МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
История отечественного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "История русского искусства" является формирование навыков понимания художественно-образного языка памятника искусства и законов его психологического восприятия, целостного представления об основных особенностях отечественного искусства, как феномена, сформировавшегося при взаимодействии с традициями Запада и Востока.
Задачи курса:
- освоить содержание ключевых понятий и терминов, используемых при описании и интерпретации памятников отечественного искусства;
- освоить содержание важнейших процессов стиле- и формообразования в различные культурно-исторические периоды;
- уяснить особенности и динамику развития различных видов и жанров отечественного искусства;
- познакомиться с важнейшими памятниками архитектуры, изобразительного искусства и особенностями творчества их авторов;
- выявить своеобразие отечественного искусства в системе общеевропейских стилистических тенденций и направлений;
- уяснить оснувную проблематику современных отечественных искусствоведческих исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знать основные концепции современного музея как социокультурного института
ОПК-1.2 Знать принципы, методики и технологии сохранения историко-культурного наследия
ОПК-1.3 Уметь планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.4 Владеть технологией музейного проектирования
ОПК-1.5 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях музейной деятельности
ОПК-1.6 Владеть навыками разработки и обоснования проектов и программ сохранения и актуализации историко-культурного и природного наследия
ОПК-1.7 Владеть понятийным аппаратом в области музеологии
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав собраний ведущих художественных музеев страны;
современную периодизацию отечественного искусства;
содержание важнейших процессов стиле- и формообразования в различные культурно-исторические периоды, особенности и динамику развития различных жанров отечественного искусства;
основные категории философии, законы исторического развития, основы межкультурной коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать памятники отечественного искусства и объекты культурного наследия с указанием времени и места создания;
выявлять своеобразие произведений отечественного искусства в системе общеевропейских стилистических тенденций и направлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью пространственного мышления;
навыками словесного (письменного) выражения впечатления от произведения искусства;
навыками применения полученных знаний по проблемам отечественного искусства при исследовании музейных коллекций, экспозиций, объектов культурного наследия;
навыками восприятия межкультурного разнообразия в этическом, философском и историческом контекстах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство допетровской Руси
1.1. Введение. Цели, задачи, структура и особенности дисциплины. Периодизация русского искусства. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX - первая треть XII в.) Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
1.2. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX - первая половина XII в.) Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.3. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX - первая половина XII в.) Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.4. Искусство времени удельных княжеств(вторая треть XII - середина XIII в.) Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.5. Искусство времени удельных княжеств(вторая треть XII - середина XIII в.) Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.6. Искусство времени удельных княжеств(вторая треть XII - середина XIII в.) Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.7. Искусство периода монголо-татарского влияния и начала объединения русских земель (середина XIII - середина XV в.) Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.8. Икона как вид средневековой живописи Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.9. Икона как вид средневековой живописи Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.10. Искусство периода образования единого Российского централизованного государства (вторая половина XV - начало XVI в.). Отечественное искусство XVI в. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.11. Строительство в Московском Кремле (последняя четверть XV - начало XVI в.) Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.3
1.12. Русские средневековые художественные традиции в современном храме (на примере церкви св. Николая Чудотворца г. Барнаула) Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л2.1
1.13. «Русские средневековые художественные традиции в современном храме (на примере церкви св. Николая Чудотворца в Барнауле – объекте историко-культурного наследия)» Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л2.1
1.14. Выдающиеся мастера средневекового изобразительного искусства Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
1.15. Выдающиеся мастера средневекового изобразительного искусства Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
1.16. Русское искусство XVII в. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
1.17. Русское искусство XVII в. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
1.18. Русское искусство XVII в. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
Раздел 2. Отечественное искусство XVIII в.
2.1. Искусство первой половины XVIII в. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
2.2. Отечественное искусство первой половины XVIII в. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
2.3. Русское искусство первой половины XVIII в. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
2.4. Изобразительное искусство и архитектура во второй половине XVIII в. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
2.5. Станковая живопись второй половины XVIII в. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
2.6. Русская станковая живопись второй половины XVIII в. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
2.7. Развитие отечественной скульптуры во второй половине XVIII в. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
Раздел 3. Отечественное искусство XIX - начала XX в.
