МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы кураторства и арт-критики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 294
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 294 294 294 294
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.иск., зав.каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р.иск., директор, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы кураторства и арт-критики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.иск.,доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой К.иск.,доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: изучение студентами института кураторства, как целостного феномена, как самостоятельного вида профессиональной деятельности, направленной на оценку художественных явлений, анализ художественных, социальных и экономических процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;
ПК-1.1 Знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности
ПК-1.2 Умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности
ПК-1.3 Владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий
ПК-2Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-2.1 Знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов
ПК-2.2 Умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками
ПК-2.3 Владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение термина «кураторство» и функции кураторской деятельности;
роль кураторской деятельности в современном художественном процессе;
первые проявления кураторской деятельности, как фактора развития системы современного искусства;
особенности кураторской деятельности в рамках различных художественных институций: музее, галерее, фестивалях и биеннале современного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.типологизировать основные формы современной кураторской деятельности;
анализировать современные кураторские стратегии;
выявлять ценностные ориентиры, формирующие основные принципы кураторской деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки критической деятельностьи в сфере изобразительного искусства и художественного проекта,
опыт научной деятельности в современных искусствоведческих и культурологических практиках,
опытом проектной деятельности,
навыками репрезентативной деятельности в современной художественной практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Институт кураторства в системе современного искусства: исторические и теоретические основы
1.1. Кураторство как явление современной художественной культуры.Появление современного института кураторства. Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1
1.2. Кураторство как явление современной художественной культуры.Появление современного института кураторства. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Кураторство как явление современной художественной культуры. Появление современного института кураторства. Сам. работа 8 40 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Кураторская деятельность в современной критике и искусствознании. Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Кураторская деятельность в современной критике и искусствознании. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Кураторская деятельность в современной критике и искусствознании. Сам. работа 8 40 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Типология современной кураторской деятельности. Сам. работа 8 40 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Типология современной кураторской деятельности. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Типология современной кураторской деятельности. Сам. работа 8 40 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Ценностные ориентации современной кураторской деятельности. Сам. работа 8 40 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Ценностные ориентации современной кураторской деятельности. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Ценностные ориентации современной кураторской деятельности. Сам. работа 8 4 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Стратегические модели реализации художественного проекта. Сам. работа 8 40 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Стратегические модели реализации художественного проекта. Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Стратегические модели реализации художественного проекта. Сам. работа 8 4 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Кураторство, как основной механизм регулирования деятельности художественных институций
2.1. Кураторство в организации музейной деятельности Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Кураторство в организации музейной деятельности Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.2, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Кураторство в организации музейной деятельности Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Кураторство в организации галерейной деятельности Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Кураторство в организации галерейной деятельности Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.8, Л2.7, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Кураторство в организации галерейной деятельности Сам. работа 8 15 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.8, Л2.7, Л2.9, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Кураторство в организации фестивалей и биеннале современного искусства.Кураторство и художественный проект в системе современного искусства. Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Кураторство в организации фестивалей и биеннале современного искусства.Кураторство и художественный проект в системе современного искусства. Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Кураторство в организации фестивалей и биеннале современного искусства.Кураторство и художественный проект в системе современного искусства. Сам. работа 8 3 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Предпосылки зарождения кураторства в Алтайском отделении «Союза Художников России». Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Предпосылки зарождения кураторства в Алтайском отделении «Союза Художников России». Сам. работа 8 4 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Предпосылки зарождения кураторства в Алтайском отделении «Союза Художников России». Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-1: Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выделите типы кураторов, сформулированных исследователем В.В. Савчуком:
1. куратор - медиатор
2. куратор - продюссер
3. куратор - слуга
4. куратор – экспозиционер
5. куратор - менеджер
6. куратор - импрессионист
Верный ответ: 1.2.3.4.5
2. Назовите две ключевые фигуры в художественной практике на Западе, стоявших у истоков современного института кураторства во второй половине XX века:
1. Уолтер Хоопс
2. Ханс Ульрих Обрист
3. Харальд Зееман
Верный ответ: 2, 3
3. В творчестве художников какого направления проявились зачатки кураторской деятельности в России в начале XX века?
1. Символизм
2. Академизм
3. Авангард
Верный ответ: 3
4. Можно ли считать рекламу искусством?
а) да
б) нет
Верный ответ: б
5. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, производства - это
A. Творчество
B. Креативность
C. Высокопарность
D. Метафоричность
Ответ: А - творчество
6. Способность человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям – это
A. Материальная культура
B. Духовная культура
C. Коммуникативная культура
D. Цифровая культура
Ответ: B – духовная культура
7. Креативность направлена:
A. На поиск компромиссов
B. На решение поставленной задачи
C. На реализацию коммуникативной функции культуры
D. На разработку универсальных алгоритмов
Ответ: B – на реализацию коммуникативной функции культуры
8. Состав команды для работы над проектом определяется:
A. Компетентностным подходом
B. Датой рождения
C. Территориальным принципом
D. Национальной принадлежностью
Ответ: А Компетентностным подходом
9. Работу команды над проектом отличает:
A. Заданность траектории
B. Следование алгоритмам
C. Тиражирование
D. Эффективность в условиях неопределенности
Ответ: D – Эффективность в условиях неопределенности
10. Командная проектная деятельность нацелена:
A. На создание типового результата
B. На создание уникального продукта или услуги
C. На обеспечение показателей плановой экономики
D. На обеспечение массового производства
Ответ: B – На создание уникального продукта или услуги
11. Первым этапом в работе команды над проектом является:
A. Поиск решения
B. Тестирование решения
C. Поиск проблемы
D. Тиражирование результата
Ответ: C – Поиск проблемы
12. Этические нормы и правила взаимодействия в команде:
A. Определяются в одностороннем порядке руководителем
B. Всегда зафиксированы юридически
C. Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом
D. Вовсе отсутствуют
Ответ С - Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом
13. Понятие «художественный рынок» тождественно понятию «антикварный рынок»?
а) да
б) нет
Правильный ответ: б
14. Взаимоотношением каких обязательных компонентов определяется понятие "художественный рынок"?
а) художник, покупатель
б) художник, покупатель, зритель
Правильный ответ: б
15. Верно ли утверждение, что в настоящее время учреждения культуры вынуждены бороться за свободное время и деньги посетителей, они должны обращать внимание не только на качество услуг (товара), но и на способы его предложения (продвижения на рынок и продажи).
а) да
б) нет
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________
Ответ: команда
2. Завершите фразу: Работа команды над проектом начинается с поиска _________
Ответ: проблемы
3. Готовность к генерации принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, - это ________________
Ответ - креативность
4. Назовите любые два критерия креативности.
Ответ – беглость, оригинальность, метафоричность, восприимчивость, гибкость. (любые два из списка).
5. Что такое беглость мышления?
Ответ – способность к легкому генерированию большого числа идей
6. В каких направлниях современного искусства можно реализовывать творчесике проекты?
Правильный ответ: во всех напралениях.
7. С наступлением эпохи модернизма изобразительное искусство перестало быть сферой, определяющей визуальный образ культуры. Массовое производство изображений разного качества и назначения, зачастую агрессивно внедряемых в повседневное окружение человека, заставило ученых изменить угол зрения на проблему художественного производства и артикулировать новый феномен в качестве поля культурологических исследований, определенного как ...
Правильный ответ: визуальная культура.
8. Хронологические рамки модернизма. Модернизм — художественный стиль современного искусства, сложившийся ...
Правильный ответ: в конце XIX в. и просуществовавший примерно до середины XX в.
