МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-технические музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 50
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 50 50 50 50
Консультации 50 50 50 50
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-технические музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с закономерностями формирования коллекций, созданием и современной деятельностью научно-технических музеев мира.
В соответствие с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- рассмотреть этапы эволюции исторических коллекций и процесс формирования научно-технических музеев;
- дать представление о многообразии видов научно-технических музеев;
- продемонстрировать особенности деятельности современных музеев научно-технического профиля и их роль в сохранении культурного наследия;
- закрепить навыки студентов эффективного поиска и анализа источников, литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности деятельности музеев научно-технических профиля и их роль в сохранении культурного наследия
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать информацию о музеях научно-технических профиля;
характеризовать развитие конкретного научно-технических музея или коллекции, отметив общие закономерности и показав специфические особенности собрания и деятельности учреждения по сохранению культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.демонстрации результатов изучения научно-технических материала в различной форме;
применения основных методов в направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-технические музеи: понятие и история формирования.
1.1. Основные виды научно-технических музеев. Накопление памятников исторического значения в России и за рубежом. Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1
1.2. Научно-технические музеи: понятие, классификация, специфика деятельности. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л1.1
1.3. Национальные научно-технические музеи мира. Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1
1.4. Национальные научно-технические музеи мира. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л1.1
1.5. Национальные научно-технические музеи мира. Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Основные научно-технические музеи России и зарубежья.
2.1. Государственный Политехнический музей. Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1
2.2. Государственный Политехнический музей. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л1.1
2.3. Государственный Политехнический музей. Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
2.4. Музеи-заповедники России. Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1
2.5. Музеи-заповедники России. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л1.1
2.6. Музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
2.7. Музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л1.1
2.8. Музеи-заповедники на Урале и в Сибири. Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
2.9. Городские музеи техники Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1
2.10. Городские музеи техники Сам. работа 8 4 ПК-2 Л1.1
2.11. Городские музеи техники Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
2.12. Археологические и этнографические музеи. Лекции 8 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.13. Археологические и этнографические музеи. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.14. Археологические и этнографические музеи. Практические 8 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.15. Краеведческие музеи. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л1.2
2.16. Военно-технические музеи. Лекции 8 2 ПК-2 Л1.2
2.17. Военно-технические музеи. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л1.2
2.18. Военно-технические музеи. Практические 8 4 ПК-2 Л1.2
2.19. Специальные, персональные музеи Сам. работа 8 4 ПК-2 Л1.2
2.20. Специальные, персональные музеи Практические 8 4 ПК-2 Л1.2
2.21. Консультации 8 50

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к экзамену
1. Научно-технические музеи: понятие, разновидности и классификация.
2. История формирования музеев научно-технического профиля.
3. Направления и специфика деятельности научно-технических музеев.
4. История формирования национальных музеев в XVIII-XIX вв.
5. Зарубежные европейские национальные научно-технические музеи (Национальный музей в Праге, Немецкий исторический музей).
6. Идея создания отечественного научно-технического музея и ее воплощение в XIX в.
7. Государственный Политехнический музей в XX в.: состояние и основные направления деятельности
8. Современные состояние, модернизация и перспективы развития ГПМ.
9. Деятельность филиалов Государственного Политехнического музея.
10. «Музей Москвы»: история формирования и современное состояние.
11. Деятельность Музея археологии Москвы, Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» в составе Государственного учреждения культуры «Музейное объединение «Музей Москвы».
12. Деятельность Музея истории «Лефортово», Музея «Английское подворье (Старый Английский двор)», Музея «Дом на Набережной», Музея В.А. Гиляровского в составе Государственного учреждения культуры «Музейное объединение «Музей Москвы».
13. Музеи истории городов (Иркутск, Томск) в Сибири.
14. Государственный музей истории Санкт-Петербурга: история создания, направления деятельности.
15. Музеи истории городов в государствах Европы (Музей Лондона, Музей истории города Варшавы, Музей города Стокгольма): общее и особенное в деятельности.
16. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль.
17. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
18. Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».
19. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».
20. Этапы музеефикации и направления деятельности историко-культурного музея-заповедника «Аркаим».
21. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
22. Становление и развитие отечественных археологических музеев в XIX в.
23. Зарубежные археологические музеи (Национальный археологический музей Неаполя, Национальный археологический музей Афин).
24. Зарубежные археологические музея (Археологический музей в Стамбуле, Музей Анатолийских цивилизаций, Художественный и археологический музей в Оксфорде /Эшмолианский музей/).
25. Деятельность Курского государственного областного музея археологии и
Хабаровского археологического музея им. А.П. Окладникова.
26. Археологические музеи государств ближнего зарубежья (Одесский археологический музей, археологический музей «Берестье»).
27. Деятельность Анапского музея-заповедника «Горгиппия» (филиал Краснодарского историко-археологического музея-заповедника) и археологического заповедника «Танаис».
28. Музеи археологии и этнографии в университетах России.
29. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: история развития и современное состояние.
30. Российский этнографический музей: история создания и современное состояние.
31. Старейшие музеи Сибири: Иркутский областной краеведческий музей и Алтайский государственный краеведческий музей.
32. Военно-исторические музеи: понятие и история становления в XVIII-XIX вв.
33. Центральный военно-исторический музей Санкт-Петербурга.
34. Государственный Бородинский военно-исторические музей-заповедник.
35. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
36. Военно-исторические музеи России в XX - начале XXI в.
37. Музей-панорама «Бородинская битва», Музей-диорама «Курская битва».
38. Зарубежные военно-исторические музеи.
39. Национальные музеи на территории субъектов Российской Федерации.
40. Национальные музеи государств ближнего зарубежья (Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов:
1. Каирский (Египетский) музей
2. Национальный исторический музей Бразилии
3. Национальный музей антропологии (Мексика)
4. Национальный музей истории Чили,
5. Национальный музей американских индейцев.
6. Национальный музей Республики Башкортостан,
7. Национальный музей Республики Татарстан,
8. Национальный музей Чеченской Республики,
9. Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда.
10.Национальный музей Республики Казахстан
11.Национальный музей Республики Беларусь.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Обратитесь к содержанию раздела «Военно-технические музеи» в издании Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. Ч. 2. 220 с. Сетевой доступ: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/991
Сформулируйте ответы на следующие задания:
– дайте определения понятия «военно-исторические музеи»;
– приведите примеры военных музеев-заповедников на полях сражений.
Подготовьте анализ истории создания и опыта деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», используя следующий план:
– формирование памятных торжеств на поле воинской славы;
– возведение мемориальных сооружений;
– создание музея, получение статуса Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»;
– структура и объекты музея-заповедника;
– формы культурно-образовательной деятельности, реализуемые в музее-заповеднике;
–мероприятия по сохранению ландшафта поля сражения и историко-культурного наследия;
– основные проблемы в деятельности музея-заповедника;
– перспективные направления работы учреждения (с обоснованием своей точки зрения).
Полный перечень практических заданий размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1056
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова Этнографические музеи России [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный исторический музеи? (офиц. сайт) www.shm.ru
Э2 Портал «Музеи России» объединяет справочный и новостной материал об отечественных и зарубежных музеях www.museum.ru
Э3 Сайт «Музеи мира в Интернете» представляет собой каталог сайтов музеев мира с интерактивными ссыл-ками на их страницы www.hist.msu.ru
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и ино-странных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности www.museolog.rsuh.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. Затем вновь направлено преподавателю.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8–10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест – 30.
К устному зачету допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.