном тексте;
в) музыкальный фон к основной мелодии.
Правильный ответ: б

13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это:
а) эпизод;
б) период;
в) такт.
Правильный ответ: в

14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам:
а) presto;
б) moderato;
в) vivo.
Правильный ответ: б

15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц:
а) архитектоника;
б) семантика;
в) герменевтика.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности.

2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа.

3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним.

4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения?
Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство.

5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений.

6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности.

7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным.

8. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах.

9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению?
Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению.

10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде?
Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя.

11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения?
Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства.

12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю?
Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями.

13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства.

15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: Трудолюбие, терпение.

16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения?
Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением.

17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы?
Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы.

18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей.
Гаммы, этюды.

19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний?
Правильный ответ: Режим труда и отдыха.

20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей?
Правильный ответ: Мышечной свободы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачетов в 5,6 семестрах.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На зачете обучающийся должен исполнить: этюд и полифоническое произведение или произведение крупной формы, либо две разнохарактерные пьесы (или цикл пьес).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Электронный курс Фортепиано в Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студенты при подготовке программы должны уметь равномерно распределять время на самоподготовку за инструментом: при разборе произведения на фортепиано следует обращать пристальное внимание на особенности метро-ритмической организации, гармонических связей, стилистических решений, аппликатуры; при выучивании произведения наизусть необходимо тщательно проработать детали во избежании неточностей в исполнении, стараться задействовать все виды памяти (логическую, двигательную, интонационно-мелодическую, слуховую и т.д.). Организация репетиционного процесса перед выступлением также требует особого внутреннего настроя и максимальной концентрации внимания с целью успешного исполнения выученной программы.