МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 273
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 273 273 273 273
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
кан. иск., доц., Черняева И.В.;кандидат культурологии, доцент, Балакина Е.И.

Рецензент(ы):
докт. иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кан. иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой кан. иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Профессиональная подготовка бакалавров в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры.
Цели освоения:
•охарактеризовать основные закономерности художественного процесса;
•изучить этапы развития и становления художественного рынка в России;
•выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка;
•ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики;
•раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий;
•ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона
•изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры;
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;
ПК-1.1 Знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности
ПК-1.2 Умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности
ПК-1.3 Владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Особенности маркетинга в сфере культуры;понятие художественного рынка, механизм взаимодействия спроса и предложения, а также три уровня художественного рынка (первичный и последующие);специфические черты регионального художественного рынка, тенденции формирования художественного рынка Алтайского края.
- Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края; экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры, социальную и экономическую эффективность культуры.
- Современное состояние предпринимательства;виды и экономические механизмы социально-культурных коммерческих структур.
- Понимать место и роль истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания,основные положения авторского права, особенности налогообложения в сфере культуры, закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторский договор и его условия.
- Основные базы данных аукционных домов, музейных каталогов, художественных коллекций, виртуальных галерей для реализации поставленных задач.
- Основные функции деятельности учреждений культуры – традиционные и возникшие в современной России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Характеризовать художественные произведения как товар;использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом;влиять на формирование целей команды;воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении;оценивать качество результатов деятельности, принимать нестандартные решения.
- Использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов.
- Сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; эффективно работать с юридической литературой.
- Использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и Осуществлении проектов в социально-культурной сфере и сфере культурного туризма.
- Сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач.
- Оформлять авторский договор в соответствии с его основными условиями и положениями.
- Ориентироваться в информационных системах и базах данных для организационного процесса в управленческой сфере.
- Ориентироваться в приоритетных направлениях организационных задач учреждений культуры различной формы и уровня.
- Ориентироваться в приоритетных направлениях деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций в организациях культуры.
- Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы.
- Способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства.
- Способностью популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культурного туризма.
- Способностью сохранять, изучать и популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культуры.
- Экспертно-аналитической способностью сохранять, изучать и популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рыночной экономики
1.1. Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Сфера художественной культуры - экономические аспекты и характерные особенности. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Сам. работа 8 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Особенности маркетинга в сфере культуры. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Особенности маркетинга в сфере культуры. Сам. работа 8 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. История предпринимательства
2.1. Роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Выдающиеся коллекционеры и меценаты России. Сам. работа 8 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Экономика культуры
3.1. Культура как отрасль непроизводственной сферы. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.2. Культура как сфера туризма. Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Социально-культурная деятельность коммерческих структур: виды и экономический механизм. Сам. работа 8 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Художественный рынок в России
4.1. История развития российского художественного рынка (XVIII – XX вв.) Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.2. Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края. Сам. работа 8 53 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11292
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К какому стилю относятся следующие определения: «Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума… Художники нередко видоизменяли природные свойства вещей: твердое оказывалось жидким,.. мягкое – окаменевшим, предметы мертвой природы неожиданно представали в виде живой натуры…»
а) абстракционизм
б) символизм
в) сюрреализм
г) аналитическое искусство
Правильный ответ: в
2. Эта картина испанского художника вызвала возмущение публики. Она, по мнению автора, должна была восприниматься в защиту поруганной красоты, униженной обществом и бесправной женщины.
а) «Герника» Пикассо
б) «Таитянки» Анри Матисс
в) «Авиньонские девицы» Пикассо
г) «Девушки в поле» Малевич
Правильный ответ: в
3. Понятие «художественный рынок» тождественно понятию «антикварный рынок»?
а) да
б) нет
Правильный ответ: б
4. Взаимоотношением каких обязательных компонентов определяется понятие "художественный рынок"?
а) художник, покупатель
б) художник, покупатель, зритель
Правильный ответ: б
5. Верно ли утверждение, что в настоящее время учреждения культуры вынуждены бороться за свободное время и деньги посетителей, они должны обращать внимание не только на качество услуг (товара), но и на способы его предложения (продвижения на рынок и продажи).
