МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектирования экспозиционного пространства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 385
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 385 385 385 385
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования экспозиционного пространства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняква И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняква И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выявление места и роли культуры в системе общества, ее соотнесенности с другими общественными явлениями, ее строения и функционирования в различных слоях, классах и группах общества, социального содержания и значения культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципов и методов анализа культуры как общественного явления, целей и возможностей социокультурного анализа общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-2.1 Знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов
ПК-2.2 Умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками
ПК-2.3 Владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Краткий исторический обзор профессии дизайнера.
Дизайн-проектирование в ХХI веке.
Базовые категории дизайна.
Содержание процесса дизайн-проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы исследования структуры проблемы и расширения смыслового контекста объекта проектирования. Составлять сценарную модель структуры целей. Методы перспективного моделирования. Методы моделирования стратегий. Методы функционального проектирования. Конструктивное моделирование. Комбинаторный метод.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть средствами и приемами композиционного формообразования в контексте объекта гармонизации. Средствами проектно-графического моделирования. Средствами объемного моделирования. Средствами компьютерного проектирования. Технологией дизайн-проектирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дизайн-проектирование в ХХI веке. Теория, методология и практика.
1.1. Предпосылки возникновения современных представлений о профессиональной проектной деятельности Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Состав и структура учебно-материальной базы Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Социокультурная деятельность как общественная система Сам. работа 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы социокультурной деятельности
2.1. Проектный образ как художественная модель. Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Дизайн как художественно-проектная деятельность. Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Дизайн как связь искусств и ремесел на заре своего возникновения. Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. 17. Проектно-графическое моделирование. Его особенности, техника, типы. Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Дизайн как художественно-промышленная деятельность в начале ХХ века. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Система средств обучения на базе средств ИКТ. Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации. Сам. работа 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Функция объекта дизайна. Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.8. Художественное моделирование потенциального потребителя. Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.9. Художественное моделирование потенциального потребителя. Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.10. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Практические аспекты социкультурной деятельности
3.1. Критерии оценки творчества в дизайн-деятельности. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Механизм творческого процесса. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Уровень проектной реализации дизайн-концепции. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Проектно- практическое моделирование. Сам. работа 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Виды проектно-практической деятельности Сам. работа 7 11 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Средства дизайна. Средства и приемы формообразования. Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Композиционное формообразование Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.9. Ознакомление с проблемой и разработка технического задания на проектирование. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.10. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. Сам. работа 7 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.11. Экзамен 7 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильную последовательность.
1. обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2. компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3. компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1. по-сырому.
2. алла прима.
3. лессировка.

Правильный ответ: 2


3. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда...
1. точно такой же.
2. темнее.
3. светлее.

Правильный ответ: 3


4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1. светлотным контрастом.
2. цветовым контрастом.
3. колоритом.

Правильный ответ: 1


6. Какой цвет не является хроматическим?
1. белый.
2. синий.
3. красный.

Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1. лессировка.
2. по-сырому.
3. алла прима.

Правильный ответ: 1


8. Изображения морских пейзажей называют...
1. мариями.
2. маринами.
3. морянами.

Правильный ответ: 2


9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2. компоновка в формате.
3. проработка деталей.

Правильный ответ: 2


11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1. полутон.
2. рефлекс.
3. локальный цвет.

Правильный ответ: 3


15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1. светлота.
2. колорит.
3. монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ: изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...

Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Д. Приемы объектно ориентированного проектирования. : учебное пособие Москва : ДМК Пресс//"ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/1220
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 социокультурная деятельность www.biblioclub.ru
Э2 социальная и культурная деятельность www.akunb.altlib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для чтения лекций используются аудитория, оснащенная компьютером с выходом в
Интернет, системные требования: AMD Athlon 64x2 Dual core 5000+ (2
cpu)/2Gb/150Gb/817Mb/Nvidia GeForce 8200, проектор Acer P5280 - для демонстрации
учебно-методического материала. Программное обеспечение: MS Office 2007.
Для проведения практических занятий используются аудитория, оснащенная
компьютером с выходом в Интернет, системные требования: Intel Core 2 Quad Q9400
2.66Ghz/4Gb/300Gb/2Gb Nvidia GeForce 9600 GT - для демонстрации учебно-
методического материала. Программное обеспечение: Windows 7, Adobe Master Collection
CS6, Corel Draw X4, MS Office 2007, Антивирус Kaspersky Endpoint 8.
Студенты имеют доступ к электронно-библиотечным системам, а также доступ к
информационно-образовательной среде СГТУ.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.