Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музей в современном мире |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_МООКПН-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Рассмотреть современные тенденции развития цифровых технологий в музейных экспозициях, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части музейной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ПК-1 | Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов |
ПК-1.1 | Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея |
ПК-1.2 | Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию |
ПК-1.3 | Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея |
ПК-1.4 | Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями |
ПК-1.5 | Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея |
ПК-1.6 | Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея |
ПК-3 | Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций |
ПК-3.1 | Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия |
ПК-3.2 | Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия |
ПК-3.3 | Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов |
ПК-3.4 | Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
ПК-3.5 | Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря |
ПК-3.6 | Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурное пространство с использованием информационно-коммуникационных технологий; -основные понятия, используемые при применении цифровых технологий; -тенденции и перспективы развития цифровых технологий в музейной деятельности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением цифровых технологий; -использовать информационные ресурсы сети Интернет в музейной сфере; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками применения цифровых технологий в музейной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное и цифровое пространство музея: общая характеристика | ||||||
1.1. | Информационное и цифровое пространство музея. Основные понятия и термины | Лекции | 6 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Информационное и цифровое пространство музея. Основные понятия и термины | Сам. работа | 6 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Виды музейных информационных и цифровых продуктов | Лекции | 6 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.4. | Виды музейных информационных и цифровых продуктов | Сам. работа | 6 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Цифровые коммуникации и музейные собрания | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.6. | Цифровые коммуникации и музейные собрания | Сам. работа | 6 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.7. | Цифровые коммуникации и музейные собрания | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Цифровые технологии в музейных экспозициях и выставках | ||||||
2.1. | Информационная поддержка экспозиции. Электронные выставки | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Информационная поддержка экспозиции. Электронные выставки | Сам. работа | 6 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств вывода (линейные) | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.4. | Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств вывода (линейные) | Сам. работа | 6 | 11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.5. | Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств «нелинейных» технологий | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.6. | Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств «нелинейных» технологий | Сам. работа | 6 | 17 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.7. | Аудиогиды и другие музейные гаджеты для навигации и сопровождения на музейных выставках | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Цифровые технологии в пространстве музея. Общая характеристика. Мультимедийное сопровождение музейных экспозиций и выставок. Типы электронных публикаций, и технические средства для их показа в музее. CMS для управления техникой и контентом на экспозиции. Влияние цифровых технологий на характеристики музейного предмета: уникальность, подлинность, функциональность. Статусы цифровых ресурсов в музее: фиксация, страховые копии, цифровые двойники, цифровые оригиналы. Цифровые технологии и стратегии представления музейной экспозиции. Электронные музейные выставки: определение понятия и специфика создания. Принципы интерактивности в технологиях в проектировании музейной экспозиции. Понятие об интерфейсе. Особенности технических интерфейсов как средств взаимодействия между посетителями музея и музейными продуктами. Информационные киоски как инструмент информационного сопровождения выставки. Видео-контент в музее. Проекции, видео-мэппинг. Использование фоторамок, живых этикеток и видеопанелей в музейных экспозициях. Виды цифровых продуктов в музейных экспозициях. Общая характеристика. Видеосюжеты, документальные фильмы в музейных экспозициях. Особенности создания информационных продуктов и программное обеспечение для их создания. Создание мокапа, визуального прототипа будущего медиапродукта с использованием сервиса gomockingbird.com. Дополненная реальность в музейной экспозиции: от QR-кодов до многомерных инсталляций. Аудиогиды и другие музейные гаджеты для навигации и сопровождения на выставке. Мультимедийные проекты в системе экспозиции. Виртуальные копии в проектировании музейных экспозиций и выставок. Комплексные решения в проектировании экспозиции на основе компьютерных технологий. Коммуникационные возможности мультимедийных технологий в музее. Оцифровка музейных предметов. Сервисы и создания виртуальных онлайн галерей. Использование технологии виртуальной реальности для просмотра музейных виртуальных туров. Создание музейных аудиогидов для экспозиций и выставок. Использование средств машинного зрения, видеофиксации и видеоаналитики для исследования поведения посетителя в музее. Изучение посетителей на музейных экспозициях. Айтрекинг, трекинг и видеоаналитика. Современные технические средства изучения посетителей. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не запланированы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Теоретические вопросы Цифровые технологии в пространстве музея. Общая характеристика. Мультимедийное сопровождение музейных экспозиций и выставок. Типы электронных публикаций, и технические средства для их показа в музее. CMS для управления техникой и контентом на экспозиции. Влияние цифровых технологий на характеристики музейного предмета: уникальность, подлинность, функциональность. Статусы цифровых ресурсов в музее: фиксация, страховые копии, цифровые двойники, цифровые оригиналы. Цифровые технологии и стратегии представления музейной экспозиции. Электронные музейные выставки: определение понятия и специфика создания. Принципы интерактивности в технологиях в проектировании музейной экспозиции. Понятие об интерфейсе. Особенности технических интерфейсов как средств взаимодействия между посетителями музея и музейными продуктами. Информационные киоски как инструмент информационного сопровождения выставки. Видео-контент в музее. Проекции, видео-мэппинг. Использование фоторамок, живых этикеток и видеопанелей в музейных экспозициях. Виды цифровых продуктов в музейных экспозициях. Общая характеристика. Видеосюжеты, документальные фильмы в музейных экспозициях. Особенности создания информационных продуктов и программное обеспечение для их создания. Пример оценочного средства: практическая работа – проект цифрового продукта для выбранного музея (для реализации функции популяризации) и аннотация, раскрывающая процесс работы над продуктом, описывает цели и задачи, а также средства реализации. Цифровой продукт и аннотация может создаваться в группе из 2-3 человек, эссе на английском языке пишется индивидуально. Обучающиеся выбирают один цифровой продукт из предложенных: • Страница на сайте или блог о выставке или специальном проекте в музее (в том числе и план размещения на бесплатных платформах). • Стратегия продвижения выставки/специального проекта в социальных медиа и подготовка контента для публикаций. • Мобильный аудиогид о выставке. • Мультимедийная презентация о выставке/специальном проекте музея. • Видео ролик/тизер о выставке/специальном проекте музея. • Элемент цифровой навигации в музейной экспозиции. Формат выполнения цифрового продукта – любой. В презентации (10-15 слайдов) должна быть отражена следующая информация: -Название музея, страна, город, год основания. -Миссия (если есть). Состав коллекций (количество единиц хранения, фонды). -Описание расположения цифрового продукта. -На какую целевую аудиторию рассчитан продукт. -Описание принципа действия цифрового продукта (фото, видео). -Критический анализ продукта: удобство использования, соответствие содержания. тематике зала, качество текстов, фотографий, видео. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие | [Азбука], 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова | Основы музеологии: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Цифровые технологии в музейных экспозициях | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации | goskatalog.ru | ||
Э3 | «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. | www.culture.ru | ||
Э4 | ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности | ar.culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в музее, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. Курс «Цифровые технологии в музейных экспозициях» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов. Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики. Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки, как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение. Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для музейной сферы. |