МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в музейных экспозициях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов Вадим Владимирович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в музейных экспозициях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития цифровых технологий в музейных экспозициях, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части музейной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-1.1 Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея
ПК-1.2 Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию
ПК-1.3 Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея
ПК-1.4 Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями
ПК-1.5 Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея
ПК-1.6 Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея
ПК-3Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
ПК-3.1 Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия
ПК-3.2 Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия
ПК-3.3 Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов
ПК-3.4 Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-3.5 Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря
ПК-3.6 Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурное пространство с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-основные понятия, используемые при применении цифровых технологий;
-тенденции и перспективы развития цифровых технологий в музейной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением цифровых технологий;
-использовать информационные ресурсы сети Интернет в музейной сфере;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения цифровых технологий в музейной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное и цифровое пространство музея: общая характеристика
1.1. Информационное и цифровое пространство музея. Основные понятия и термины Лекции 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Информационное и цифровое пространство музея. Основные понятия и термины Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Виды музейных информационных и цифровых продуктов Лекции 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Виды музейных информационных и цифровых продуктов Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Цифровые коммуникации и музейные собрания Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Цифровые коммуникации и музейные собрания Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Цифровые коммуникации и музейные собрания Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Цифровые технологии в музейных экспозициях и выставках
2.1. Информационная поддержка экспозиции. Электронные выставки Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Информационная поддержка экспозиции. Электронные выставки Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств вывода (линейные) Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств вывода (линейные) Сам. работа 6 11 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств «нелинейных» технологий Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Мультимедийные технологии в музейной экспозиции, основанные на действии устройств «нелинейных» технологий Сам. работа 6 17 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Аудиогиды и другие музейные гаджеты для навигации и сопровождения на музейных выставках Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Цифровые технологии в пространстве музея. Общая характеристика.
Мультимедийное сопровождение музейных экспозиций и выставок.
Типы электронных публикаций, и технические средства для их показа в музее.
CMS для управления техникой и контентом на экспозиции.
Влияние цифровых технологий на характеристики музейного предмета: уникальность, подлинность, функциональность.
Статусы цифровых ресурсов в музее: фиксация, страховые копии, цифровые двойники, цифровые оригиналы.
Цифровые технологии и стратегии представления музейной экспозиции.
Электронные музейные выставки: определение понятия и специфика создания.
Принципы интерактивности в технологиях в проектировании музейной экспозиции.
Понятие об интерфейсе. Особенности технических интерфейсов как средств взаимодействия между посетителями музея и музейными продуктами.
Информационные киоски как инструмент информационного сопровождения выставки.
Видео-контент в музее. Проекции, видео-мэппинг.
Использование фоторамок, живых этикеток и видеопанелей в музейных экспозициях.
Виды цифровых продуктов в музейных экспозициях. Общая характеристика.
Видеосюжеты, документальные фильмы в музейных экспозициях.
Особенности создания информационных продуктов и программное обеспечение для их создания.
Создание мокапа, визуального прототипа будущего медиапродукта с использованием сервиса gomockingbird.com.
Дополненная реальность в музейной экспозиции: от QR-кодов до многомерных инсталляций.
Аудиогиды и другие музейные гаджеты для навигации и сопровождения на выставке.
Мультимедийные проекты в системе экспозиции.
Виртуальные копии в проектировании музейных экспозиций и выставок.
Комплексные решения в проектировании экспозиции на основе компьютерных технологий.
Коммуникационные возможности мультимедийных технологий в музее.
Оцифровка музейных предметов. Сервисы и создания виртуальных онлайн галерей.
Использование технологии виртуальной реальности для просмотра музейных виртуальных туров.
Создание музейных аудиогидов для экспозиций и выставок.
Использование средств машинного зрения, видеофиксации и видеоаналитики для исследования поведения посетителя в музее.
Изучение посетителей на музейных экспозициях. Айтрекинг, трекинг и видеоаналитика. Современные технические средства изучения посетителей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы
Цифровые технологии в пространстве музея. Общая характеристика.
Мультимедийное сопровождение музейных экспозиций и выставок.
Типы электронных публикаций, и технические средства для их показа в музее.
CMS для управления техникой и контентом на экспозиции.
Влияние цифровых технологий на характеристики музейного предмета: уникальность, подлинность, функциональность.
Статусы цифровых ресурсов в музее: фиксация, страховые копии, цифровые двойники, цифровые оригиналы.
Цифровые технологии и стратегии представления музейной экспозиции.
Электронные музейные выставки: определение понятия и специфика создания.
Принципы интерактивности в технологиях в проектировании музейной экспозиции.
Понятие об интерфейсе. Особенности технических интерфейсов как средств взаимодействия между посетителями музея и музейными продуктами.
Информационные киоски как инструмент информационного сопровождения выставки.
Видео-контент в музее. Проекции, видео-мэппинг.
Использование фоторамок, живых этикеток и видеопанелей в музейных экспозициях.
Виды цифровых продуктов в музейных экспозициях. Общая характеристика.
Видеосюжеты, документальные фильмы в музейных экспозициях.
Особенности создания информационных продуктов и программное обеспечение для их создания.


Пример оценочного средства: практическая работа – проект цифрового продукта для выбранного музея (для реализации функции популяризации) и аннотация, раскрывающая процесс работы над продуктом, описывает цели и задачи, а также средства реализации. Цифровой продукт и аннотация может создаваться в группе из 2-3 человек, эссе на английском языке пишется индивидуально.
Обучающиеся выбирают один цифровой продукт из предложенных:
• Страница на сайте или блог о выставке или специальном проекте в музее (в том числе и план размещения на бесплатных платформах).
• Стратегия продвижения выставки/специального проекта в социальных медиа и подготовка контента для публикаций.
• Мобильный аудиогид о выставке.
• Мультимедийная презентация о выставке/специальном проекте музея.
• Видео ролик/тизер о выставке/специальном проекте музея.
• Элемент цифровой навигации в музейной экспозиции.
Формат выполнения цифрового продукта – любой.

В презентации (10-15 слайдов) должна быть отражена следующая информация:
-Название музея, страна, город, год основания.
-Миссия (если есть). Состав коллекций (количество единиц хранения, фонды).
-Описание расположения цифрового продукта.
-На какую целевую аудиторию рассчитан продукт.
-Описание принципа действия цифрового продукта (фото, видео).
-Критический анализ продукта: удобство использования, соответствие содержания.
тематике зала, качество текстов, фотографий, видео.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровые технологии в музейных экспозициях portal.edu.asu.ru
Э2 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации goskatalog.ru
Э3 «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. www.culture.ru
Э4 ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности ar.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в музее, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Цифровые технологии в музейных экспозициях» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов.
В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки, как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для музейной сферы.