МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-технические музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 100
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 100 100 100 100
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., ст. пр. , Сайберт В.О.

Рецензент(ы):
д.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-технические музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с закономерностями формирования коллекций, созданием и современной деятельностью научно-технических музеев мира.
В соответствие с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- рассмотреть этапы эволюции исторических коллекций и процесс формирования научно-технических музеев;
- дать представление о многообразии видов научно-технических музеев;
- продемонстрировать особенности деятельности современных музеев научно-технического профиля и их роль в сохранении культурного наследия;
- закрепить навыки студентов эффективного поиска и анализа источников, литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности деятельности музеев научно-технических профиля и их роль в сохранении культурного наследия
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать информацию о музеях научно-технических профиля;
характеризовать развитие конкретного научно-технических музея или коллекции, отметив общие закономерности и показав специфические особенности собрания и деятельности учреждения по сохранению культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.демонстрации результатов изучения научно-технических материала в различной форме;
применения основных методов в направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-технические музеи: понятие и история формирования.
1.1. Основные виды научно-технических музеев. Накопление памятников исторического значения в России и за рубежом. Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.2. Научно-технические музеи: понятие, классификация, специфика деятельности. Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.3. Национальные научно-технические музеи мира. Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.4. Национальные научно-технические музеи мира. Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
1.5. Национальные научно-технические музеи мира. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
Раздел 2. Основные научно-технические музеи России и зарубежья.
2.1. Государственный Политехнический музей. Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.2. Государственный Политехнический музей. Сам. работа 8 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.3. Государственный Политехнический музей. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.4. Музеи-заповедники России. Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.5. Музеи-заповедники России. Сам. работа 8 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.6. Музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.7. Музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Сам. работа 8 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.8. Музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.9. Городские музеи техники Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.10. Городские музеи техники Сам. работа 8 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.11. Городские музеи техники Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1
2.12. Археологические и этнографические музеи. Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2, Л2.1
2.13. Археологические и этнографические музеи. Сам. работа 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2, Л2.1
2.14. Археологические и этнографические музеи. Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2, Л2.1
2.15. Краеведческие музеи. Сам. работа 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.16. Военно-технические музеи. Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.17. Военно-технические музеи. Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.18. Военно-технические музеи. Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.19. Специальные, персональные музеи Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2
2.20. Специальные, персональные музеи Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ. ПК-2: Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К нагрудным украшениям относят?
А. гривны
Б. фибулы
В. булавки-заколки
Г. бусы
Ответ: Б, В
Вопрос 2. По конструктивному решению украшения делятся на?
А. составные
Б. съемные
В. сплошные
Г. разъемные
Ответ: А, В
Вопрос 3. При атрибутивном описании украшений, их группируют?
А. по способу крепления
Б. по типу замков
В. по половозрастному признаку
Г. по типу формы
Ответ: А, В
Вопрос 4. Группы керамических предметов утилитарного или бытового назначения составляют?
А. архитектурные детали из керамики
Б. посуда и различная утварь
В. санитарно-технические изделия
Г. мелкая декоративная пластика
Ответ: Б, В
Вопрос 5. Выявите виды керамических изделий по материалу и технологии производства?
А. бисквит
Б. гончарные
В. санитарно-технические
Г. фаянс
Ответ: Б, Г
Вопрос 6. К декоративной керамике относят?
А. керамические панно
Б. керамическую скульптуру
В. архитектурные детали
Г. майоликовую посуду
Ответ: А, Б, В
Вопрос 7. Какими бывают каталоги музейных коллекций?
А. алфавитные
Б. предметно-тематические
В. материаловедческие
Г. межфондовые
Ответ: А, Б, Г
Вопрос 8. Укажите верные высказывания о процессе атрибуции предмета?
А. выявляется социальная среда бытования
Б. определяется техника изготовления предмета
В. устанавливается время создания предмета
Г. применяются химические и физические исследования
Ответ: А, Б, В, Г
Вопрос 9. Назовите методы, используемые при проведении экспертизы?
А. микроскопическое исследование
Б. формально-стилистический анализ
В. химический анализ
Г. механический анализ
Ответ: А, Б, В
Вопрос 10. Укажите верные высказывания об экспертизе?
А. позволяет опровергнуть атрибуцию
Б. проводится для определения культурной ценности предмета
В. позволяет обосновать атрибуцию
Г. осуществляется для установления подлинности предмета
Ответ: А, Б, В, Г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие основные этапы включает артрибуция музейных предметов?
Ответ: Первичное ознакомление с предметом и определение его назначения, определение материала и техники изготовления, изучение формы предмета, изучение украшения предмета, исследование фабричных марок и клейм, геральдических знаков и монограмм, надписей, дат и авторских подписей.
2. Какие группы украшений выделяют по месту ношения в составе костюма?
Ответ: Головные, шейные, нагрудные, наплечные, набедренные, наручные, ножные.
3. Как разделяются украшения по ситуативному назначению?
Ответ: Будничные, праздничные, празднично-обрядовые.
4. Как разделяются украшения с учетом пола, возраста и семейного положения?
Ответ: Украшения маленьких детей (без различия пола), женские (девочек, девушек, невест, замужних и пожилых женщин) и мужские (юношей, женатых мужчин).
5. Дайте определение понятию вооружение?
Ответ: Вооружение – это комплекс боевых средств индивидуального применения, предназначенный для обороны и нападения.
6. Чем занимается оружиеведение?
Ответ: Оружиеведение – исследовательское направление военной истории, изучающее предметы вооружения как категорию материальной культуры, через выявление их функционирования.
7. Как разделяется оружие по дистанции поражения?
Ответ: Оружие дальнего боя (луки, стрелы, арбалеты, пращи, дротики), оружие среднего боя (копья, алебарды, протазаны), оружие ближнего боя (мечи, сабли, ножи, кинжалы, топоры, булавы, шестоперы, кистени).
8. Назовите основные виды доспехов, используемые при классификации?
Ответ: Панцири, шлемы, щиты, наручи, поножи, наголовья, попоны.
9. Дайте определение понятию конское снаряжение?
Ответ: Конское снаряжение (амуниция) представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею во время езды верхом.
10. На какие части делится амуниция верхового коня?
Ответ: Узда (суголовье, удила, псалии, повод) и седло (потник, ленчик, подпруга, путлища со стременами, нагрудник, накрупник).
11. Что такое каталог и для чего он нужен?
Ответ: Каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, которые располагаются в порядке их систематизации. Он служит инструментом изучения музейных предметов и используется в научно-информационных, учетно-хранительских и информационно-поисковых целях. Близки по своему значению к каталогу такие термины как каталожная карточка и картотека. Музейные каталоги создаются на основе классификационных схем.
12. Что такое каталогизация музейных фондов?
Ответ: Каталогизация музейных фондов – это совокупность работ по созданию музейных фондовых каталогов.
13. Какие выделяют типы каталогов и в чем их особенности?
Ответ: По структуре выделяют два типа каталогов: систематический и алфавитный. В систематическом каталоге информация группируется в том или ином логическом порядке, а в алфавитном каталоге в ней фиксируются лишь принципы образования основных делений.
14. Как каталоги разделяются по объему информации?
Ответ: Межфондовые каталоги, пофондовые и поколлекционные каталоги.
15. Дайте определение понятию атрибуция?
Ответ: Атрибуция – это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.
16. Что такое подлинник?
Ответ: Подлинник – это оригинальный предмет, оригинал, в противоположность воспроизведению, копии, подделке.
17. Что такое копия?
Ответ: Копия – это предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом как подлинник или оригинал.
18. Что такое подделка?
Ответ: Подделка – это предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник.
19. Каковы основные задачи экспертизы музейных предметов?
Ответ: Установление подлинности предмета, определение времени и места создания изделия, его культурной принадлежности или авторства, определение исторической или художественной ценности предметов.
20. Что наиболее важно в атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства?
Ответ: Анализ художественных особенностей предмета – его формы и украшении, того зрительного «образа» предмета, в котором утилитарное и эстетическое начала тесно связаны и дополняют друг друга.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова Этнографические музеи России [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный исторический музеи? (офиц. сайт) www.shm.ru
Э2 Портал «Музеи России» объединяет справочный и новостной материал об отечественных и зарубежных музеях www.museum.ru
Э3 Сайт «Музеи мира в Интернете» представляет собой каталог сайтов музеев мира с интерактивными ссыл-ками на их страницы www.hist.msu.ru
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и ино-странных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности www.museolog.rsuh.ru
Э5 portal.edu.asu.ru
Э6 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. Затем вновь направлено преподавателю.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.