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
6. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников это:
а) франчайзинг
б) фандрайзинг
Правильный ответ: б
7. Продажа с публичного торга, способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в том числе произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинников это:
а) галерея
б) магазин
в) аукцион
Правильный ответ: в
8. Назовите в каком из представленных ниже вариантов верно представлены три аспекта необходимые для эстетической оценки произведения искусства:
а) Качество продукции (художественный уровень произведения). Качество обстановки восприятия. Качество восприятия художественных ценностей, зависящее от подготовки людей, развитости их эстетического вкуса.
б) Качество продукции (художественный уровень произведения). Качество обстановки восприятия. Материальные затраты художника.
Правильный ответ: а
9. Превращение искусства в «визуальную философию» повлекло за собой:
а) появление реди-мейда
б) падение художественного мастерства
в) отказ от объяснительных текстов к произведениям
г) рост художественного мастерства
Правильный ответ: а
10. Реакцией искусства XX в. на общественные потрясения стало обращение к :
а) сказочным мотивам
б) сатире
в) гротеску
г) историческим сюжетам
Правильный ответ: в
11. В XX в. идея синтеза искусств:
а) была востребована художниками
б) была востребована публикой, но не одобрялась художниками
в) отвергалась публикой
г) мало привлекала художников
Правильный ответ: а
12. Наука и техника были привлекательны для мастеров XX в., поскольку:
а) утверждение неверно, наука и техника не были привлекательны для художников XX в.
б) отвечали футуристическим устремлениям в искусстве
в) позволяли сократить время, необходимое для создания произведений
г) облегчили тиражирование произведений
Правильный ответ: б
13. Отношение художников-авангардистов XX в. к политике было:
а) ироничным
б) отрицательным
в) личным и заинтересованным
г) индифферентным
Правильный ответ: в
14. Местом пребывания искусства в XX в. мыслились:
а) только музейные помещения
б) любые пространства, кроме музеев
в) любые пространства, предназначенные для произведений волей творца или обстоятельств
г) только улицы и площади
Правильный ответ: в
15. Искусство прошлых эпох у мастеров XX в.:
а) было объектом изучения и преклонения
б) служило образцом для изучения
в) вызывало глубокое отторжение
г) вызывало противоположные (противоречивые) чувства
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каких направлниях современного искусства можно реализовывать творчесике проекты?
Правильный ответ: во всех напралениях.
2. С наступлением эпохи модернизма изобразительное искусство перестало быть сферой, определяющей визуальный образ культуры. Массовое производство изображений разного качества и назначения, зачастую агрессивно внедряемых в повседневное окружение человека, заставило ученых изменить угол зрения на проблему художественного производства и артикулировать новый феномен в качестве поля культурологических исследований, определенного как ...
Правильный ответ: визуальная культура.
3. Хронологические рамки модернизма. Модернизм — художественный стиль современного искусства, сложившийся ...
Правильный ответ: в конце XIX в. и просуществовавший примерно до середины XX в.
4. Характерные черты большинства новейших напрвлений в искусстве XX века:
Правильный ответ (любой из перечисленных):
• революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры;
• экспериментаторство, чаще всего осознанное и выдвигаемое на пере¬дний план;
• резкий протест, а иногда просто бунт, против всего, что представлялось консервативным, обывательским, буржуаз¬ным, академическим и т.п.;
• демонстративный отказ от реалистически-натуралистического изображения действительности;
• программная устремленность к созданию принципиально нового и прежде всего формально-нового — во всех областях искусства;
• тенденция к стиранию сложившихся и поддерживаемых традицией границ между видами искусства;
• устремленность к синтезу разных искусств или, во всяком случае, к стимулированию их влияния друг на друга.
5. Основные черты модернизма как стиля современного искусства можно представить следующим образом:
Правильный ответ (любой из перечисленных)
• представление идей, а не вещей
• отход от предметности
• непрерывный поиск формальной и содержательной новизны
• свобода творчества
• спонтанность творчества
• замещение формальной глубины интуитивной глубиной
• ведущая роль цвета и лини в конструировании художественного пространства
• активное участие искусства в преобразовании жизни
• автономии искусства
• элитарность искусства, ясная граница между высоким и массовым искусством
• обилие манифестов, деклараций и комментариев
6. Основные направления Модернизма - это...
Правильный ответ: фовизм; экспрессионизм; кубизм; футуризм; дадаизм; сюрреализм.
7. Название экспрессионизму было дано не участниками, а критикой, охарактеризовавшей его по доминантному признаку...
Правильный ответ: повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности.
8. Назовите не менее четырех направлений модернизма:
Правильный ответ: экспрессионизм, фовизм, дадаизм, кубизм, сюрреализам (любое из перечисленных)
9. Назовите имя художника, разработавшего канон дизайна конфеты "Chupa-Chups".
Правильный ответ: Сальвадор Дали.
10. Немецкие живописцы до и в особенности после Первой Мировой войны с огромной силой выражали чувство отчаяния и несогласия, протеста против окружающей их действительности, доходившей до полного трагизма в крайне острых формах. Большое влияние на немецких художников оказало творчество норвежца Э. Мунка, швейцарца Ф. Ходлера. Немецкие экспрессионисты для наибольшего «выражения» стали использовать упрощенные, примитивные и подчеркнуто грубые формы. Они демонстрировали «инстинктивное преувеличение формы в чувственном восприятии, импульсивно переносимое на плоскость». Как назывались объединения художников, созданные в начале XX века?
Правильный ответ: группы «Мост» и «Синий всадник».
11. Как называлась Высшая школа строительства и художественного конструирования в германии (1919-1933 гг.)?
Правильный ответ: "Баухауз".
12. Назовите имя одного из самых ярких представителей такого модернистского направления в искусстве - кубизма:
Правильный ответ: Пабло Пикассо.
13. Кто из художников-сюрреалистов активно сотрудничал с компанией "Wolt Disney" и создал совместную анимацию?
Правильный ответ: Сальвадор Дали.
14. Назовите имя художника-изобретателя дриппинга (техники накапывания краски на холст):
Правильный ответ: Джексон Поллок.
15. Энди Уорхол - художник, ставшим мастером такого направления в современном искусстве как...
Правильный ответ: поп-арт (популярное искусство).
16. Назовите направление в современной живописи, художественным методом которого является воспроизведение действительности с точностью фотографического снимка:
Правилььный ответ: фотореализм или гиперреализм.
17. Какие крупные аукционные дома представлены на мировом художественном рынке (2 названия)?
Правильный ответ:
Кристис (Christie's), Сотбис (Sotheby's), Бонхамс (Bonhams), Доротеум (Dorotheum), МакДуглас (MacDougall’s)
18. Чем объясняется тяготение в искусстве XX века к абсурдности и гротеску?
Правильный ответ: Гротеск в искусстве — симптом тревожности в обществе и невротической склонности сомневаться во всем, особенно в очевидном и привычном. Это явление стало адекватной реакцией социума, пережившего столько войн и революций и познавшего на опыте, что окружающий мир может рассыпаться в прах в считанные минуты. Поэтому закономерны безумные краски и экзальтированные образы экспрессионистов, соединение несоединимого в полотнах сюрреалистов, жутковатое отражение действительности в произведениях мастеров XX века.
19. Философские концепции психоанализа этого ученого легли в основу сюрреализма. Назовите его имя.
Правильный ответ: Зигмунд Фрейд.
20. Какое произведение принято считать визитной карточкой кубизма?
Правильный ответ: "Авиньенские девицы" Пабло Пикассо.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОСы в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. Е. Л. Шековой. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: : Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
Л2.2 Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л2.3 Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Арт-азбука. Словарь современного искусства azbuka.gif.ru
Э2 Артревью - рейтинг деятелей художественной сферы artreview.com
Э3 Арт-менеджер - журнал для профессионалов www.artmanager.ru
Э4 Премия "Инновация" artinnovation.ru
Э5 Центр современного искусства «Винзавод» www.winzavod.ru
Э6 Экономика и культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.