МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 324
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 324 324 324 324
Итого 360 360 360 360

Программу составил(и):
д-р. искусствоведения, Профессор, А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
д-р. искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История и теория дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение творчества значительных отечественных и зарубежных дизайнеров;
- формирование навыка поиска материала об интересующих их явлениях истории дизайна;
- формирование устойчивого интереса к событиям современного развития дизайна.
Желательно, чтобы у студентов сформировался свой взгляд на произведения искусства и творчество значительных мастеров, свои критерии эстетической оценки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;
ПК-1.1 Знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности
ПК-1.2 Умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности
ПК-1.3 Владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий
ПК-2Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-2.1 Знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов
ПК-2.2 Умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками
ПК-2.3 Владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины дизайна;
основные характерные черты различных периодов развития дизайна;
основных представителей и современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения полученных знаний и навыков в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предметный мир Античности
1.1. Периодизация истории и искусства государств Античного мира Лекции 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Развитие технологий в средневековой Европе. Эпоха Возрождения
2.1. Материальная культура средневековой Европы Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Развитие технологий и ремесел в России
3.1. Периодизация культуры и искусства Древней Руси Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Различные виды ремесел и формы предприятий в России в XVIII-XIX вв. Сам. работа 5 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Европа в Новое время
4.1. Периодизация культуры и искусства Западной Европы Нового времени Сам. работа 5 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX веков Сам. работа 5 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Ремесло и промышленность в XIX веке. Первые теоретики дизайна
5.1. Художественно-промышленные компании У. Морриса Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Концепции промышленного искусства в творчестве Д. Рёскина, Г. Земпера, Ф. Рело Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Возникновения стиля модерн
6.1. Период модерна в культуре и искусстве Западной Европы Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.2. Особенности проявления модерна в странах западной Европы в конце XIX начале XX вв. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Период модерна в культуре и искусстве России
7.1. Ведущие архитекторы и художники стиля модерн в России Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
7.2. Санкт-Петербургская и Московская школы модерна Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Условия появления и становления дизайна
8.1. Всемирные промышленные выставки XIX - начала XX века Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Стилевые направления в индустриальном формообразовании
9.1. Германский художественно-промышленный союз и его история Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.2. Деятельность Германа Мутезиуса и Людвига Мисс Ван дер Роэ Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Развитие дизайна в ХХ веке
10.1. Хронология развития дизайна в первой половине XX века Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Первые школы дизайна
11.1. Баухауз – первая школа промышленного проектирования Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.2. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.3. Ведущие дизайнеры и архитекторы – Фрэнк Ллойд Райт, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 12. Особенности развития советского дизайна довоенного периода
12.1. Влияние русского авангардного искусства на становление дизайна Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
12.2. Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 13. Дизайн 1920 – 1940-х гг.
13.1. Предвоенный дизайн 1930 – 1940-х гг. в Европе Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 14. Развитие дизайна в Америке после второй мировой войны
14.1. Особенности развития дизайна после второй мировой войны и проблема экономии ресурсов Сам. работа 5 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 15. Послевоенный дизайн в Европе
15.1. Особенности финского, шведского и датского дизайна Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
15.2. Итальянская линия в дизайне, понимание дизайна как части культуры. Стиль «Оливетти» Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 16. Дизайн стран Востока
16.1. Феномен японского дизайна Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 17. Поиски и эксперименты в дизайне 1960 – 1970-х гг.
17.1. Влияние актуальных художественных течений в станковом искусстве на эволюцию в дизайне Сам. работа 5 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
17.2. Стримлайн. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии Сам. работа 5 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 18. Дизайн постиндустриального общества
18.1. Массовая культура и промышленное производство Сам. работа 5 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
18.2. Постмодерн. Арт-дизайн. 1980-е г. – десятилетие дизайна Практические 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 19. Теоретические концепции дизайна в СССР 1960 – 1980-х гг.
19.1. Основные направления Советского дизайна во второй половине XX века Сам. работа 5 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 20. Дизайн в XXI веке
20.1. Основные виды современного дизайнерского творчества Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1910

ПК-2: Способен к разработке и реализация культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-1: Способен к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Дизайн - это...
А. Предметы быта, кухонная утварь;
Б. Проектирование объектов и предметов интерьера и экстерьера;
В. Приготовление блюд к праздничному столу.