3.1. Русское искусство XIX в. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.2. Архитектура Москвы после 1812 г. Постройки О.И. Бове, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьева. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.3. Изобразительное искусство первой половины XIX в. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.4. Русское изобразительное искусство первой половины XIX в. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.5. Творчество членов Товарищества передвижных художественных выставок Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.6. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.7. Изобразительное искусство и архитектура конца XIX - начала XX вв. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.8. Творчество К.А. Коровина. Творческий путь В.А. Серова Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.9. Творчество мастеров художественных объединений России рубежа XIX - XX вв. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.10. Художественные объединения России рубежа XIX - XX вв. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.11. Живопись русского авангарда: творческие принципы, основные мастера Сам. работа 4 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
3.12. Авангардизм в русской живописи Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
Раздел 4. Искусство XX - начала XXI в.
4.1. Отечественное искусство 1917-1941 гг. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.2. Агитационно-массовое искусство первых послереволюционных лет Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.3. Агитационно-массовое искуссвто первых послереволюционных лет Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.4. Живопись 1930-х гг. Произведения Б.В. Иогансона, С.М. Герасимова, А.А. Пластова, М.В. Нестерова, П.Д. Коринова Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.5. Изобразительное искусство и архитектура в годы Великой Отечественной войны Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.6. Искусство периода Великой Отечественной войны Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.7. Изобразительное искусство и архитектура середины 1940-1980-х гг. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2
4.8. Отечественное искусство 1960-1980-х гг. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2
4.9. Отечественное искусство 1960-1980-х гг. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2
4.10. Произведения русского изобразительного искусства XVIII - XIX вв. в Государственном художественном музее Алтайского края. Экскурсия Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1
4.11. Искусство конца XX - начала XXI в. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1055

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выявите памятники владимиро-суздальского зодчества
а. Дмитриевский собор
б. Церковь Спаса на Нередице
в. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
г. Благовещенский собор
Ответ: ав
Вопрос 2. В XII в. самой высокой постройкой являлся …
а. Софийский собор в Киеве
б. Софийские собор в Новгороде
в. Успенский собор во Владимире
г. Архангельский собор в Москве
Ответ: в
Вопрос 3. Паволока – это …
а. клей из сока фруктовых деревьев
б. прямоугольная выемка
в. деревянный шип
г. наклеенная на доску ткань
Ответ: г
Вопрос 4. Памятниками московского зодчества являются …
а. Успенский собор в Звенигороде
б. Церковь-колокольня Иоанна Лествичника
в. Успенский собор во Владимире
г. Храм Василия Блаженного
Ответ: аб
5. Строительство белокаменного Московского Кремля осуществилось в …
а. второй половине XIII в.
б. первой половине XIV в.
в. второй половине XIV в.
г. первой половине XV в.
Ответ: в
6. Особенностью монастырских храмов является
а. наличие приделов
б. отсутствие хоров
в. устройство одной абсиды
г. многоглавие
Ответ: б
7. Укажите характерные черты новгородского зодчества
а. смешанная техника кладки (плиты и кирпича)
б. высотное сооружение
в. скрытный декор
г. возведение одной абсиды
Ответ: авг
8. Успенский собор о Владимире…
а. имел 6 глав
б. являлся самым высоким храмом XII в.
