МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитические технологии в сфере культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, О.С. Комарова

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитические технологии в сфере культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование системы теоретических знаний в области информационного обеспечения государственного и муниципального управления в сфере культуры, применения современных информационно-аналитических технологий для повышения качества и эффективности управленческих решений.
– формирование знаний об основных направлениях информатизации государственного и муниципального управления;
– ознакомление с методами принятия управленческих решений, инструментальными и программными средствами информационных технологий, которые могут быть использованы
в информационно-аналитической работе органов государственного и муниципального
управления;
– формирование практических навыков использования информационноаналитических технологий в сфере государственного и муниципального управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Знает: основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности
ОПК-5.2 Умеет: применять навыки и приемы современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
ОПК-5.3 Владеет: способностью к реализации современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные информационные технологии и принципы применения их в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать системы поиска профессиональной информации в глобальных сетях
применять программные средства обеспечения безопасности данных на автономном ПК и в интерактивной среде
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с различными программными продуктами, используемыми для решения экономических задач
навыками применения видеоконференций, электронной почты,использования социальных сетей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятия информации, информатизации, информационной технологии, обеспечивающей информационной технологии, предметной информационной технологии, информационной системы. Классификации информационных систем и управленческой информации. Лекции 3 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
1.2. Понятие информационного общества и общества знаний. Глобализация, информационное общество, экономика знаний и государственное управление. Теории информационного общества. Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.3. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.4. Роль информации и информационных технологий. Информационная экономика и ее роль в развитии государства и общества. Лекции 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.5. Содержание понятие социальные технологии Инновации и их сущность, источники инноваций, инновационный процесс. Специфика управленческих инноваций. Практические 3 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
1.6. Понятие инновации и специфика управленческих инноваций. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.7. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
1.8. Новые механизмы власти в информационном обществе (концепции М.Фуко, О. Тоффлера, Д. Белла). Практические 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.9. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2
1.10. Способы легитимации власти в информационном обществе. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.11. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информатизация государственного и муниципального управления.
2.1. Информационные системы, ресурсы и технологии аналитической обработки данных государственного и муниципального управления. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.2. Основы информационно-аналитической работы.Методы сбора и анализа информации.Процесс разработки и принятия решений, работа с информацией в государственном и муниципальном управлении. Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.3. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.4. Системы поддержки принятия решений в государственном и муниципальном управлении.Системы электронного документооборота. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
2.5. Сетевые информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.Информационно-аналитические подразделения органов управления. Ситуационные центры. Сам. работа 3 18 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
Раздел 3. Технологии анализа данных
3.1. Статистические системы и технологии анализа данных Сам. работа 3 13 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
3.2. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
3.3. Динамические системы и технологии анализа данных Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
3.4. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
3.5. Организация информационных хранилищ Сам. работа 3 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
Раздел 4. Информационные технологии в государственном управлении
4.1. Направления информатизации государственного управления; Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.2. информатизация Совета Федерации; информатизация Государственной Думы; Сам. работа 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.3. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.4. Содержание и значение Государственнойпрограммы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.5. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
Раздел 5. Информационные технологии в муниципальном управлении
5.1. Системное представление управляемой территории; муниципальная информационная система внутридомовые компьютерные сети Интернет-технологии в муниципальном управлении Сам. работа 3 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
5.2. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
5.3. Направления информатизации муниципального управления; геоинформационные системы в муниципальном управлении Сам. работа 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
5.4. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой; информационные технологии управления муниципальной недвижимостью; Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
5.5. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10355

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
а. источник информации
б. издание
в. документ
г. публикация
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов?
а. первичный документ
б. опубликованный документ
в. издание
г. вторичный документ
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью:
а. общество новых информационных технологий
б. информационное общество
в. компьютеризированное общество
г. автоматизированное общество
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий:
а. компьютеризация
б. информатизация
в. автоматизация
г. медиатизация
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
а. информационный взрыв
б. информационный барьер
в. информационный поток
г. информационный процесс
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
а. информационный барьер
б. информационный кризис
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
г. Российская книжная палата (РКП)
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
а. Российская книжная палата (РКП)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Научный центр правовой информации (НЦПИ)
г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)
ОТВЕТ: г

Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская книжная палата (РКП)
в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)
г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
а. доменное имя
б. URL
в. браузер
г. HTML
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
а. сервер
б. провайдер
в. сайт
г. чат
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
а. стратегические ресурсы
б. кадровые ресурсы
в. информационные ресурсы
г. природные ресурсы
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это:
а. информационный кризис
б. информационная революция
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
а. фамилия конкретного автора
б. тема издания
в. год издания
г. жанр издания
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
а. логические операторы
б. электронный каталог
в. пароль
г. гиперссылки
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: информационная культура

2. ИНТЕРНЕТ –
Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это
3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: браузер

4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее:
Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер

5. Укажите основные характеристики информационного издания
Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку
Ответ: ключевые слова

7. Цитата –
Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:
Ответ: тезис

9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?»
Ответ: аннотация

10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?»
Ответ: реферат

11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:
Ответ: обзор

12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации
Ответ: индивидуализированный характер представления информации

14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

15. Электронная библиотека –
Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
Ответ: поисковый каталог

17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет
Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера
Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов.

19. Словоформа / Wordform –
Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..."

20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы
Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Методика обучения информационным технологиям. Практиум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов А. С., Захарова Т. Б., Захаров А. С. Общая методика обучения информатике: Прометей, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный Закон от 27 июля 2006 г. No 149-ФЗ «Об информации,информационных технологиях и защитеинформации» iecp.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.