2. Единство и целостность формы художественного произведения, важнейший фактор выразительности
А.Дизайн;
Б. Графика;
В. Композиция.

3. В каком документе указывается последовательность изготовления изделия
А.На чертеже;
Б. На макете;
В. На технологической карте.

4. Стилизация - это...
А.Упрощенность форм;
Б. Превращение реалистичного в декоративное;
В. Детализированность изображения.

5. Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта
А. Моделирование;
Б. Проектирование;
В. Зонирование.

6. Целью дизайна является
А.Создание предметной среды, которая удовлетворяет материальные и духовные потребности человека;
Б. Создание дизайн-проекта в установленный срок по конъюнктурной цене;
В.Создание уникального образа, который не с чем сравнивать и можно выгодно реализовывать;
Г. Создание футуристического образа, применение которого становится понятным спустя время.

7. Что относится к основным принципам конструирования
А. Прочность, надёжность, экономичность;
Б. Материал, размер, вес;
В. Форма, назначение, цена.

8. Легкий, элегантный стул для женщин, созданный в Др. Греции в V в. до н.э. имел название:
А. Дощатый стул;
Б. Стул- клисмос;
В. Плетеная мебель.

9. Какому стилю принадлежат такие отличительные черты, как монументальность, лаконичность, облицовка стен мрамором, мощная колоннада, множество статуй и светлые тона
А. Ренессанс;
Б. Античная архитектура;
В. Барокко.

10. Расцвет городского средневекового ремесла в Европе наступил
А. В конце Х века;
Б. В конце ХII века;
В. Конец ХI века.

11. Готический стиль впервые появился во Франции в 1200-х гг. и просуществовал
А. Более 600 лет;
Б. Менее 100 лет;
В. Более 300 лет.

12. Выпуклая фигура, выступающая более чем наполовину, разновидность скульптурного выпуклого рельефа
А. Контррельеф;
Б. Барельеф;
В. Горельеф.

13. Укажите цели художественного конструирования
А. Создание промышленных изделий, которые будут максимально соответствовать условиям эксплуатации;
Б. Создание изделий, которые будут иметь гармонически целостную форму;
В. Создание среды, в которой будет развиваться искусство.

14. Конструирование – это…
А. Процесс составления чертежей, которые несут информацию о внешних качествах предмета;
Б. Создание конкретной, однозначной конструкции изделия, проработка схем;
В. Поиск научно-обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений.

15. Синтез эстетического и функционального, красоты и пользы с учетом фактора человека
А. Санкретизм;
Б. Сикнетизм;
В. Синкретизм.

Правильный ответ:
1-Б; 2-В; 3- В; 4- А; 5-Б; 6- А; 7-А; 8-Б; 9-Б; 10-Б; 11-В; 12-В; 13-А, Б; 14-Б; 15- В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Деятельность по созданию и проектированию, целью которой является определение формальных качеств объектов, производимых промышленностью – дизайн.
2. Какому периоду принадлежат такие отличительные черты, как монументальность, лаконичность, облицовка стен мрамором, мощная колоннада, множество статуй и светлые тона – античному.
3. В 10 — 20-х гг. ХIХ в. в Европе произошел переход мануфактурного и ремесленного производства к крупному промышленному массовому. И первой страной, ставшей на путь машинной индустрии, была Великобритания.
4. Готический стиль впервые появился во Франции в 1200-х гг. и просуществовал 300 лет.
5. Складной табурет на Х-образной опоре был произведен в Др. Египте.
6. Легкий, элегантный стул для женщин, созданный в Др. Греции в V в. до н.э. имел название Клисмос.
7. Пионер дизайна художник Генри Колл изобрел термин «художественная промышленность» в 1845гг.
8. Расцвет городского ремесла в Европе средневековья выпадает на конец ХII века.
9. Первые мануфактуры возниклив ХIV в. в Италии.
10. Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта – проектирование.
11. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий присущи стилю модерн.
12. Фламандец, крупнейший мастер-мебельщик Андре Шарль Буль (1642-1732) стал инкрустировать в технике «пике».
13. Первая «Великая выставка изделий промышленности всех наций» была проведена в 1851 г. в Лондоне.
14. Какой стиль подразумевает консерватизм и уважение к традициям, рациональность мышления, прагматизм, сдержанность и чувство меры, строгость во всем – английский стиль
15. В каком документе указывается последовательность изготовления изделия – в технологической карте.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.2 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б) после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.