МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана объектов культурного и природного наследия в России и за рубежом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 61
индивидуальные консультации 42
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Консультации 42 42 42 42
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Охрана объектов культурного и природного наследия в России и за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами системой знаний междисциплинарного уровня о сохранении культурного и природного наследия, изучение основных этапов сохранения культурного и природного наследия на Алтае (Алтайский край, Республика Алтай), анализ и характеристика различных видов объектов культурного и природного наследия (национального и всемирного), определение его роли и места в современной жизни региона.
Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
– подходы к определению понятий памятник истории и культуры, историко-культурное и природное наследие;
– основные законы РФ, регулирующие отношения людей в сфере охраны и использования культурного и природного наследия;
– основные современные проблемы в памятникоохранительной деятельности региона;
– перспективы развития памятникоохранительной деятельности в современной России на федеральном и региональном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знать основные концепции современного музея как социокультурного института
ОПК-1.2 Знать принципы, методики и технологии сохранения историко-культурного наследия
ОПК-1.3 Уметь планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.4 Владеть технологией музейного проектирования
ОПК-1.5 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях музейной деятельности
ОПК-1.6 Владеть навыками разработки и обоснования проектов и программ сохранения и актуализации историко-культурного и природного наследия
ОПК-1.7 Владеть понятийным аппаратом в области музеологии
ОПК-4Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики в Российской Федерации в сфере культуры.
ОПК-4.1 Знать основные направления государственной политики в сфере культуры
ОПК-4.2 Владеть исследовательскими подходами к изучению информационной открытости сферы культуры
ОПК-4.3 Владеть методикой анализа проблем в области сохранения культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные этапы становления и развития отечественного и зарубежного законодательства об охране объектов культурного наследия;
– основные современные документы об охране объектов культурного и природного наследия Алтая;
– особенности государственной системы охраны культурного и природного наследия на региональном уровне
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять теоретические и методологические основы историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия;
– использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия, в т.ч. осуществлять контроль за использованием памятников арендаторами и владельцами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами подготовки и реализации инновационных разработок в области охраны культурного и природного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Охрана историко-культурного и природного наследия Алтая
1.1. Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного и природного наследия Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Классификация памятников природы, истории и культуры. Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Классификация памятников природы, истории и культуры. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Региональные законодательства об охране культурного и природного наследия Алтайского края и Республики Алтай Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Региональные законодательства об охране культурного и природного наследия Алтайского края и Республики Алтай Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного и природного наследия Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Формы и методы использования памятников. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Формы и методы использования памятников. Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Памятники истории и культуры Алтая Особо охраняемые природные территории Алтая Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Памятники истории и культуры Алтая Особо охраняемые природные территории Алтая Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Природопользование на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Алтайского края и Республики Алтай. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Социально-экономическое и культурное развитие малых народов Алтая (на примере туба, кумандинцы, шорцы, челканцы, южные алтайцы). Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Социально-экономическое и культурное развитие малых народов Алтая (на примере туба, кумандинцы, шорцы, челканцы, южные алтайцы). Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Охрана и использование историко-культурного и природного наследия Алтая Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Федеральное законодательство в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Федеральное законодательство в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Составление документации на памятник истории и культуры Сам. работа 6 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Анализ правовых документов в сфере охраны и использования объектов культурного и природного наследия Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.19. Разработка аналитических записок Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.20. Подготовка презентаций Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.21. Аналитические записки по памятникам наследия Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.22. Презентации учреждений музейного типа Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.23. Консультации 6 42

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для контрольных работ, задания в тестовой форме, вопросы к аттестации. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины. Используемые формы текущего контроля: контрольные работы, устный опрос, сообщение, тестирование.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=599

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики в Российской Федерации в сфере культуры.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» ВКЛЮЧАЕТ
А) движимые и недвижимые материальные объекты
Б) исчерпаемое и неисчерпаемое наследие
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» БЫЛ ПРИНЯТ

А) 25 июня 2002г
Б) 25 июня 2005г.
В) 25 июля 2008 г.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. СОВОКУПНОСТЬ ОСНОВАННЫХ НА ТРАДИЦИИ ФОРМ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИХ У ЕГО ЧЛЕНОВ ЧУВСТВО САМОБЫТНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ
А) Нематериальное наследие
Б) Материальное наследие

ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. ТЕРРИТОРИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ИЗ-ЗА ЕЁ ПРИРОДНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ ИЛИ ИНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ
А) особо охраняемая природная территория
Б) историко-культурная область
В) ландшафтный заповедник
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 5. ЕДИНСТВЕННЫЕ В СВОЁМ РОДЕ, НЕВОСПОЛНИМЫЕ, ЦЕННЫЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ, НАУЧНОМ, КУЛЬТУРНОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИЯХ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЛИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ
А) объекты историко-культурного наследия
Б) Па́мятники приро́ды
В) памятники истории и культуры
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 6. ПОПЫТКИ МИРОВОЗЗРЕЧЕНСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РОЛИ ПАМЯТНИКОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В КОНЦЕ XVIII В. В ОЦЕНКАХ РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ –
А) М.В. Ломоносова
Б) С.С. Уварова
В) В.Н. Татищева
Г) Н.И. Новикова
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 7. Идея об определяющем значении культурно-экологического воспитания для формирования высоконравственного общества была сформулирована
А) Д.С. Лихачевым
Б) В.Н Вернадским
В) В.И. Лениным
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 8. ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЫЛА ПРИНЯТА
А) 1978
Б) 1956
В) 1991
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПАМЯТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
А) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Б) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
В) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ
Г) НЕДВИЖИМОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Ответ: в

ВОПРОС 10. Плейстоцен сменился на голоцен, что ознаменовало наступление
А) среднего палеолита
Б) верхнего палеолита
В) мезолита
Г) неолита
Ответ: г
ВОПРОС 11. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, ОБ ОСВОЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ ЕЕ ЗАКОНОВ, О РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ТРУДА И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТРУДЕ НАЗЫВАЕТСЯ
А) технологической информацией
Б) эстетической информацией
В) исторической информацией

ОТВЕТ: А

ВОПРОС 12. ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИЯХ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ ПАМЯТНИКИ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ
А) эмпирическим
Б) теоретическим
В) ПРАКТИЧЕСКИМ
Г) УМОЗРИТЕЛЬНЫМ
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОШЕДШИХ ИСТОРИКО -КУЛЬТУРНЫХ, СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ НАЗЫВАЕТСЯ
А) утилитарная функция
Б) Гносеологическая (познавательная) функция
В) образовательная функция
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВОМ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ
А) утилитарная функция
Б) Воспитательная функция
В) образовательная функция

ОТВЕТ: г

ВОПРОС 15. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ, ЕСЛИ ЭТО НЕ НАНОСИТ УЩЕРБА ИХ СОХРАННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ:
А) утилитарная функция
Б) Гносеологическая (познавательная) функция
В) образовательная функция
ОТВЕТ: А


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: К ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОТНОСЯТСЯ _____, ______ И ________ РОДСТВО.
ОТВЕТ: МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ И НЕДВИЖИМОСТЬ

ВОПРОС 2: ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ____________ ____________.
ОТВЕТ: ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

ВОПРОС 3: ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НА ПОДЛИННИКИ И СИМВОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ «__________ КОНКРЕТНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ МЕСТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТОМ (СОБЫТИЕМ) ИЛИ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА»

ОТВЕТ: СИНХРОНОСТЬ

ВОПРОС 4. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ __________ — ЭТО КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА В РЕЕСТР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТАКОГО РЕЕСТРА, СОХРАННОСТИ ТАКОГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ (НЕВОЗМОЖНОСТИ) ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ.
ОТВЕТ: экспертиза

ВОПРОС 5. СВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ¬¬¬___________, ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИЛИ БАНКОВ ДАННЫХ
ОТВЕТ: РЕЕСТРЕ

ВОПРОС 6. В ТЕРРИТОРИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОГУТ ВХОДИТЬ ЗЕМЛИ, ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ЧАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА (ДАЛЕЕ ТАКЖЕ - ЗЕМЛИ), ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИЛИ ИХ ЧАСТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ___________ СОБСТВЕННОСТИ ЛИБО В СОБСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
ОТВЕТ: ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВОПРОС 7. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ _____________ РАБОТ

ОТВЕТ: археологических полевых

ВОПРОС 8. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ УТВЕРЖДАЮТСЯ АКТОМ ОРГАНА ¬¬¬¬¬____________ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННОГО В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТВЕТ: исполнительной

ВОПРОС 9. ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ — ТЕРРИТОРИЯ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРОЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ ЛАНДШАФТНОМ ОКРУЖЕНИИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОСОБЫЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ _______________ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОТВЕТ: 2. хозяйственную

ВОПРОС 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА – ЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ, ПОСТРОЕННЫЕ ДО _____ ГОДА, И ОБЛАДАЮЩИЕ СТИЛЕВЫМИ ПРИЗНАКАМИ ДАННЫХ ПЕРИОДОВ

ОТВЕТ: 1917

ВОПРОС 11 ПОД ОХРАННЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ ПОНИМАЕТСЯ ДОКУМЕНТ, В КОТОРОМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПУБЛИЧНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКА ИЛИ ИНОГО ЗАКОННОГО ВЛАДЕЛЬЦА ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ _______ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ЕГРОКН), А ТАКЖЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

ОТВЕТ: 11. РЕЕСТР

ВОПРОС 12: В 2003 Г. НА 32-Й ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ _____БЫЛА ПРИНЯТА "КОНВЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ"
Ответ: ЮНЕСКО

ВОПРОС 13: ¬¬¬___________ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ОБЫЧАИ, ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРЕДМЕТЫ, АРТЕФАКТЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА, ПРИЗНАННЫЕ СООБЩЕСТВАМИ, ГРУППАМИ И, В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ, ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ В КАЧЕСТВЕ ЧАСТИ ИХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

ОТВЕТ: НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ

ВОПРОС 14: В 1983 ГОДУ ВО ФРАНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БЫЛА ПЕРЕДАНА НЕПОСРЕДСТВЕННО В ВЕДЕНИЕ _________
ОТВЕТ: КОММУН

ВОПРОС 15: ВОЗГЛАВЛЯЕТ СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО ПО ЧИСЛУ НАХОДЯЩИХСЯ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ПАМЯТНИКОВ _______
ОТВЕТ: ИТАЛИЯ

ВОПРОС 16: В 1894 Г. В ________ВОЗНИКАЕТ СТАРЕЙШАЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «NATIONAL TRAST» («НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕКА»).
ОТВЕТ: Великобритании

ВОПРОС 17: ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США – ЭТО «РАЙОНЫ, ТЕРРИТОРИИ, ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ОБЪЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В _______ РЕЕСТР».
ОТВЕТ: Национальный

ВОПРОС 18: СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОЙ ОСОБЕННОСТИ, ЧТО В КИТАЕ ПО ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ПРИНАДЛЕЖАТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО _________.
ОТВЕТ: ГОСУДАРСТВУ

ВОПРОС 19: ГРУППЫ ИЗОЛИРОВАННЫХ ИЛИ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОЕНИЙ, АРХИТЕКТУРА, ЕДИНСТВО ИЛИ СВЯЗЬ С ПЕЙЗАЖЕМ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫДАЮЩУЮСЯ УНИВЕРСАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ, ИСКУССТВА ИЛИ НАУКИ НАЗЫВАЮТСЯ
ОТВЕТ: АНСАМБЛИ

ВОПРОС 20: ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ) ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ _____________И ___________ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ, РАЗНООБРАЗИЯ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА, ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

ОТВЕТ: ТИПИЧНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» ВКЛЮЧАЕТ
А) движимые и недвижимые материальные объекты
Б) исчерпаемое и неисчерпаемое наследие
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» БЫЛ ПРИНЯТ

А) 25 июня 2002г
Б) 25 июня 2005г.
В) 25 июля 2008 г.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. СОВОКУПНОСТЬ ОСНОВАННЫХ НА ТРАДИЦИИ ФОРМ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИХ У ЕГО ЧЛЕНОВ ЧУВСТВО САМОБЫТНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ
А) Нематериальное наследие
Б) Материальное наследие

ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. объекты, произошедшие в результате исторических событий или несущие на себе следы их воздействия называются
А) Памятники-подлинники
Б) Памятники-символы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 5. копия, или предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник называется
А) Копия
Б) Подделка
В) Подлинник
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 6. ПОПЫТКИ МИРОВОЗЗРЕЧЕНСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РОЛИ ПАМЯТНИКОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В КОНЦЕ XVIII В. В ОЦЕНКАХ РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ –
А) М.В. Ломоносова
Б) С.С. Уварова
В) В.Н. Татищева
Г) Н.И. Новикова
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 7. делении на группы по признакам родства и различия всего объема, нужных музею предметов называется
А) классификация
Б) статистика
В) унификация
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 8. ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЫЛА ПРИНЯТА
А) 1978
Б) 1956
В) 1991
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПАМЯТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
А) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Б) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
В) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ
Г) НЕДВИЖИМОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Ответ: в

ВОПРОС 10. специально предназначенные для помощи в определении предметов издания называются
А) справочники
Б) энциклопедии
В) каталоги
Г) определители
Ответ: г

ВОПРОС 11. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, ОБ ОСВОЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ ЕЕ ЗАКОНОВ, О РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ТРУДА И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТРУДЕ НАЗЫВАЕТСЯ
А) технологической информацией
Б) эстетической информацией
В) исторической информацией

