МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировых религий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
История мировых религий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомить студентов с историей происхождения религий в широком культурно-историческом контексте: от архаических, этнических до национальных и мировых религий, их генезисом, особенностями, географией распространения
Задачи курса:
1. Рассмотреть религиоведение как область знания и его основные разделы
2. Изучить историю религий с древности до настоящего времени.
3. Рассмотреть панораму религиозно-мировоззренческих систем в древности, средневековье, новое и новейшее время.
4. Выявить культурно-исторические особенности формирования и развитие национальных и мировых религий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знать основные концепции современного музея как социокультурного института
ОПК-1.2 Знать принципы, методики и технологии сохранения историко-культурного наследия
ОПК-1.3 Уметь планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.4 Владеть технологией музейного проектирования
ОПК-1.5 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях музейной деятельности
ОПК-1.6 Владеть навыками разработки и обоснования проектов и программ сохранения и актуализации историко-культурного и природного наследия
ОПК-1.7 Владеть понятийным аппаратом в области музеологии
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.происхождение, основные этапы развития религий в широком культурно-историческом контексте;
главные доктринальные положения и особенности культа национальных и мировых религий.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать культурно-исторические особенности национальных и мировых религий;
логично представлять освоенное знание;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами изучения религии, приемами анализа связи религии и других областей культуры в истории общества
навыками толерантного восприятия культурных особенностей представителей различных конфессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические подходы к изучению истории религии
1.1. Введение в курс. «История мировых религий» как научная дисциплина Лекции 4 4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.2. Проблема определения понятия «религия» в истории религиоведения. Современные определения религии Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.3. Классификация религий и типология религиозных организаций Лекции 4 4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.4. Функции религии в обществе Сам. работа 4 6 Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.5. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Сам. работа 4 10 Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.6. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Практические 4 4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Архаические, этнические и национальные религии
2.1. Политеистические религии Древнего мира Сам. работа 4 20 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Политеистические религии Древнего мира Практические 4 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Религиозные воззрения славян Лекции 4 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Национальные религии. Подготовка докладов и презентаций Сам. работа 4 16 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Национальные религии Практические 4 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.6. Иудаизм – национальная религия евреев Лекции 4 4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Мировые религии
3.1. Буддизм: возникновение и историческое развитие Лекции 4 2 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.2. Буддизм: возникновение и историческое развитие Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.3. Буддизм: возникновение и историческое развитие Практические 4 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.4. История формирования ислама Лекции 4 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.5. Генезис и вероучение ислама Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.6. Генезис и вероучение ислама Практические 4 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.7. Истоки раннего христианства Лекции 4 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.8. Христианство Сам. работа 4 10 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.9. Христианство Практические 4 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.10. Основные направления в христианстве и особенности их учений Практические 4 2 Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контродя по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Ранними формами религиозных верований являются:
а) тотемизм
б) магия
в) культ предков
г) фетишизм
Ответ: абвг
2. Вера в сверхъестественную силу нательного крестика, ладанки, амулета – это проявление мотивов:
а) фетишизма
б) анимизма
в) тотемизма
Ответ: а
3. Укажите верные высказывания об иудаизме:
а) возникает во II тыс. до н.э.
б) основоположник – пророк Моисей
в) символ – Звезда Давида
Ответ: ав
4. Укажите праздники в иудаизме:
а) Пурим
б) Йом-Киппур
в) Хана Мацури
Ответ: аб
5. Тайцзы – символ …
а) синтоизма
б) брахманизма
в) даосизма
Ответ: в
6. Укажите верные высказывания об исламе:
а) мусульманин обязан выполнять пять столпов веры
б) почитается пророк Мухаммед
в) возник в начале VII в.
Ответ: абв
7. Дхарма – это…
а) один из титулов Будды
б) учение Будды
в) высшая цель буддизма
Ответ: б
8. Магия – это …
а) искусство влиять на окружающий мир с помощью специальных средств
б) воображаемое искусство влиять на окружающий мир с помощью специальных средств
в) воображаемое искусство влиять на окружающий мир с помощью неких непостижимых манипуляций
Ответ: в
9. Анимизм – это
а) вера в возможность существования души вне и независимо от тела
б) вера в существование души у всех живых и неживых объектов природы
в) вера в существование души, духов, всеобщую одухотворенность природы
Ответ: в
10. Причиной зарождения буддизма стало:
а) кризис кастового строя
б) стремительное обнищание народа после природной катастрофы
в) приход в мир посланника Вселенского разума
Ответ: а
11. По представлению буддистов нирвана – это:
а) блаженное состояние человека, когда никакие заботы н беспокоят
б) состояние души человека в период между рождениями в материальном мире
в) конец перерождений и достижение истинного мира
Ответ: в)
12. Главная святыня мусульман – храм Кааба – находится в …
а) Мекке
б) Медине
в) в Иерусалиме
Ответ: а
13. Христианство зародилось в …
а) 30–33 г. I в. н.э. в Иерусалиме
б) 60-е гг. I в. н.э. в Иудеи и Палестине
в) в I в. н.э. в Малой Азии и Средиземноморье
Ответ: в
14.Основополагающим догматом христианства является вера в …
а) Страшный суд
б) Царство божье
в) искупительную миссию Иисуса Христа
Ответ: в
15. Библия разделена на части:
а) Тора, Евангелие, Апокалипсис
б) Ветхий Завет, Новый Завет
в) Ветхий завет и Евангелия
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Назовите основные разделы современного религиоведения
Ответ: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии.