9. Характерные черты большинства новейших напрвлений в искусстве XX века:
Правильный ответ (любой из перечисленных):
• революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры;
• экспериментаторство, чаще всего осознанное и выдвигаемое на пере¬дний план;
• резкий протест, а иногда просто бунт, против всего, что представлялось консервативным, обывательским, буржуаз¬ным, академическим и т.п.;
• демонстративный отказ от реалистически-натуралистического изображения действительности;
• программная устремленность к созданию принципиально нового и прежде всего формально-нового — во всех областях искусства;
• тенденция к стиранию сложившихся и поддерживаемых традицией границ между видами искусства;
• устремленность к синтезу разных искусств или, во всяком случае, к стимулированию их влияния друг на друга.
10. Основные черты модернизма как стиля современного искусства можно представить следующим образом:
Правильный ответ (любой из перечисленных)
• представление идей, а не вещей
• отход от предметности
• непрерывный поиск формальной и содержательной новизны
• свобода творчества
• спонтанность творчества
• замещение формальной глубины интуитивной глубиной
• ведущая роль цвета и лини в конструировании художественного пространства
• активное участие искусства в преобразовании жизни
• автономии искусства
• элитарность искусства, ясная граница между высоким и массовым искусством
• обилие манифестов, деклараций и комментариев
11. Основные направления Модернизма - это...
Правильный ответ: фовизм; экспрессионизм; кубизм; футуризм; дадаизм; сюрреализм.
12. Название экспрессионизму было дано не участниками, а критикой, охарактеризовавшей его по доминантному признаку...
Правильный ответ: повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности.
13. Назовите не менее четырех направлений модернизма:
Правильный ответ: экспрессионизм, фовизм, дадаизм, кубизм, сюрреализам (любое из перечисленных)
14. Назовите имя художника, разработавшего канон дизайна конфеты "Chupa-Chups".
Правильный ответ: Сальвадор Дали.
15. Немецкие живописцы до и в особенности после Первой Мировой войны с огромной силой выражали чувство отчаяния и несогласия, протеста против окружающей их действительности, доходившей до полного трагизма в крайне острых формах. Большое влияние на немецких художников оказало творчество норвежца Э. Мунка, швейцарца Ф. Ходлера. Немецкие экспрессионисты для наибольшего «выражения» стали использовать упрощенные, примитивные и подчеркнуто грубые формы. Они демонстрировали «инстинктивное преувеличение формы в чувственном восприятии, импульсивно переносимое на плоскость». Как назывались объединения художников, созданные в начале XX века?
Правильный ответ: группы «Мост» и «Синий всадник».
16. Как называлась Высшая школа строительства и художественного конструирования в германии (1919-1933 гг.)?
Правильный ответ: "Баухауз".
17. Назовите имя одного из самых ярких представителей такого модернистского направления в искусстве - кубизма:
Правильный ответ: Пабло Пикассо.
18. Кто из художников-сюрреалистов активно сотрудничал с компанией "Wolt Disney" и создал совместную анимацию?
Правильный ответ: Сальвадор Дали.
19. Назовите имя художника-изобретателя дриппинга (техники накапывания краски на холст):
Правильный ответ: Джексон Поллок.
20. Какие крупные аукционные дома представлены на мировом художественном рынке (2 названия)?
Правильный ответ:
Кристис (Christie's), Сотбис (Sotheby's), Бонхамс (Bonhams), Доротеум (Dorotheum), МакДуглас (MacDougall’s)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• "Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шекова Е.Л., Тульчинский Г.Л., Евланов В.Н., Новаторов Э.В. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: практикум: учебное пособие СПб.: Издательство "Лань", Издательство "ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Ханс Ульрих Обрист [пер. с англ. А. Зайцева] Краткая история кураторства : М. : ООО «Ад Маргинем Пресс» // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Черняева И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: моногорафия Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле: М., 2002
Л2.2 Суворов Н.Н. Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи: Учебное пособие СПб., 2006
Л2.3 Вальран В. Формирование художественного рынка в Ленинграде- Петербурге //Новый художественный Петербург: Справочно-аналитический сборник СПб, 2004
Л2.4 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие М.:"Планета музыки"// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.5 Андреев И.А. Фандрейзинг. Теория и практика // Маркетинг в России и за рубежом: журнал , 2000
Л2.6 Щепилова Г.Г., Щепилов К.В. Основы рекламы: учебник М.: Изд-во Юрайт, 2012
Л2.7 Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: М.: Юнити-Дана, 2008
Л2.8 Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования: М., 2003
Л2.9 Швецов И.В. Игра в рекламе: Учебное пособие для вузов , 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Artunion.ru - справочник «Единый художественный рейтинг» Профессионального Союза художников.
Э2 ArtPrice.com - ежедневно на ArtPrice обновляется информация по результатам торгов более 2900 международных аукционных домов. На сайте также представлена База данных, содержащая сведения о 300.000 художниках, начиная с 4 века и до наших дней (живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляции, мультимедиа и т.д.).
Э3 Invaluable.com - аукционный портал, на котором представлена информация по результатам торгов крупнейших аукционных домов мира. Есть каталог антикварных дилеров.
Э4 AntiquesTradeGazette.com - антикварный портал и журнал (Англия), на котором представлены каталоги крупнейших аукционных домов, горячие новости рынка, результаты торгов, индексы цен на произведения искусства, каталог европейских антикварных дилеров.
Э5 Guidemayer - база данных с результатами аукционных торгов и индексами цен на произведения искусства.
Э6 Andrew Marlborough - сайт, предоставляющий доступ к базе данных с индексами цен на произведения искусства
Э7 FindArtInfo.com - на сайте представлена поисковая система по результатам антикварных аукционных торгов живописи и графики, скульптуры 14 - 20 вв. Индексы цен на произведения искусства
Э8 ArtSalesIndex.co.uk - английский сайт, предлагающих доступ к различным базам данных по искусству - каталог Аукционных Домов, индексы цен на произведения живописи, фотографии и т.д.
Э9 ArtFacts.net - арт-гид по миру современного искусства - он-лайн галереи, биографии художников, база данных, арт-рейтинги.
Э10 ArtNET - арт-портал, на котором представлены галереи живописи, новостной журнал, база данных с результатами аукционных торгов и многое другое. Платная база данных с результатами аукционных торгов (представлены торги 500 аукционных домов, начиная с 1985 года, более 2,6 миллионов предметов искусства, 180000 авторов).
Э11 Gabrius - платная база данных с индексами цен на произведения искусства
Э12 ExpoDataBase.com - база данных по международным выставкам, в том числе по тематике "Искусство и Антиквариат" (Art and Antiques).
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Авин: базовый курс по новым медиа и аудиовизуальному искусству : [сайт]. URL: http://audiovisualacademy.com/avin/
2. Артархив : [сайт]. URL: https://artchive.ru/
3. Артеология : [сайт]. URL: http://arteology.ru/fr/
4. Арткаталог: собрание живописи, графики и скульптуры : [сайт]. URL: http://www.art-catalog.ru/
5. Арт Планета Small Bay: художественно-исторический музей : [сайт]. URL: http://smallbay.ru/default.html
6. Артпоиск : [сайт]. URL: http://artpoisk.info/
7. Арт-портал: мировая художественная культура : [сайт]. URL: http://art.biblioclub.ru/index.php
8. Арт-центр в Перинных рядах : [официальный сайт]. URL: http://artcenter.su/
9. Виртуальный Русский музей : [сайт]. URL: http://www. virtualrm.spb.ru/ru
10. Гайд-парк : [сайт С. Баландина]. URL: http://www.balandin. net/index.htm
11. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина :[официальный сайт]. URL: http://www.arts-museum. ru/index.php
12. Государственная Третьяковская галерея : [официальный сайт]. URL: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/
13. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина : [официальный сайт]. URL: http://www.gctm.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.