Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 18 | 18 | 30 | 30 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 78 | 78 | 153 | 153 | 231 | 231 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 216 | 216 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент И.В. Черняева
1.1. | Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XIX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре. Задачи дисциплины: 1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства; 2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм); 3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений; 4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию; |
ОПК-1.1 | Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию |
ОПК-1.2 | Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства |
ОПК-1.3 | Владеет: навыками критического анализа произведений искусства |
ОПК-2 | Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии; |
ОПК-2.1 | Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-2.2 | Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы XIX века, о наиболее крупных коллекциях западноевропейского искусства в России (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода. Студенту необходимо также ориентироваться в проблемах изучения искусства Западной Европы, знать труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий. Уметь атрибутировать памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры, рассматриваемых в ходе освоения теоретического материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | стилистического анализа произведений искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
1.1. | Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.2. | Изучение лекционного материала по теме - Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.3. | Домашнее задание по теме - Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.4. | Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века.Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 2. Классицизм в искусстве Западной Европы рубежа XVIII-XIXвв. | ||||||
2.1. | Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.2. | Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. | Практические | 5 | 16 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.3. | Контрольная работа по теме - Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.4. | Подготовка к семинарскому занятию по теме - Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.5. | Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.6. | Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.7. | Подготовка к семинарскому - Школа Давида. Энгр. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
2.8. | Тема для самостоятельного изучения - Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 3. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХв. | ||||||
3.1. | Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.2. | Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.3. | Подготовка к семинарскому занятию Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.4. | Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.5. | Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.6. | Контрольная работа по теме - Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.7. | Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя.Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.8. | Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.9. | Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.10. | Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.11. | Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
3.12. | Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
3.13. | Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
3.14. | Тема для самостоятельного изучения - Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.15. | Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.16. | Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.17. | Контрольная работа - Реализм как направление в искусстве. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.18. | Анализ научных публикации по теме - Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.19. | Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.20. | Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.21. | Тема для контрольной работы - Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.22. | Подготовка к семинару и практикуму по разделу - Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.23. | Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.24. | Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 4. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве Западной Европы второй половины XIX в. | ||||||
4.1. | Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.2. | Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.3. | Контрольные работы на выбор по теме - Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.4. | Тема для самостоятельного изучения - Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.5. | Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.6. | Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.7. | Подготовка к семинарскому занятию - Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.8. | Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.9. | Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.10. | Подготовка к семинарскому занятию - Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.11. | Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.12. | Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.13. | Проработка лекций по теме - Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.14. | Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.15. | Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию - Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.16. | Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
4.17. | Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 5. Архитектура Западной Европы XIX в. | ||||||
5.1. | Архитектура Франции XIX в. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