2. Назовите функции религии
Ответ: мировоззренческая, компенсаторская, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуротранслирующая.
3. Перечислите основные формы ранних религиозных верований
Ответ: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, культ предков, шаманизм
4. Какие виды магических действий указывал исследователь С.А. Токарев?
Ответ: контактная магия, инициальная (инцепционная) магия, имитативная (симильная) магия, контагиозная (парциальная) магия, апотропетическая (отгоняющая) магия, катартическая магия
5. Перечислите мировые религии в хронологической последовательности их формирования
Ответ: буддизм (с VI в. до н.э.), христианство (с I в. н.э.), ислам (с начала VII в. н.э.
6. Какие религии формируют группу авраамических религий
Ответ: иудаизм, христианство, ислам
7. Назовите отличительные черты национальных религий
Ответ: субъектом национальных религий выступает этнос, нация. Четкие этические правила и нормы установлены для всех социальных слоев в форме земных обязанностей и условий благоденствия души в вечности. Философия и культ ясны и понятны для масс, так как основаны на культу предков, рода и семьи.
8. Сформулируйте отличительные черты индуизма
Ответ: в Ведах содержится истинное знание, авторитет Вед является непререкаемым для всех последователей индуизма. Под кармой в индуизме понимается путь души человека, которая переселяется из тела в тело, сообразно своим заслугам. Касты воспринимаются как божественное установление, нарушить которое, переступив границы касты, невозможно.
9. Укажите основные догматы иудаизма
Ответ: вера в единого бога Яхве, вера в приход мессии, вера в бессмертие души и существование загробного мира, в котором душа человека получает воздаяние за совершенное в земной жизни.
10. Назовите отличительные черты мировых религий
Ответ: мировые религии объединяют людей общим вероучением, независимо от этнических, языковых или политических связей, влияют на ход истории. В становлении мировых религий значительную роль сыграли их основатели. Мировые религии получили широкое распространение благодаря проповедованию идей равенства и братства людей.
11. Сформулируйте содержание «четырех благородных истин» буддизма
Ответ: 1) всякое существование есть страдание; 2) причины страдания заложены в самом человеке, это жажда жизни, наслаждений, власти, богатства; 3) прекратить страдания возможно при достижении состояния, когда всякое чувство и желание отступают; 4) указания «благородного срединного восьмеричного пути».
12. Перечислите указания «благородного срединного восьмеричного пути»
Ответ: праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное учение, праведное созерцание, праведное размышление.
13. Каковы пять моральных заповедей повседневной жизни в буддизме?
Ответ: моральные заповеди буддизма, так называемые «панча шила», просты и безрелигиозны, формулируются в виде призывов к добровольному отказу от преднамеренного убийства любого живого существа, воровства, лжи, от супружеской неверности, от употребления алкоголя.
14. Перечислите семь таинств, которые признают православная и католическая церкви:
Ответ: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.
15. Охарактеризуйте состав священной книги христиан
Ответ: священная книга христиан – Библия – . Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета, включающего Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Святых апостолов, Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова.
16. Назовите основополагающие догматы христианства
Ответ: вера в искупительную миссию Иисуса Христа, вера в Страшный суд и царство Божье.
17. Перечислите особенности католического вероучения.
Ответ: источником вероучения в католицизме считаются не только Библия, но и Священные Предания, церковная традиция, в которую включаются решения вселенских соборов и суждения пап. Католицизм признает «исхождение духа святого» от бога-отца и бога-сына, существование чистилища (кроме рая и ада). Божественную благодать распределяют священники во главе с папой – высшим духовным чином. Широко почитается Богородица.
18. Перечислите направления христианства
Ответ: католичество, православие, протестантизм.
19. Назовите и охарактеризуйте источники исламского вероучения
Ответ: священная книга мусульман – Коран. Составлен и утвержден в середине VII в. Разделен на 114 глав (сур). Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение легенд и преданий. Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения является Сунна – мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов – рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда.
20. Назовите столпы веры, образующие основу ислама
Ответ: к пяти столпам ислама относятся: шахада; намаз, салят (молитва); саум (пост) в месяц Рамадан, милостыня («закят» – налог в пользу мечети и «садака» – пожертвование нищему, калеке) и хадж (паломничество в Мекку, Медину, к святыням ислама).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» в дисциплине «История мировых религий» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Элбакян Е.С. История религий : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Яблоков. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0.
Л2.2 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 1. БУДДИЗМ. ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ. ПРАВОСЛАВИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 2. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировые и национальные религии www.openreality.ru
Э2 Электронная библиотека «Этноконфессиональное пространство России» http: //epr.ipil.ru/
Э3 История мировых религий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) «История мировых религий» размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361. В нем размещены материалы, тематически сгруппированные по разделам дисциплины. Вниманию студентов предложен «Словарь терминов и понятий». К нему рекомендуется обращаться для ознакомления с содержанием нового для них термина.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии.
«Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам рекомендуется выполнить работу заново и направить преподавателю на проверку. Задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией
На зачетное занятие допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут.