МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о культуре как о многомерном, но целостном феномене, о специфике культурологического анализа процессов и явлений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-1.1 Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию
ОПК-1.2 Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства
ОПК-1.3 Владеет: навыками критического анализа произведений искусства
ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик; методологию исследования культуры, её феноменов и процессов для решения профессиональных и творческих задач
3.2.Уметь:
3.2.1.применять культурологическое знание и методы современной науки в профессиональной деятельности и творческой практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками анализа и обобщения, способностью понимать, изучать, критически анализировать информацию на основе основной методологии исследований культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Предмет теории культуры, основные категории и понятия. Лекции 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Проблема определения культуры, границы феномена Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Структура и функции культуры Лекции 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Динамика культуры. Культурогенез. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
1.6. Динамика культуры. Теории и концепции Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Культура и природа, культура и искусство Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Культура и личность; культура и история. Сам. работа 4 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Культура и цивилизация. Сам. работа 4 19 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Культура и цивилизация. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Характеристика направлений, концепций, школ.
2.1. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Концепция культурно-исторических типов. Сам. работа 4 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Психологический подход к исследованию культуры Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Теории и концепции психологического направления в культурологии Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Современные концепции культуры
3.1. Специфика культуры Востока в исследованиях Т.П. Григорьевой Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Восточный тип мышления как культурообразующий фактор Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Проблема Востока и Запада в теории культуры. Н.И. Конрад Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Системное строение культуры Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Теория системного строения культуры в авторских концепциях М.С. Кагана, Р.Г. Апресяна, О.Н. Астафьевой, Э.С. Маркаряна Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Гуманитарный подход к исследованию культуры Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Семиотический подход к исследованию культуры Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Семиотическая модель культуры Ю.М. Лотмана Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Проблема диалогических контактов в истории культуры Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Экзамен 4 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6745

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупный способ и продукт человеческой деятельности – это … .
а) цивилизация;
б) культура;
в) искусство;
г) творчество.
Правильный ответ: б

2. Какая оппозиция из приведённых ниже определяет исходные границы понятия «культура»?
а) культура и натура (природа);
б) культура и человек;
в) культура и машина.
Правильный ответ: а.

3. Какая из трёх условно выделяемых подсистем культуры определяет качество культуры в целом и влияет на характер других подсистем?
а) материальная культура
б) художественная культура
в) духовная культура.
Правильный ответ: в

4. Кто автор семиотической концепции культуры?
а) З. Фрейд;
б) Н. Бердяев;
в) Ю. Лотман.
Правильный ответ: в

5. Какой подход применяется для изучения культуры в исторической динамике?
а) системный;
б) исторический;
в) нелинейный.
Правильный ответ: б.

6. Кто автор принятого в современной культурологической науке целостного определения культуры: «Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности»?
а) Лотман Ю.М.
б) Каган М.С.
в) Лихачёв Ю.М.
Правильный ответ: б.


7. Что лежит в основе построения исторической типологии культуры?
а) картина мира;
б) художественный стиль эпохи;
в) политическое устройство общества.
Правильный ответ: а.

8. Что вмещают в себя смысловые границы научного понимания культуры?
а) всю деятельность человека;
б) художественный стиль эпохи;
в) сферу взаимодействия человека и природы.
Правильный ответ: а

9. Как вы понимаете научный тезис о системном строении культуры?
а) культура представляет собой неразрывную целостность, в которой все элементы взаимосвязаны;
б) развитие культуры подчиняется общим логическим законам;
в) культура – стабильное явление с чёткой структурой и иерархическим строением.
Правильный ответ: а

10. Каковы взаимоотношения человека и культуры?
а) человек создаёт культуру и определяет её качество;
б) культура – это среда, в которой формируется человек, и его качества зависят от условий окружающей его культуры;
в) человек творит культуру, но и культура формирует человека, они взаимно опосредуют друг друга.
Правильный ответ: в

11. Аксиологический подход к исследованию культуры заключается в направленности на
а) научные аксиомы
б) символы и знаки
в) экономическую стратегию общества
г) духовные ценности
Правильный ответ: г

12. Семиотический подход к исследованию культуры заключается в направленности на
а) религиозные учения
б) символы и знаки
в) духовные ценности
Правильный ответ: б

13. Что может служить генеральной характеристикой художественной культуры в культурологическом аспекте?
а) образ мира (или модель мира)
б) профессия художника
в) художественный стиль эпохи
Правильный ответ: а

14. Синкретизм культуры первобытности означает
а) символический характер
б) рациональность понимания мира
в) нерасчленённость
Правильный ответ: в

15. Какие из указанных технологических средств электронного обучения относятся к образовательным ресурсам.
а) электронный учебный курс
б) виртуальный практикум
в) система дистанционного обучения
г) коллективное медиахранилище
Правильный ответ: аб

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение культуры М.С. Кагана
Правильный ответ:
Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности.

2. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
Правильный ответ: гуманитарного.

3. Для построения типологической модели культуры нужен признак, в котором были бы синтезированы основные характеристики культуры. Такой общей культурной матрицей способна выступать широко понятая … .
Правильный ответ: модель мира.

4. Поэтому … , этот художественный эквивалент и воплощение общекультурной модели мира, может служить генеральной характеристикой художественной культуры в культурологическом аспекте.
Правильный ответ: образ мира.

5. В каком-то смысле все современные виды жизнедеятельности человека берут свое начало в …, поэтому изучение … культуры представляет большой интерес для исследователей
Правильный ответ: первобытности, первобытной.

6. Дайте определение культуры М.С. Кагана
Правильный ответ:
Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности.

7. Сторонники игровой концепции происхождения искусства полагают, что первым и определяющим стимулом художественного творчества было стремление человека к игре. Кто был автором игровой теории?
Правильный ответ: Й. Хёйзинга

8. Назовите три пути выхода культуры в цивилизационное развитие (по концепции М.С. Кагана)
Правильный ответ: кочевой, земледельческий и ремесленно-торговый.

9. Какие два признака чётко указывают на начало периода средневековья?
Правильный ответ: феодальные отношения и принятие одной из мировых религий.

10. Отсутствие экономических вложений и последовательных инвестиций в человека в дальнейшем может привести к угрозе … кризиса.
Правильный ответ: гуманитарного.

11. Поясните смысл названия эпохи Возрождения.
Правильный ответ: Возрождение получило свое название благодаря действительному возрождению отвергнутой и осужденной Средневековьем культуры античности

12. Романтики … необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения.
Правильный ответ: отрицали.

13. Что означает термин «классический»?
Правильный ответ: образцовый.

14. Культура России XIX в. являет пример невиданного … в своих вершинных достижениях.
Правильный ответ: взлёта.

15. Что является средством реализации культурной политики?
Правильный ответ: Для реализации задач существуют программы культурной политики, в которых определяется система приоритетов, распределение финансовых средств, ответственность субъектов за реализацию культурной политики.

16. Назовите типы проектов с точки зрения их классификации по характеру поисковой деятельности и преобладающим методам.
Правильный ответ: исследовательские, творческие, информационные.

17. Как государство формирует модель культурной политики? Поставьте в логической последовательности: Создаются управленческие структуры, Определяются приоритеты, Формируется концепция культурной политики, Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества, Формулируются задачи.
Правильный ответ: 1) Формируется концепция культурной политики
2)Определяются приоритеты
3) Формулируются задачи
4)Создаются управленческие структуры
5)Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества

18. Что определяет развитие культурной политики в регионах?
Правильный ответ: Развитие культурной политики в регионах определяется соответствующими государственными документами. Решения в культурной политике регионов не должны противоречить основным положениями федеральных законов.

19. Что является инструментом реализации культурной политики РФ?
Правильный ответ: Программы, подпрограммы, проекты.

20. Что является правовой базой культурной политики РФ.
Правильный ответ: Конституция Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2.Культуролог. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturolog.ru/
Э2 3.Санкт-петербургское отделение Российского института культурологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbric.org/
Э3 4.Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
Э4 Курс в Moodle "Теория культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, №4065231 от 08.12.2010) (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, №61834699 от 22.04.2013)(бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)(бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt) (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adob.com/content/dam/)Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf) (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/) (бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/)(бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/)(бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky/ru/) (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark) (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download) (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/)(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет.
Для подготовки к зачёту или экзамену студентам предлагается перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на зачёте или экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.