в. украшен аркатурно-колончатым поясом
г. сооружен из белокаменных блоков
Ответ: бвг
9. Нартекс – это …
а. место для княжеских пиров и собраний
б. помещение в восточной стороне христианского храма
в. пристройка к западной стороне христианского храма
г. часть купального свода
Ответ: в
10. Распространению стиля классицизм в России способствовало …
а. перевод на русский язык итальянских трактатов по архитектуре
б. открытие Академии художеств в Санкт-Петербурге
в. кризис стиля барокко
г. деятельность приезжих европейских архитекторов
Ответ: абвг
11. На I Выставке Товарищества передвижных художественных выставок были представлены работы:
а. В.Г. Перова «Охотники на привале»
б. И.Н. Крамского «Христос в пустыне»
в. А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
г. Ф.Ф. Каменского «По грибы»
Ответ: авг
12. Архитектор Чарльз Камерон возвел …
а. Таврический дворец в Санкт-Петербурге
б. Павильон «Холодная баня» в Царском селе
в. Здание Академии наук в Санкт-Петербурге
г. «Храм Дружбы» в Павловске
Ответ: бг
13. В отечественном искусстве первая половина XIX в. характеризуется …
а. тесным взаимодействием классицизма и романтизма
б . развитием реализма и романтизма
в. значительными достижениями синтеза архитектуры и скульптуры
г. расширением организации художественных выставок
Ответ: авг
14. Памятниками московского зодчества являются …
а. Церковь Спаса на Ильине улице
б. Успенский собор в Коломне
в. Спасский собор Андроникова монастыря
г. Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Ответ: бв
15. Андрей Рублев является автором …
а. иконы «Троица»
б. заставок Евангелия Федора Кошки
в. композиции «Страшный суд» Успенского собора во Владимире
г. росписей Успенского собора на Городке в Звенигороде
Ответ: авг
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Назовите сохранившиеся до настоящее времени памятники владимиро-суздальского зодчества XII–XIII вв.
Ответ: сохранившимися до настоящего времени памятниками Владимиро-Суздальского зодчества являются Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский собор во Владимире, Золотые ворота во Владимире, Дмитриевский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на р. Нерль, архитектурный ансамбль в Боголюбово, церковь Рождества Богородицы в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
2.Что такое паволока?
Ответ: паволока – это ткань редкого переплетения или ветхая, при создании икон наклеивалась на иконную доску перед наложением левкаса. Служила для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.
3.Выявите характерные черты владимиро-суздальского зодчества XII–XIII вв.
Ответ: характерными чертами владимиро-суздальского зодчества XIII–XIII вв. являются: белокаменное строительство; преобладание вертикальных линий, что подчеркнуто узкими пряслами, щелевидными окнами, полуколонками на апсидах; наклонение стен вверху несколько внутрь; выполнение профилированных порталов, аркатурного или аркатукрно-колончатого пояса по фасадам и карнизам построек; украшение фасадов резьбой.
4.Когда осуществилось строительство белокаменного Московского Кремля?
Ответ: строительство белокаменного Московского Кремля осуществилось во второй половине XIV в., что было связано с расширением оборонительных военно-инженерных задач. Стены и башни Белокаменного Кремля значительно расширили городскую территорию. В меньшей степени, чем предшествующие укрепления, зависели от ландшафта. Кремль получил 9 проездных башен. Из каждой проездной башни начиналась улица посада.
5. Дайте определение понятию икона.
Ответ: икона в христианстве – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, но возможно так же на стекле и др. материалах) и снабжённые специальными надписями и знаками.
6.Укажите характерные черты новгородского зодчества XII – первой половины XIII в.
Ответ: характерными чертами новгородского зодчества XII – первой половины XIII в. являлось: применение смешанной техники кладки (каменные плиты и кирпич), снижение высотности сооружений; упрощение прежних композиционных приемов, скромный декор (выполнялись аркатурный пояс под куполом главы, уступчатые закомары); сооружение одной апсиды. Церковь играла значительную роль в культурной инициативе.
7. Назовите сохранившиеся до настоящего времени памятники московского зодчества XIV – первой половины XV в.
Ответ: сохранившимися до современности памятниками московского зодчества указанного периода являются: Успенский собор и собор Рождества Богородицы в Звенигороде, Церковь-колокольня Иоанна Лествичника Московском Кремле, собор Рождества Богородицы Савинно-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря.
8. Что такое апсида?
Ответ: апсида – это примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
9. Какие общие черты характерны для Софийских соборов, построенных в XI в.?
Ответ: в XI в. Софийские соборы были возведены в Киеве, Новгороде и Полоцке. Они были идентичны по архитектурному типу (крупные, мощных форм крестово-купольные, пяти-нефные храмы), являлись центрами духовной жизни, показателями единства церковной организации и культурного единства территорий государства.
10.Что такое нартекс?
Ответ: нартекс – это пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
11. Назовите архитектурные памятники XI – начала XII в., интерьеры которых были декорированы мозаикой.
Ответ: мозаика была выполнена в следующих архитектурных памятниках XI – начала XII в. – Софийском соборе в Киеве, соборе Михайловского Златоверхого монастыря.
12. Назовите самое раннее свидетельство о наличии монументальной живописи в храме Древнерусского государства.
Ответ: при археологических исследованиях первого христианского храма – Успения Богоматери (Десятинная церковь), возведенного в 989–996 гг. были обнаружены фрагменты фресковой росписи.
13. Перечислите особенности монументальной живописи XVI в.
Ответ: особенностями монументальной живописи XVI в. заключаются в переосмысление традиционного канона оформления церковного интерьера (появлении композиций – «Отечество», «Иисус Христос на радуге»), отражение в сюжетах важных государственных событий, появление сюжетов, почерпнутых из Нового и Ветхого Заветов, притч, житий святых, обогащение и усложнение содержания росписей, стремление к абстрактной символике.
14. Дайте определение понятию стиль.
Ответ: стиль – это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. История стилей раскрывается на примерах архитектуры и изобразительного искусства.
15. Какие обстоятельства способствовали распространению стиля классицизм в России?
Ответ: распространению стиля классицизм в России во второй половине XVIII в. способствовали кризис стиля барокко, переводы на русский язык трактатов итальянских авторов по архитектуре и возможность знакомства с ними отечественных мастеров, открытие Академии художеств в Санкт-Петербурге, деятельность приезжих европейских архитекторов (А. Ринальди, Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота и др.)
16. Дайте определение понятию жанр в изобразительном искусстве.
Ответ: жанр – это область изобразительного искусства, ограниченная кругом тем и предметов изображения. Для определения жанра произведения нужно ответить на вопросы: «Что изображено?», «Что является предметом изображения?». В зависимости от предмета изображения выделяют такие жанры как пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанр, исторический жанр, бытовой жанр и др.
17. Дайте определение понятию зодчество.
Ответ: зодчеством называют искусство строить и проектировать здания. В настоящее время под этим термином обычно понимают архитектуру IX–XIII вв. – от зарождения русского государства до монголо-татарского влияния.
18. Укажите периодизацию, используемую в истории отечественного искусства.
Ответ: история отечественного искусства разделяется на несколько основных периодов развития: искусство допетровской Руси (по XVII включительно), искусство XVIII в., искусство первой половины XIX в., искусство второй половины XIX в., искусство рубежа XIX – начала XX в., искусство XX – начала XXI в.
19. Дайте определение понятию искусство.
Ответ: искусство – это художественное творчество в целом (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
20. Укажите крупные художественные группировки в российской живописи 1920-х гг.
Ответ: крупными художественными группировками в указанный период в являлись: «Ассоциация художников революционной России»; «Общество станковистов»; «Четыре искусства»; «Общество московских художников»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы к экзамену
1. Зодчество и монументальная живопись Древнерусского государства конца IX – начала XII вв.
2. Памятники зодчества северо-восточной Руси XII–XIII вв.
3. Творчество Феофана Грека.
4. Андрей Рублев и взлет в истории отечественного изобразительного искусства.
5. Творчество Дионисия.
6. Монументальная живопись и особенности иконописи XVI в.
7. Шатровые храмы XVI–XVII вв.
8. Гражданское и культовое зодчество XVII в. Общая характеристика. Основные памятники.
9. Станковая живопись XVII в.
10. Творчество С. Ушакова.
11. Особенности развития отечественного искусства в первой половине XVIII в.
12. Творчество Б.-Ф. Растрелли.
13. Станковая живопись эпохи барокко. Творчество И.Я. Вишнякова, А.Л. Антропова, И.П. Аргунова.
14. Архитектура раннего классицизма. Основные мастера, памятники.
15. Архитектура строгого классицизма. Постройки И.Е. Старова, Ч. Камерона, Д. Кваренги.
16. Русские портретисты эпохи классицизма. Творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
17. Пейзажный и бытовой жанры в отечественной живописи второй половины XVIII в.
18. Историческая и мифологическая живопись. Творчество А.П. Лосенко, П.И. Соколова, Г.И. Угрюмова.
19. Особенности развития русского искусства в первой половине XIX в.
20. Петербургские постройки А.Н. Воронихина и А.Д. Захарова.
21. Архитектурные ансамбли Ж.Ф. Тома де Томона, К.И. Росси.
22. Портрет эпохи романтизма. Творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина.
23. Романтический пейзаж. Творчество С.Ф. Щедрина, М.Н. Воробьева.
24. Особенности развития жанра исторической живописи первой половины XIX в. Произведения К.П. Брюллова и Ф.И. Бруни.
25. Изобразительное искусство в общекультурной ситуации пореформенной. России. В.Г. Перов и бытовой жанр 1860-х гг.
26. Творчество И.Н. Крамского и Н.Н. Ге.
27. Жанровая и пейзажная живопись художников-передвижников.
28. Позднее искусство художников-передвижников. Творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.
29. Русская архитектура 1830–1890-х гг.
30. Концепция и художественная практика мастеров объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
31. Символизм в живописи рубежа веков. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова и художников «Голубой розы».
32. Объединение «Бубновый валет». Живопись П.П. Кончаловского, И.И. Машкова.
33. Беспредметная живопись В.В. Кандинского.
34. «Аналитическая» живопись П.Н. Филонова.
35. Супрематизм. Творчество К.С. Малевича и его учеников.
36. Живопись и художественное конструирование В.Е. Татлина.
37. Художественные группировки и стилевые направления в искусстве 1920-х гг.
38.Особенности развития искусства в период Великой отечественной войны
39. Новые тенденции в отечественном искусстве 1960–1980-х гг.
40. Изобразительное искусство 1990-х гг.: основные тенденции.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и практическое задание по атрибуции жанров и стилей произведений (представленных в репродукциях) отечественных художников XVIII – начала XX вв. На подготовку и представление ответа студенту отводится 35 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА СТУДЕНТА:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИстОтИск.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т. В., Фомина М.С. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - нач. XX вв.) : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Креленко Н. С. Введение в историю искусства: учебное пособие Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Вёрман К. История искусств всех времен и народов. Т. 2, кн. 4-5. Европейское искусство Средних веков: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бехтиева Е., Атрощенко О., Шуманова И. "Большой художник и благороднейшей души человек" www.rusiskusstvo.ru
Э2 Государственная Третьяковская галерея (офиц. сайт) www.tretyakovgallery.ru
Э3 Государственный Русский музей (офиц.сайт) rusmuseum.ru
Э4 Архитектура России archi.ru
Э5 Государственный художественный музей Алтайского края muzei.ab.ru
Э6 История отечественного искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Государственный Русский музей: www.rusmuseum.ru/e_calen.html.
Государственная Третьяковская галерея: www.tretyakov.ru/
Государственный исторический музей: www.shm.ru/
Сервер «Архитектура России»: www.archi.ru.
Поисковая система Google

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=43515
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответов на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно, индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое выполненное практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Ответы на практические задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, при выполнении которого студент демонстрирует знания жанров и стилей отечественной живописи. Предлагается в формате почтовых карточек 20 репродукций произведений отечественных живописцев XVIII–XX вв. После ознакомления с изображениями студент называет, в каком жанре выполнено каждое произведение (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, бытовой жанр) и указывает соответствующий стиль (барокко, рококо, классицизм, реализм). Критерии оценивания практического задания: отлично – студент выполнил предложенное практическое задание без ошибок, при этом дополнительно атрибутировал авторство и названия некоторых живописных произведений; хорошо – студент выполнил задание с одной-тремя неточностями, которые смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; удовлетворительно – студентом допущено до пяти ошибок при выполнении практического задания, которые он не смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; неудовлетворительно – студент практическое задание не выполнил. Оценка за выполнение практического задания учитывается при выставлении студенту итоговой экзаменационной оценки. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.