5.2. | Архитектура Англии, Италии, Германии XIX в. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию; ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Термин «классицизм» переводится с латинского языка как: а) образцовый б) действенный в) чувственный Правильный ответ: а 2. Классицизм: а) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности б) художественное направление (течение) в искусстве и литературе 17 – начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил в) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины 18 века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира Правильный ответ: б 3. Классицизм как литературное направление зародился: а) в России б) в Англии в) во Франции Правильный ответ: в 4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма: а) Буало б) Корнель в) Мольер Правильный ответ:а 5. Основное свойство классицизма: а) стремление представить человеческую личность в движении б) доминанта субъективного над объективным в) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам Правильный ответ: в 6. В основе эстетики классицизма: а) элегические настроения б) принцип рационализма и «подражания природе» в) провозглашение творческой активности художника Правильный ответ: б 7. Для классицизма характерно: а) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах б) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы в) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом Правильный ответ: в 8. Что можно назвать основным лозунгом классицизма: а) чувственное восприятие б) подражание природе в) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца» Правильный ответ:б 9. Правило «трёх единств» включает в себя: единство времени, места и героев Правильный ответ:б 10. В архитектуре г. Бразилиа имеются ассоциации со следующим типом древних культур: а) римская б) английская в) древнеегипетская Правильный ответ:в 11. В основе дома Джестера по проекту Райта лежит: а) овал б) квадрат в) круг Правильный ответ:в 12. В первую очередь среди памятников ____________________ выделяется храм Святого Семейства в Барселоне. а) Гауди б) Фальконе в) Микеланжелло Правильный ответ:а 13. Единство трех элементов: назначения произведения, материала изготовления и обработки присуще а) конструктивизму б)классицизму в)символизму Правильный ответ:а 14. Если предшественники в архитектуре фасадов все еще чередовали стену и проем, то Ле Корбюзье применяет: а) сплошную ленту стекла б) сайдинг в) кирпичную кладку Правильный ответ:а 15. Идеи органической архитектуры были разработаны на основе критического анализа а)функционализма б) импрессионизма в)конструктивизма Правильный ответ:а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется выступающая за основную линию фасада часть здания, создаваемая с целью зрительного расчленения и оживления поверхностного фасада. Правильный ответ: Ризалит 2. Вытянутое по оси на восток-запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых «нефами» Правильный ответ: Базилика 3. Правдивое, объективное отображение действительности в искусстве, характеризующее его познавательную функцию. Правильный ответ: Реализм 4. Художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для ее изучения. Правильный ответ: Этюд 5. Ампир — это: Правильный ответ: стиль первых трех десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма 6. Барокко — это искусство, Правильный ответ: построенное на асимметрии и контрастах, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами 7. Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в: Правильный ответ: культовых, церковных постройках 8. Безмятежно-светлое и утонченное искусство рококо, принципиально противоположное __________________, возникло как своеобразная реакция на него. Правильный ответ: классицизму 9. Беллотто широко пользовался в своих работах камеры-обскуры. Его городские ведуты не отличаются широтой художественного обобщения, в них мало настроения, движения, воздушности, но они представляют: Правильный ответ: большую художественно-документальную ценность 10. В 1622 г. для создания монументальных композиций, украсивших недавно построенный Люксембургский дворец, был приглашен: Правильный ответ: Рубенс 11. В 20-40-х гг. XVI в. в западноевропейском искусстве появилось течение, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения, утверждавшее неустойчивость и трагичность бытия человека, власть над ним непостижимых сил. Это течение Правильный ответ: Маньеризм 12. В архитектуре, __________________ — стиль контрастов и неравномерного распределения композиционных средств, что ощущается и на фасадах, и в интерьерах зданий. Правильный ответ: барокко 13. В постройках 1760-1780-х годов более молодое поколение зодчих формирует новый этап классицизма, который характеризуется решительным поворотом к: Правильный ответ: Античности 14. Во второй половине XVII в. во французской живописи получил развитие также __________________ жанр, в котором можно отметить два направления. Правильный ответ: батальный 15. Выражение конкретного понятия при помощи конкретного образа — это: Правильный ответ: аллегория 16. Архитектором, сформулировавшим 5 принципов современной архитектуры, был: Правильный ответ: Ле Корбюзье 17. Архитектурное направление, для которого характерны приоритет конструкции и функциональности, целесообразность строго утилитарных норм, в котором простота доводится до предела, действует лозунг о единстве трех элементов назначения сооружения, называется: Правильный ответ: конструктивизм 18. Архитектурный стиль, в основе которого лежит экспрессионизм, наиболее распространенный в 50-70-е гг., называется: Правильный ответ: неоэкспрессионизм 19. Интернациональный стиль: Правильный ответ: Архитектурный стиль, возникший в 20-е годы ХХ века на основе функционализма и распространившийся по всей Европе в 30-е годы 20. В 1890-е гг. архитекторы и дизайнеры, испытавшие влияние стиля, черпали вдохновение в мире растительных форм: Правильный ответ: модерн ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Направление в архитектуре ХХ века, которому свойственно стремление к наиболее рациональному размещению и экономичной планировке, основным девизом которого является «форма следует функции», называется: а) функционализм б)классицизм в)конструктивизм Правильный ответ:а 2. Направление в архитектуре ХХ века, которому свойственно стремление к наиболее рациональному размещению и экономичной планировке, основным девизом которого является «форма следует функции», называется: а) функционализм б) модерн в)академизм Правильный ответ:а 3. Направление в искусстве, суть которого основана на деформации и разложении предметов, называется: а) фовизм б) кубизм в) сюрреализм Правильный ответ:б 4. Основным жанром в живописи Фриды Калло был: а) автопортрет б)пейзаж в) батальный жанр Правильный ответ:а 5. Основой для абстракционизма послужил а) фовизм б)кубизм в) импрессионизм Правильный ответ:б 6. Основоположником сюрреализма считается: а) С.Дали б) В.