Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Управление в сфере культуры |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_01_Культурология_УвСК-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Консультации | 68 | 68 | 68 | 68 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель данного курса – создание целостной концепции истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Задачи: 1) формирование у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени. 2) развитие мировоззрения, соединяющего научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал; 3) понимание национальное своеобразие русской культуры и ее место в системе мировой культуры и цивилизации; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Иметь представление как о целостных культурно-исторических эпохах, так и отдельных, конкретных явлений культуры; о современных проблемах и задачах изучения истории культуры России, роль национальной культуры в формирования гражданской позиции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | знать основные особенности становления и развития отечественной культуры; основные этапы развития культуры России; содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи; круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах; уметь выявлять взаимосвязь отечественных культурных проблем; проводить содержательные параллели в историко-культурном процессе, находить исторические причины современных проблем культуры; более отчетливо видеть перспективы культурного развития страны; формировать гражданскую позицию на основе знания основных этапов и закономерностей развития культуры России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками анализа произведений культуры. Владеть навыками анализа явлений культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст; навыками формирования ценностей, этических ориентиров, целей личного и профессионального развития на основе понимания роли и значения национальной культуры России |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные подходы к изучению истории отечественной культуры.Тема 1. Феномен культуры, его границы и сущностные свойства. Тема 2. Человек и культура: взаимные притяжения | ||||||
1.1. | Онтологические основания культуры в отношениях человека и мира | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Особенности изучения культуры и истории отечественной культуры Практикум. | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Феномен культуры, его границы и сущностные свойства | Консультации | 2 | 16 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Человек и культура: взаимные притяжения. Творческое задание "Зачем я пришёл в этот мир?" | Сам. работа | 2 | 24 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Человек в культуре и межкультурных взаимодействиях | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Законы развития человека как творца и творения культуры | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. История культуры Древней и Средневековой Руси. Тема 3. Языческие традиции в культуре Древней Руси. Тема 4. Культура русского Средневековья | ||||||
2.1. | Духовные истоки и типологические особенности культуры древних славян | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Языческие традиции древних славян | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Взаимовлияние языческой и христианской картины мира | Консультации | 2 | 20 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Художественная культура Руси X - XI вв. | Сам. работа | 2 | 28 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Культура русского Средневековья | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Духовные смыслы средневековой храмовой архитектуры | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Духовные основы православной культуры. Искусство в системе православного культа | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Русский храм как модель мира | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Русское религиозное искусство | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Практикум по русской религиозной философии | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Консультации | 2 | 10 | |||
Раздел 3. Отечественная культура Нового времени. Тема 5. Реформы Петра Первого и европейский вектор развития России. Редактировать Тема 6. Золотой век русской культуры | ||||||
3.1. | Русское Барокко в условиях исторического перехода культуры | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Культура русского барокко | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Культура эпохи Просвещения в России | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Русская культура XVIII века | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Художественная культура России XIX века | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Золотой век русской культуры | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Отечественная культура ХХ века. Русский Авангард: культура и искусство. Тема 8. Советская Отечественная культура | ||||||
4.1. | Культура России рубежа XIX-XX веков | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Отечественное искусство Авангарда и Серебряного века | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Отечественная культура и искусство советских лет | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Русская идея и её выражение в культуре и искусстве | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Типологические особенности русской культуры | Консультации | 2 | 22 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Сам. работа | 2 | 13 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История отечественной культуры.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Касьянов В. В. | ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ильина Т. В. | История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : | СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Культура РФ.Портал | www.culture.ru | ||
Э2 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к экзамену, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |