МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Препод., Сайберт Виолетта Олеговна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать методику создания и редактирования информационных ресурсов, связанных с профессиональной деятельностью
ОПК-2.2 Знать поисковые системы и информационные ресурсы по вопросам музеологии и сохранения историко-культурного и природного наследия
ОПК-2.3 Знать способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурное пространство с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОПК-2.4 Знать основные понятия, используемые при применении информационно- коммуникационных технологий
ОПК-2.5 Знать тенденции и перспективы развития информационных технологий в музейной деятельности
ОПК-2.6 Уметь применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий
ОПК-2.7 Уметь использовать информационные ресурсы сети Интернет в музейной сфере
ОПК-2.8 Владеть навыками применения информационных технологий в музейной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурное пространство с использованием информационно-коммуникационных
технологий;
Знать основные понятия, используемые при применении информационно- коммуникационных технологий;
Знать тенденции и перспективы развития информационных технологий в музейной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий;
Уметь использовать информационные ресурсы сети Интернет в музейной сфере;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками применения информационных технологий в музейной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и цифровое общество.
1.1. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Лабораторные 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Информационные технологии в гуманитарных науках. Лабораторные 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Информационные технологии в гуманитарных науках. Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Лабораторные 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Личность в цифровом обществе Лабораторные 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Цифровые технологии в музеологии
2.1. Базы данных и информационные системы Лабораторные 2 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Базы данных и информационные системы Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Базы данных в музеях Лабораторные 2 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Базы данных в музеях Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Методы компьютерной реконструкции в музейном деле Лабораторные 2 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Методы компьютерной реконструкции в музейном деле Сам. работа 2 17 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Цифровизация музеев России Лабораторные 2 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое информационное общество?
2. Что такое цифровое общество?
3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в музеологии
5. Представление результатов научных исследований.
6. Возможности и ограничения сети Интернет.
7. Методика поиска ресурсов в Интернет.
8. Создание ресурсов в сети Интернет.
9. Особенности создания и работы с электронным текстом.
10. Базы данныхв музее

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 отв. ред.Л.И. Скрипкина. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев: сб. ст. Москва: ГИМ, , 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Цифровая культура в профессиональной деятельности» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
При изучении истории исторической информатики следует обратить внимание на то, что эта научная дисциплина является ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту. По объекту своего исследования историческая информатика частично пересекается с архивной и музейной информатикой.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.