Ван Гог в) А. Бретон Правильный ответ:в 7. Официальной датой рождения конструктивизма считается: а) начало XX века б) конец ХХ века в) конец ХIХ века Правильный ответ:а 8. Период в развитии кубизма, в котором изобразительная плоскость заполняется элементами расчлененных предметов в различных сочетаниях, называется: а) синтетический кубизм б) аналитический кубизм в)абстрактный или чистый кубизм Правильный ответ:а 9. Период в творчестве Пабло Пикассо, для которого характерно изображение бедняков и изгоев общества, а также сентиментальная меланхолия и голубовато-зеленая гамма, называется ____________________ период. а)голубой б)синий в) чёрный Правильный ответ: а 10. Период в творчестве Пикассо, для которого характерно изображение танцовщиков и акробатов, розовато-золотистые оттенки называется ____________________ период. а) фиолетовый б) розовый в) белый Правильный ответ: б 12. Поэтическое осмысление идей функционализма характерно для: а) Ле Корбюзье б) А.Гауди в) С.Дали Правильный ответ: а 13. Приоритет личности автора над объектом изображения характерен для такого направления, как: а)импрессионизм б)экспрессионизм в) сюрреализм Правильный ответ: б 14. Произведение «Триумфальная арка» написал: а)Ремарк б) Мунк в) Кало Правильный ответ:а 15. Развитие конструктивизма называют естественной реакцией на изощренные растительные мотивы, присущие, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового а) классицизму б) функционализму в) модерну Правильный ответ:в ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. По выражению Ортега-и-Гассета, сущность модернизма заключалась в: Правильный ответ: «расчеловечивании» человека 2. По разработанному в 30-е гг. плану реконструкции Парижа Ле Корбюзье предлагал: Правильный ответ: снести старый Париж, чтобы на его месте вознести новый, выдержанный в строгой геометрии город 3. По словам Райта, в концепции «органической архитектуры» идея имеет большое значение: Правильный ответ:цельности 4. Подход, основанный на освоении новой техники и новых конструктивных возможностей, называется: Правильный ответ: тектонический 5. Понятие об условном характере пространства лежит в основе такого направления, как: Правильный ответ: кубизм 6. Причинами возникновения мироощущения декаданса является: Правильный ответ: кризис общественного сознания 7. Проект сборных каркасных домов для серийного производства, названный «Домино», получил признание лишь: Правильный ответ: в1929 году 8. Проектируя здание Баухауса, Вальтер Гропиус использовал: Правильный ответ: конструктивные возможности бетона 9. Проектом ____________________ предусматривалась перестройка Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. Правильный ответ: Ле Корбюзье 10. Совокупность течений в искусстве ХХ века, которым присущи разрыв с традиционными приемами художественного творчества, называется: Правильный ответ:модернизм 11. Согласно легенде термин «кубизм» придумал художник: Правильный ответ: А. Матисс 12. Специфическим вариантом интерпретации кубизма в России был: Правильный ответ:кубофутуризм 13. Стилевое направление, отличающееся трансцендентальностью, мистицизмом, абстракционизмом, называется: • Правильный ответ:модернизм 14. Стиль, для которого характерна деформация привычных архитектурных форм, асимметрия, называется: Правильный ответ:экспрессионизм 15. Стиль, чаще всего применяемый для постройки небоскребов, называется: Правильный ответ:функционализм 16. Строительство небоскребов стало возможным благодаря двум нововведениям: Правильный ответ:применению лифта и металлического каркаса, поддерживающего перекрытия и стены 17. Творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений присущи такому направлению, как: Правильный ответ: сюрреализм 18. Течение в авангарде, которому присуще отрицание предшествующей культуры, абсолютизация демократического начала, называется: Правильный ответ: футуризм 19. Течение в авангарде, провозглашающее приоритет субъективного восприятия над объективной реальностью, в котором кричащее «Я» художника вытесняет объект изображения, называется: Правильный ответ: экспрессионизм 20. Художественное направление, идущее из ХIХ века, наряду с традиционными художественными методами и темами стремящееся к яркости и правдоподобию, называется: Правильный ответ: реализм КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. 2. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. 3. Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. 4. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. 5. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. 6. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Свидерская М.И | Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учеб. пособие: в 2 кн. | МГУ, Гос. ин-т искусствознания.- М. : Галарт, 2010 | |
Л1.2 | Сокольникова Н. М. | История изобразительного искусства: учебник: в 2т. | М. : ИЦ «Академия», 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина Т.В. | История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов | М.: Высш. шк., 2004 | |
Л2.2 | Шестаков В.П. | История английского искусства. От Средних веков до наших дней: | М. : Галарт, 2010 | |
Л2.3 | Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова | Мировая художественная культура: [Т.3, кн.1] ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр : | СПб.[и др.] : Питер, 2007 | |
Л2.4 | Герман М. | Импрессионизм. Основоположники и последователи: | СПб.: Азбука-классика, 2008 | |
Л2.5 | Калитина Н.Н. | Французское изобразительное искусство конца ХVIII-ХХ веков: учеб. для вузов | Л. : Изд-во ЛГУ, 1990 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Изобразительное искусство Западной Европы XIX в. : рабочая прогр. и метод. материалы для студентов очного и заочного обучения специальности "Искусствоведение" и направления "Искусствоведение" | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, 2010 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.Art Project. Powered by Google [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.googleartproject.com | |||
Э2 | 2.Louvre [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.louvre.fr | |||
Э3 | 3.Musee d'Orsay [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.musee-orsay.fr/ | |||
Э4 | 4.Web Gallery of Art [Электрон. ресурс]. - 1996-2010. - Режим доступа: http://www.wga.hu | |||
Э5 | 5.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm | |||
Э6 | 6.Государственный Эрмитаж [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org | |||
Э7 | 7.Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ) | |||
Э8 | 8.Музей Лувр [Электрон. ресурс]. - 2001-2010. - Режим доступа: http://louvre.historic.ru/ | |||
Э9 | 9.Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||