МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История европейского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 231
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 18 18 30 30
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 78 78 153 153 231 231
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
ст.преп., Айхлер Н.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История европейского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск.,доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XIX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре.
Задачи дисциплины:
1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства;
2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм);
3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений;
4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-1.1 Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию
ОПК-1.2 Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства
ОПК-1.3 Владеет: навыками критического анализа произведений искусства
ОПК-2Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы XIX века, о наиболее крупных коллекциях западноевропейского искусства в России (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина).
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода. Студенту необходимо также ориентироваться в проблемах изучения искусства Западной Европы, знать труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий.
Уметь атрибутировать памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры, рассматриваемых в ходе освоения теоретического материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.стилистического анализа произведений искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.2. Изучение лекционного материала по теме - Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Сам. работа 5 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Домашнее задание по теме - Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Сам. работа 5 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.4. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века.Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 2. Классицизм в искусстве Западной Европы рубежа XVIII-XIXвв.
2.1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.2. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Практические 5 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.3. Контрольная работа по теме - Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. Сам. работа 5 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.4. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 5 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.5. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.6. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.7. Подготовка к семинарскому - Школа Давида. Энгр. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
2.8. Тема для самостоятельного изучения - Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 3. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХв.
3.1. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.3. Подготовка к семинарскому занятию Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.4. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.5. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.6. Контрольная работа по теме - Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.7. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя.Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.8. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.9. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.10. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.11. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.12. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.13. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.14. Тема для самостоятельного изучения - Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.15. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.16. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.17. Контрольная работа - Реализм как направление в искусстве. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.18. Анализ научных публикации по теме - Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.19. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.20. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.21. Тема для контрольной работы - Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.22. Подготовка к семинару и практикуму по разделу - Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.23. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.24. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 4. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве Западной Европы второй половины XIX в.
4.1. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.2. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.3. Контрольные работы на выбор по теме - Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.4. Тема для самостоятельного изучения - Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.5. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.6. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.7. Подготовка к семинарскому занятию - Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.8. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Лекции 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.9. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.10. Подготовка к семинарскому занятию - Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.11. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.12. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.13. Проработка лекций по теме - Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.14. Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.15. Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию - Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.16. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
4.17. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
Раздел 5. Архитектура Западной Европы XIX в.
5.1. Архитектура Франции XIX в. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
5.2. Архитектура Англии, Италии, Германии XIX в. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Термин «классицизм» переводится с латинского языка как:
а) образцовый
б) действенный
в) чувственный
Правильный ответ: а

2. Классицизм:
а) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности
б) художественное направление (течение) в искусстве и литературе 17 – начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил
в) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины 18 века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира
Правильный ответ: б
3. Классицизм как литературное направление зародился:
а) в России
б) в Англии
в) во Франции
Правильный ответ: в
4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма:
а) Буало
б) Корнель
в) Мольер
Правильный ответ:а
5. Основное свойство классицизма:
а) стремление представить человеческую личность в движении
б) доминанта субъективного над объективным
в) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам
Правильный ответ: в
6. В основе эстетики классицизма:
а) элегические настроения
б) принцип рационализма и «подражания природе»
в) провозглашение творческой активности художника
Правильный ответ: б

7. Для классицизма характерно:
а) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах
б) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы
в) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом
Правильный ответ: в

8. Что можно назвать основным лозунгом классицизма:
а) чувственное восприятие
б) подражание природе
в) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»
Правильный ответ:б
9. Правило «трёх единств» включает в себя:
единство времени, места и героев
Правильный ответ:б
10. В архитектуре г. Бразилиа имеются ассоциации со следующим типом древних культур:
а) римская
б) английская
в) древнеегипетская
Правильный ответ:в
11. В основе дома Джестера по проекту Райта лежит:
а) овал
б) квадрат
в) круг
Правильный ответ:в
12. В первую очередь среди памятников ____________________ выделяется храм Святого Семейства в Барселоне.
а) Гауди
б) Фальконе
в) Микеланжелло
Правильный ответ:а
13. Единство трех элементов: назначения произведения, материала изготовления и обработки присуще а) конструктивизму
б)классицизму
в)символизму
Правильный ответ:а
14. Если предшественники в архитектуре фасадов все еще чередовали стену и проем, то Ле Корбюзье применяет:
а) сплошную ленту стекла
б) сайдинг
в) кирпичную кладку
Правильный ответ:а
15. Идеи органической архитектуры были разработаны на основе критического анализа
а)функционализма
б) импрессионизма
в)конструктивизма
Правильный ответ:а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется выступающая за основную линию фасада часть здания, создаваемая с целью зрительного расчленения и оживления поверхностного фасада.
Правильный ответ: Ризалит
2. Вытянутое по оси на восток-запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых «нефами»
Правильный ответ: Базилика
3. Правдивое, объективное отображение действительности в искусстве, характеризующее его познавательную функцию.
Правильный ответ: Реализм
4. Художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для ее изучения.
Правильный ответ: Этюд
5. Ампир — это:
Правильный ответ: стиль первых трех десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма
6. Барокко — это искусство,
Правильный ответ: построенное на асимметрии и контрастах, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами
7. Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в:
Правильный ответ: культовых, церковных постройках
8. Безмятежно-светлое и утонченное искусство рококо, принципиально противоположное __________________, возникло как своеобразная реакция на него.
Правильный ответ: классицизму
9. Беллотто широко пользовался в своих работах камеры-обскуры. Его городские ведуты не отличаются широтой художественного обобщения, в них мало настроения, движения, воздушности, но они представляют:
Правильный ответ: большую художественно-документальную ценность
10. В 1622 г. для создания монументальных композиций, украсивших недавно построенный Люксембургский дворец, был приглашен:
Правильный ответ: Рубенс
11. В 20-40-х гг. XVI в. в западноевропейском искусстве появилось течение, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения, утверждавшее неустойчивость и трагичность бытия человека, власть над ним непостижимых сил. Это течение
Правильный ответ: Маньеризм
12. В архитектуре, __________________ — стиль контрастов и неравномерного распределения композиционных средств, что ощущается и на фасадах, и в интерьерах зданий.
Правильный ответ: барокко
13. В постройках 1760-1780-х годов более молодое поколение зодчих формирует новый этап классицизма, который характеризуется решительным поворотом к:
Правильный ответ: Античности
14. Во второй половине XVII в. во французской живописи получил развитие также __________________ жанр, в котором можно отметить два направления.
Правильный ответ: батальный
15. Выражение конкретного понятия при помощи конкретного образа — это:
Правильный ответ: аллегория
16. Архитектором, сформулировавшим 5 принципов современной архитектуры, был:
Правильный ответ: Ле Корбюзье
17. Архитектурное направление, для которого характерны приоритет конструкции и функциональности, целесообразность строго утилитарных норм, в котором простота доводится до предела, действует лозунг о единстве трех элементов назначения сооружения, называется:
Правильный ответ: конструктивизм
18. Архитектурный стиль, в основе которого лежит экспрессионизм, наиболее распространенный в 50-70-е гг., называется:
Правильный ответ: неоэкспрессионизм
19. Интернациональный стиль:
Правильный ответ: Архитектурный стиль, возникший в 20-е годы ХХ века на основе функционализма и распространившийся по всей Европе в 30-е годы
20. В 1890-е гг. архитекторы и дизайнеры, испытавшие влияние стиля, черпали вдохновение в мире растительных форм:
Правильный ответ: модерн


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Направление в архитектуре ХХ века, которому свойственно стремление к наиболее рациональному размещению и экономичной планировке, основным девизом которого является «форма следует функции», называется:
а) функционализм
б)классицизм
в)конструктивизм
Правильный ответ:а
2. Направление в архитектуре ХХ века, которому свойственно стремление к наиболее рациональному размещению и экономичной планировке, основным девизом которого является «форма следует функции», называется:
а) функционализм
б) модерн
в)академизм
Правильный ответ:а
3. Направление в искусстве, суть которого основана на деформации и разложении предметов, называется:
а) фовизм
б) кубизм
в) сюрреализм
Правильный ответ:б
4. Основным жанром в живописи Фриды Калло был:
а) автопортрет
б)пейзаж
в) батальный жанр
Правильный ответ:а
5. Основой для абстракционизма послужил
а) фовизм
б)кубизм
в) импрессионизм
Правильный ответ:б
6. Основоположником сюрреализма считается:
а) С.Дали
б) В.Ван Гог
в) А. Бретон
Правильный ответ:в
7. Официальной датой рождения конструктивизма считается:
а) начало XX века
б) конец ХХ века
в) конец ХIХ века
Правильный ответ:а
8. Период в развитии кубизма, в котором изобразительная плоскость заполняется элементами расчлененных предметов в различных сочетаниях, называется:
а) синтетический кубизм
б) аналитический кубизм
в)абстрактный или чистый кубизм
Правильный ответ:а
9. Период в творчестве Пабло Пикассо, для которого характерно изображение бедняков и изгоев общества, а также сентиментальная меланхолия и голубовато-зеленая гамма, называется ____________________ период.
а)голубой
б)синий
в) чёрный
Правильный ответ: а

10. Период в творчестве Пикассо, для которого характерно изображение танцовщиков и акробатов, розовато-золотистые оттенки называется ____________________ период.
а) фиолетовый
б) розовый
в) белый
Правильный ответ: б
12. Поэтическое осмысление идей функционализма характерно для:
а) Ле Корбюзье
б) А.Гауди
в) С.Дали
Правильный ответ: а

13. Приоритет личности автора над объектом изображения характерен для такого направления, как:
а)импрессионизм
б)экспрессионизм
в) сюрреализм
Правильный ответ: б
14. Произведение «Триумфальная арка» написал:
а)Ремарк
б) Мунк
в) Кало
Правильный ответ:а
15. Развитие конструктивизма называют естественной реакцией на изощренные растительные мотивы, присущие, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового
а) классицизму
б) функционализму
в) модерну
Правильный ответ:в
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. По выражению Ортега-и-Гассета, сущность модернизма заключалась в:
Правильный ответ: «расчеловечивании» человека
2. По разработанному в 30-е гг. плану реконструкции Парижа Ле Корбюзье предлагал:
Правильный ответ: снести старый Париж, чтобы на его месте вознести новый, выдержанный в строгой геометрии город
3. По словам Райта, в концепции «органической архитектуры» идея имеет большое значение:
Правильный ответ:цельности
4. Подход, основанный на освоении новой техники и новых конструктивных возможностей, называется:
Правильный ответ: тектонический
5. Понятие об условном характере пространства лежит в основе такого направления, как: Правильный ответ: кубизм
6. Причинами возникновения мироощущения декаданса является:
Правильный ответ: кризис общественного сознания
7. Проект сборных каркасных домов для серийного производства, названный «Домино», получил признание лишь:
Правильный ответ: в1929 году
8. Проектируя здание Баухауса, Вальтер Гропиус использовал:
Правильный ответ: конструктивные возможности бетона
9. Проектом ____________________ предусматривалась перестройка Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта.
Правильный ответ: Ле Корбюзье
10. Совокупность течений в искусстве ХХ века, которым присущи разрыв с традиционными приемами художественного творчества, называется:
Правильный ответ:модернизм
11. Согласно легенде термин «кубизм» придумал художник:
Правильный ответ: А. Матисс
12. Специфическим вариантом интерпретации кубизма в России был:
Правильный ответ:кубофутуризм
13. Стилевое направление, отличающееся трансцендентальностью, мистицизмом, абстракционизмом, называется: •
Правильный ответ:модернизм
14. Стиль, для которого характерна деформация привычных архитектурных форм, асимметрия, называется:
Правильный ответ:экспрессионизм
15. Стиль, чаще всего применяемый для постройки небоскребов, называется:
Правильный ответ:функционализм
16. Строительство небоскребов стало возможным благодаря двум нововведениям:
Правильный ответ:применению лифта и металлического каркаса, поддерживающего перекрытия и стены
17. Творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений присущи такому направлению, как:
Правильный ответ: сюрреализм
18. Течение в авангарде, которому присуще отрицание предшествующей культуры, абсолютизация демократического начала, называется:
Правильный ответ: футуризм
19. Течение в авангарде, провозглашающее приоритет субъективного восприятия над объективной реальностью, в котором кричащее «Я» художника вытесняет объект изображения, называется:
Правильный ответ: экспрессионизм
20. Художественное направление, идущее из ХIХ века, наряду с традиционными художественными методами и темами стремящееся к яркости и правдоподобию, называется:
Правильный ответ: реализм




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.
2. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.
3. Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье.
4. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в.
5. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.
6. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свидерская М.И Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учеб. пособие: в 2 кн. МГУ, Гос. ин-т искусствознания.- М. : Галарт, 2010
Л1.2 Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник: в 2т. М. : ИЦ «Академия», 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2004
Л2.2 Шестаков В.П. История английского искусства. От Средних веков до наших дней: М. : Галарт, 2010
Л2.3 Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова Мировая художественная культура: [Т.3, кн.1] ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр : СПб.[и др.] : Питер, 2007
Л2.4 Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи: СПб.: Азбука-классика, 2008
Л2.5 Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХVIII-ХХ веков: учеб. для вузов Л. : Изд-во ЛГУ, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Изобразительное искусство Западной Европы XIX в. : рабочая прогр. и метод. материалы для студентов очного и заочного обучения специальности "Искусствоведение" и направления "Искусствоведение" АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Art Project. Powered by Google [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.googleartproject.com
Э2 2.Louvre [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.louvre.fr
Э3 3.Musee d'Orsay [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.musee-orsay.fr/
Э4 4.Web Gallery of Art [Электрон. ресурс]. - 1996-2010. - Режим доступа: http://www.wga.hu
Э5 5.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm
Э6 6.Государственный Эрмитаж [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э7 7.Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
Э8 8.Музей Лувр [Электрон. ресурс]. - 2001-2010. - Режим доступа: http://louvre.historic.ru/
Э9 https://portal.edu.asu.ru/course/modedit.php?add=assign&type=&course=11567§ion=1&return=0&sr=0
Э10 История европейского искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины