МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика и управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.полит.н., Доцент, Асеева Т.А.;к.и.н., Доцент, Киреева О.С.;Ст.преподаватель, Казанцев Д.А.;д.ф.н., Профессор, Широкова М.А.

Рецензент(ы):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политика и управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о политическом, государственном и муниципальном управлении как механизме реализации властных решений, об основных способах и институтах управления общественными отношениями, что должно обеспечить способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор. В процессе изучения курса у студента должно сформироваться понимание принципов функционирования государственных и негосударственных субъектов политического управления на всех стадиях разработки и осуществления властно-управленческих решений в различных сферах общественной жизни, что должно способствовать формированию умения осуществлять социальное взаимодействие и способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, а также способности принимать обоснованные экономические решения и формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-3: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-11: способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками;
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия;
УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
УК-11.2. Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений
УК-11.3. Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-3: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-11: способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками;
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия;
УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
УК-11.2. Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений
УК-11.3. Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-3: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-11: способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками;
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия;
УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
УК-11.2. Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений
УК-11.3. Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Политика и власть (Кольцо всевластия: политика и власть в современном обществе) Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
1.2. Политика и власть (Кольцо всевластия: политика и власть в современном обществе) Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
1.3. Политические режимы (Режимы в 3Д: диктатура, демократия и другие) Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
1.4. Политические режимы (Режимы в 3Д: диктатура, демократия и другие) Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
1.5. Политическое и государственное управление (Public administration: чего ждать от государства?). Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
1.6. Политическое и государственное управление (Public administration: чего ждать от государства?). Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
1.7. Местное самоуправление (Local government: чего ожидать от местного сообщества?). Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
1.8. Местное самоуправление (Local government: чего ожидать от местного сообщества?). Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
1.9. Государственное управление экономикой («Муха денежку нашла: государственное управление экономикой»). Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
1.10. Государственное управление экономикой («Муха денежку нашла: государственное управление экономикой»). Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
2.1. Партии и партийные системы (Они хотят ваш голос или зачем нам партии?). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.8, Л1.4
2.2. Партии и партийные системы (Они хотят ваш голос или зачем нам партии?). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
2.3. Избирательные системы («Выборы, выборы…»). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
2.4. Избирательные системы («Выборы, выборы…»). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
2.5. Политические элиты и лидерство (Как стать Президентом?). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л1.4
2.6. Политические элиты и лидерство (Как стать Президентом?). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л1.4
Раздел 3. РАЗДЕЛ 3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
3.1. Политические конфликты (Политические конфликты: война и мир). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л2.8, Л1.4
3.2. Политические конфликты (Политические конфликты: война и мир). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
3.3. PR в политике и управлении (Политическое зомбирование или управление коммуникацией?). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
3.4. PR в политике и управлении (Политическое зомбирование или управление коммуникацией?). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
3.5. Переговоры в политике, бизнесе и управлении (Переговоры: «мы делили апельсин много нас, а он один»). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
3.6. Переговоры в политике, бизнесе и управлении (Переговоры: «мы делили апельсин много нас, а он один»). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
Раздел 4. РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
4.1. GR и лоббизм (GR и PRОдвижение интересов). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
4.2. GR и лоббизм (GR и PRОдвижение интересов). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л1.4
4.3. Гражданское общество и участие (Я - гражданин!). Практические 3 2 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
4.4. Гражданское общество и участие (Я - гражданин!). Сам. работа 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
4.5. Международные отношения и мировая политика («Великая шахматная доска», или кто управляет миром?). Практические 3 4 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4
4.6. Международные отношения и мировая политика («Великая шахматная доска», или кто управляет миром?). Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы к зачету:
1. Политика как общественное явление.
2. Власть и ее место в политике.
3. Структура власти.
4. Политическая власть, ее особенности.
5. Легитимность и эффективность политической власти.
6. Понятие «политический режим», многообразие подходов.
7. Типы политических режимов.
8. Происхождение партий. Понятие партии.
9. Функции и типы партии.
10. Переговоры в политическом процессе.
11. Подготовка к переговорам, ее сущность и содержание.
12. Особенности проведения переговоров, итоговый этап переговоров.
13. Избирательные системы как неотъемлемый элемент политической системы: понятия и свойства.
14. Аспекты избирательных систем.
15. Типы избирательных систем.
16. Понятие, система, структура и виды управления.
17. Государственное и муниципальное управление.
18. Регулирование экономики в управлении.
19. Охарактеризуйте особенности политического конфликта и его функции.
20. Выделите особенности и охарактеризуйте типы международных политических конфликтов.
21. Выделите особенности и охарактеризуйте типы внутриполитических конфликтов.
22. Выделите признаки лоббизма и охарактеризуйте критерии его классификации.
23. Охарактеризуйте субъекты и объекты GR-деятельности.
24. Охарактеризуйте модели взаимодействия государства и бизнеса.
25. Выделите и охарактеризуйте признаки и условия функционирования гражданского общества.
26. Охарактеризуйте структуру и функции гражданского общества.
27. Перечислите и охарактеризуйте модели взаимодействия гражданского общества и государства.
28. Определите сущность и специфику деятельности субъектов мировой политики.
29. Проанализируйте специфику основных геополитических пространств современной России.
30. Выявите взаимосвязь демографического ресурса с перспективами развития государства.
31. Определите факторы, способствующие становлению политического лидерства.
32. Проанализируйте содержание функций политического лидерства.
33. Выявите угрозы и риски деятельности политического лидера, связанные с парадоксом и стрессом лидера.
34. Определите специфику манипуляционного воздействия и его отличие от других способов коммуникации.
35. Проанализируйте содержание манипуляций посредством управления информационной средой.
36. Сопоставьте потенциал манипулятивного воздействия посредством разных каналов коммуникации (печатная продукция, радио, телевидение, Интернет).

Примеры практических заданий:
1. Проанализируйте различные трактовки власти, выделите их сущностные характеристики
2. Покажите место власти в политике и ее роль как цели и средства политики.
3. Охарактеризуйте основные измерения политики.
4. Изложите современные подходы к определению политического режима.
5. Выявите соотношение авторитаризма и демократии.
6. Выделите основные проблемы классификации политических режимов.
7. Сравните типы легитимного господства в концепции М. Вебера
8. Проанализируйте функции партий в современном обществе.
9. Выделите основные признаки политических партий.
10. Рассмотрите соотношение легитимности и легальности власти.
11. Покажите диалектическую взаимосвязь целей и средств в политике
12. Изложите суть типологии партий М. Дюверже
13. Охарактеризуйте причины и условия возникновения партий
14. Проанализируйте типологию партий по идеологической направленности
15. Сопоставьте основные виды власти в обществе, покажите их соотношение с политической властью.
16. Выделите специфические признаки политики как деятельности.
17. Охарактеризуйте основные элементы структуры власти.
18. Сравните характеристики легитимности и эффективности власти по С. Липсету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фос находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л1.3 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
Л1.4 Гаджиев К.С. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Туронок С.Г. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Сморгунова Л.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ачкасов, В. А. Мировая политика и международные отношения : учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.5 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Я. Ю. Шашкова Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2008
Л2.7 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
Л2.8 под ред. В. А. Семенова, В. Н. Колесникова Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие : [для бакалавров] Питер, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН): www.inion.ru
Э2 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э3 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э5 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э7 Сайт Центра политических технологий www.politcom.ru
Э8 ЭУМК «Политика и управление»: portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Политика и управление» играет важную роль в формировании мировоззрения и навыков студентов, позволяющих наиболее эффективно освоить и реализовать профессиональные компетенции. Знания в области политики и управления универсальны и способствуют формированию гармоничной личности и актуальны на всех уровнях коммуникаций: от межличностной, до профессиональной. Обладание компетенциями в этой области – требование, предъявляемое к современному специалисту во всех областях. Освоение методик системного анализа проблемных ситуаций способствуют, формированию умения принятия оптимальных управленческих решений, с учетом экономических и политических особенностей современного поликультурного глобализующегося мира; реализации своего личностного и профессионального потенциала в командной деятельности.
Формы организации обучения: видеолекции, практические задания, тесты, самостоятельная работа студентов, интерактивные HTML-игры, интерактивный контент, иные элементы и взаимодействия. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по курсу включает в себя следующие разделы:
1. Видеолекции, каждая от 30 минут. Для удобства освоения курса, оптимизации подготовки и повышения качества прохождения практического занятия и теста к теме, в курсе размещены видеолекции, которые содержат в себе базовую необходимую информацию по изучаемому вопросу и теме. Видеолекции являются формой самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию (практикуму). Успешное прохождение видеолекции и одного контрольного вопроса из трех после ее просмотра дают доступ к другому элементу темы или курса (заданию, тесту, следующей видеолекции и т.д.).
2. Учебная литература по ссылке и в папке, рекомендованная в качестве основной и дополнительной источниковой базы по курсу. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, включающий базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точками зрения различных авторов, их аргументацией. Данный подход должен способствовать формированию толерантной атмосферы в студенческом коллективе.
3. Каждая тема оснащена разнообразными заданиями и тестами, иными интерактивными элементами: голосование, Wiki, HTML-игры и другое. Элементы «Задание» и «Тест» становятся доступны после просмотра соответствующей видеолекции в теме. Успешность их выполнения является условием перехода к освоению следующих этапов изучения курса:
3.1. Тесты: ко всем темам предлагается тест из 10 вопросов, всего 14 тестов. Они позволяют проверить как теоретические знания, так и практические навыки.
3.2. Задания: практикум «Политика и управление» ориентирован на освоение и закрепление практических навыков соответствующего модуля, что предполагает выполнение заданий по всем темам. Общее количество заданий - 14. Выполнение задания по каждой теме предусмотрено как в очном, так и дистанционном формате, условия которых прописаны в элементе «Задание» соответствующей темы:
3.2.1. Студенты, обучающиеся очно, готовят задание к практическому занятию! В более чем 90% случае последним являются тренинги, мастер-классы, деловые игры, например, игры в переговорный процесс. Преподаватель выставляет студентам, посетившим занятие, оценку в журнал по 100 бальной шкале. Практические занятия по курсу «Политика и управление» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания и приобрести умения, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с видеолекцией, литературой и дополнительными материалами, содержащимися в соответствующем разделе. Приветствуется привлечение дополнительной информации из источников не указанных в рабочей программе и ИРПД. Подготовка и презентация решения кейсов на практикуме допускает как индивидуальное, так и командное участие.
3.2.2. Студенты, обучающиеся дистанционно, отправляют свой ответ на него через Moodle. Дистанционный формат предполагает кейсовый метод обучения. При условии дистанционного прохождения курса, предусмотрена форма коллективного обсуждения кейсов практикума, что так же формирует навык коллективной коммуникации и командной работы. Данные задания имеют проходной балл в 50 из 100 баллов, дается три попытки на его преодоление.
3.3. Элемент «Голосование» позволяет студентам выразить мнение по какому-либо вопросу в теме. Элемент «Медиаколлеция» содержит в себе видео- или фотоматериалы к теме. Также к темам с помощью элемента «Страница» и других прикреплены различные HTML-игры, ссылки, учебная литература и иные материалы. Элемент «Wiki позволяет любым участникам курса добавлять и редактировать набор связанных друг с другом страниц.
4. Знакомство с категориальным аппаратом предмета происходит через использование глоссария и облака тэгов, содержащее наиболее актуальные научные публикации по выбранному понятию.
5. Имеется возможность задавать вопросы организационного и содержательного характера в соответствующих интерактивных элементах обратной связи, проводить с преподавателем вебинары и консультации (вебинар, чат, форум и т.д.).
6. Перечень вопросов или тест для промежуточной аттестации по учебной дисциплине. Если студент желает заменить тест по курсу живым общением с преподавателем, то ему предлагается сдать предмет традиционным способом - по билетам. Вопросы к курсу имеются в соответствующем разделе. Одно заменяется другим, студент не может выбрать оба варианта, при этом преподаватель корректирует журнал оценок соответствующих студентов, выбравших вместо дистанционного теста сдачу по билетам.
7. Студентам предлагается оценить курс по некоторым параметрам в элементе «Анкета». Это позволит в дальнейшем усовершенствовать его, принимая во внимание пожелания обучающихся.
Ряд тем курса находятся на стыке политической науки, менеджмента и истории, социологии, экономики, психологии и ряда других областей социально-гуманитарного знания. В рамках изучения темы «Политика и власть» следует особое внимание обратить на проблему места власти в жизни человека и общества, уяснить особенности политической власти, основ ее легитимности и легальности. При рассмотрении темы «Политический режим», следует особое внимание обратить на проблему соотношения теории и практики функционирования политических режимов. В рамках темы «Политическое и государственное управление» следует особое внимание обратить на связь между политикой и управлением, разобраться в различиях между государственным, муниципальным и политическим управлением, на особенности государственного регулирования экономики, антикоррупционное законодательство и практики, это позволит понимать и использовать экономические закономерности при принятии управленческих решений.
В рамках тем «Политические партии», «Выборы и избирательные системы», «Политические конфликты», «Гражданское общество и участие», следует разобраться в принципах и формах представления и реализации гражданских и корпоративных интересов на местном, региональном и федеральных уровнях. Понимание данных проблем способствует формированию умения осуществлять социальное взаимодействие и способности воспринимать межкультурное разнообразие общества, принимать рационально-взвешенные решения в процессе жизнедеятельности, использовать научные технологии в процессе кооперации с другими гражданами.
Важными темами практикума являются темы рассматривающие особенности лидерства и управления коммуникациями. Они способствуют развитию собственных коммуникативных навыков, анализу коммуникативных стратегий других людей, что повышает уровень эффективности профессиональной деятельности. При этом технологии и тактики, рассматриваемые в данных темах, могут применяться не только в политической сфере, но и в серах управления и экономики.
Особое место в курсе занимают темы переговоров и лоббистской деятельности. При рассмотрении которых следует сосредоточиться на подготовке и организации переговоров, разобраться в различиях между переговорами и другими видами коммуникации. Так же следует обратить внимание на управленческий процесс; процесс выработки государственных решений сквозь призму влияния на него различных социальных субъектов, прежде всего, лоббистов и GR-специалистов.
Современный глобальный мир влияет на ход внутренних политических и экономических процессов, что требует внимательного изучения темы «Мировая политика и международные отношения». В ходе изучения данной темы важно сформировать понимание о субъектах мировой политики, их интересах и целях, а также о последствиях их деятельности на внутренние процессы в государствах.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает освоение общетеоретических вопросов по темам практикума, раскрывающимся в видеолекциях; повторение пройденного материала; ознакомление с рекомендованной литературой и иными информационными ресурсами по рассматриваемым вопросам. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.