ОТВЕТ: А

ВОПРОС 12. ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИЯХ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ ПАМЯТНИКИ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ
А) эмпирическим
Б) теоретическим
В) ПРАКТИЧЕСКИМ
Г) УМОЗРИТЕЛЬНЫМ
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОШЕДШИХ ИСТОРИКО -КУЛЬТУРНЫХ, СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ НАЗЫВАЕТСЯ
А) утилитарная функция
Б) Гносеологическая (познавательная) функция
В) образовательная функция
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВОМ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ
А) утилитарная функция
Б) Воспитательная функция
В) образовательная функция

ОТВЕТ: г

ВОПРОС 15. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ, ЕСЛИ ЭТО НЕ НАНОСИТ УЩЕРБА ИХ СОХРАННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ:
А) утилитарная функция
Б) Гносеологическая (познавательная) функция
В) образовательная функция
ОТВЕТ: А


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: К ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОТНОСЯТСЯ _____, ______ И ________ РОДСТВО.
ОТВЕТ: МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ И НЕДВИЖИМОСТЬ

ВОПРОС 2: ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ____________ ____________.
ОТВЕТ: ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

ВОПРОС 3: ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НА ПОДЛИННИКИ И СИМВОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ «__________ КОНКРЕТНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ МЕСТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТОМ (СОБЫТИЕМ) ИЛИ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА»

ОТВЕТ: СИНХРОНОСТЬ

ВОПРОС 4. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ __________ — ЭТО КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА В РЕЕСТР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТАКОГО РЕЕСТРА, СОХРАННОСТИ ТАКОГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ (НЕВОЗМОЖНОСТИ) ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ.
ОТВЕТ: экспертиза

ВОПРОС 5. СВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ¬¬¬___________, ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИЛИ БАНКОВ ДАННЫХ
ОТВЕТ: РЕЕСТРЕ

ВОПРОС 6. __________ раздел искусствознания оформился в конце 19-нач. 20 вв. В Германии
ОТВЕТ: знаточество

ВОПРОС 7. специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса, связанного с культурными ценностями или музейными предметами, требующее специальных познаний в той или иной области и представления мотивированного письменного заключения называется ¬______

ОТВЕТ: экспертизой

ВОПРОС 8. Установление автора, времени и места создания художественных произведений. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.д. называется _______
ОТВЕТ: АТРИБУЦИЕЙ

ВОПРОС 9. ЗЛОСТНОЕ, ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДАННЫХ называется ____
ОТВЕТ: 2. ФАЛЬСИФИКАТ

ВОПРОС 10. Экспертиза проводится ______, принявшим культурную ценность с целью рассмотрения вопроса о включении в состав Музейного фонда Российской Федерации, силами специалистами соответствующего профиля и квалификации.

ОТВЕТ: музеем

ВОПРОС 11 ________ фонд Российской Федерации, совокупность движимых объектов, получивших юридический статус памятников и постоянно находящихся на территории РФ.

ОТВЕТ: 11. Музейный

ВОПРОС 12: Экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда, осуществляется в государственных и муниципальных организациях (кроме государственных и муниципальных музеев) – _______(абривиатура), созданной по согласованию с Минкультуры России.
Ответ: ЭФЗК

ВОПРОС 13: Количественный состав ЭФЗК определяется организацией и должен включать в себя не менее _____членов.

ОТВЕТ: трех

ВОПРОС 14: Экспертиза проводится на основе комплексной_______
ОТВЕТ: атрибуции

ВОПРОС 15: По итогам проведения экспертизы оформляется экспертное ________
ОТВЕТ: заключение

ВОПРОС 16. Последняя часть экспертизы содержащей выводы о наличии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности предмета и рекомендации о его включении в состав Музейного фонда называется
ОТВЕТ: резолютивная

ВОПРОС 17: экспертное заключение должно состоять из____ частей
ОТВЕТ: четырех

ВОПРОС 18: К музейным ценностям относятся предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, иные предметы, связанные с историей войн, созданные до ____ года.
ОТВЕТ: 1905

ВОПРОС 19: К музейным ценностям относятся предметы и коллекции транспортных средств, произведенные до ______ года.
ОТВЕТ: 1951

ВОПРОС 20: К археологическим предметам относятся вещи возрастом ___ лет

ОТВЕТ: 100

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены аудиторные самостоятельные и контрольные работы по разделам:
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Комарова Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Росохранкультуры». Режим доступа: http://rosohrancult.ru/
Э2 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия. Режим доступа: http://heritage.unesco.ru
Э3 Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru
Э4 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Э5 Портал «Музеи России». Режим доступа: www.museum.ru
Э6 Сайт «Музей будущего» включает статьи и аналитические материалы по менеджменту и дизайну современных музеев, а также публикации по сохранению объектов наследия. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ.