МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Естественнонаучные музеи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 58
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 58 58 58 58
Консультации 30 30 30 30
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Естественнонаучные музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Hаскрыть возможности научного и научно-образовательного экспонирования тематического материала различных направлений естественных наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-2.1 Знать разновидности музейных предметов и их специфику
ПК-2.2 Знать методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
ПК-2.3 Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
ПК-2.4 Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия
ПК-2.5 Владеть методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать разновидности музейных предметов и их специфику.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть практическими навыками
работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геологические музеи
1.1. Геологическая музеология и ее разделы. Специфика тематического структурирования и музеологического экспонирования в стационарном, мобильном и учебном вариантах. Консультации 8 10
1.2. Геологическая музеология и ее разделы. Специфика тематического структурирования и музеологического экспонирования в стационарном, мобильном и учебном вариантах. Лекции 8 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Геологические музеи России. Практические 8 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Сложение геологических коллекций Алтая и роль в этом процессе Алтайского горного училища.Геологические и минерологические коллекции и экспозиции Алтая. Змеиногорский му-зей истории развития горного производства Сам. работа 8 20 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Ботанические музеи
2.1. «Ботаническая» музеология и ее разделы Лекции 8 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. «Ботаническая» музеология и ее разделы Консультации 8 10
2.3. Научные подходы и методики структурирования ботанических экспозиций. Естественно-исторический музей в Чикаго, Коллекции Лондонского ботанического сада в Кью, Музей Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН и другие музеи России Практические 8 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Особенности формирования ботанических садов. Аптекарские огороды. Роль гербариев в ботанических научных исследованиях за рубежом.Научные периодические и нерегулярные издания ботанических музеев. Сам. работа 8 20 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Зоологические музеи
3.1. Главные направления деятельности зоологических музеев и отделов Лекции 8 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Главные направления деятельности зоологических музеев и отделов Консультации 8 10
3.3. Экспозиционные возможности и специфика отображения совре-менных биоценозов. Таксодермическое экспонирование, биогруппы, диорамы. Особенно-сти показа ремесленных, фабричных и археологических изделий из кости, рога и бивня. Практические 8 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Палеонтологические местонахождения региона и их особенности. Находки фассилий. Четвертичные остатки мамонтовой фауны на реках Обь, Чумыш, Чарыш и Алей. Сам. работа 8 18 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ. ПК-2: Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Что означает в переводе слово «museion»?
А) Музей
Б) Место, посвященное музам
В) Музыка
Г) Коллекционирование
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 2. Пинакотеки – это:
А) Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции
Б) Картины, выполненные восковыми красками
В) Древнегреческие скульптурные композиции
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 3. Прообраз всех музеев:
А) Александрийская библиотека
Б) Пергамский мусейон
В) Александрийский мусейон
ОТВЕТ:В
ВОПРОС 4. Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания НАЗЫВАЕТСЯ
А) Предмет музейного значения
Б) Музейный предмет
В) Музейный экспонат
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 5. К свойствам музейного предмета НЕ относятся:
А) Информативность
Б) экспрессивность
В) историчность
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 6. Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают:
А) Государственные
Б) Республиканские
В) Краевые
ОТВЕТ:А
ВОПРОС 7. Понятием «фонды музея» обозначают:
А) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение
Б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования
В) Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 8. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
А) мемориальные предметы
Б) уникальными музейными предметами
В) реликвии
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 9. К какому виду экспозиции относится музейная выставка?
А) композиционным экспозициям
Б) временным экспозициям
В) постоянным экспозициям
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 10. Выделите основнОЙ методы экспонирования:
А) систематический
Б) перспективный
В) вещественный
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 11. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
А) Муляжом
Б) Репродукцией
В) Слепком
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 12. Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это:
А) формы культурно-образовательной деятельности музея
Б) методы построения экспозиции
В) научно-фондовая работа
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 13. Когда Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике:
А) в 1890-е гг.
Б) в 1920-е гг.
В) в 1970-е гг.
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 14. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется
А) Музейной коллекцией
Б) Музейным фондом
В) Музейной экспозицией
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 15. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
А) Голограмма
Б) Модель
В) Панорама
Г) Диорама
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Перечислите основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций:
ОТВЕТ: Генеральное решение экспозиции, Эскизный проект, Разработка технического и рабочего проекта, Монтаж экспозиции, Вернисаж
ВОПРОС 2. Перечислите формы культурно-образовательной деятельности:
ОТВЕТ: Экскурсия, Лекция, Консультация КРУЖОК, ИГРА
ВОПРОС 3. Какие виды музеев появились в ХХ веке:
ОТВЕТ: Детский, Экомузей
ВОПРОС 4. _______________________ позволяет определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, а в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать:
ОТВЕТ: Музейный маркетинг
ВОПРОС 5. __________________ — это документ, в котором находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.
ОТВЕТ6 Тематико-экспозиционный план
ВОПРОС 6. __________________ определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.
ОТВЕТ: Тематический план экспозиции
ВОПРОС 7. __________________ представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе.
ОТВЕТ: Макет
ВОПРОС 8 __________________ проектирование экспозиции — это определение в экспозиции место каждого экспоната, текста и вспомогательных средств.
ОТВЕТ: Техническое
ВОПРОС 9. __________________ проектирование экспозиции призвано обеспечить образное, пластическое воплощение темы.
ОТВЕТ: Художественное
ВОПРОС 10. __________________ раскрывает экспозиционный замысел и даёт первое, самое общее представление о будущей экспозиции.
ОТВЕТ: Научная концепция
ВОПРОС 11. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
ОТВЕТ: Пояснительный
ВОПРОС 12.__________________ экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную
обстановку.
ОТВЕТ: Ансамблевая
ВОПРОС 13. Академия художеств стала проводить ежегодные выставки с:
ОТВЕТ: 1860 года
ВОПРОС 14. Александрийский Мусейон был основан
ОТВЕТ: в III веке до н.э.
ВОПРОС 15. Ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», стремятся отразить:
ОТВЕТ: реальные связи между предметами
ВОПРОС 16. Античный храм, посвященный одной из девяти муз, где собирались для поклонения и общения художники — авторы созданных и принесенных в дар произведений:
ОТВЕТ: Мусейон
ВОПРОС 17.Выставки изобразительного искусства в России стали проводиться регулярно с:
ОТВЕТ: с конца XIX века
ВОПРОС 18.Выставки первоначально появились в связи с:
ОТВЕТ: ярмарками
ВОПРОС 19. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили
ОТВЕТ: в Москве, Петербурге и провинции
ВОПРОС 20. Группа предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство — это:
ОТВЕТ: экспозиционный комплекс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЕНМ (1).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сотникова С.И. Естественнонаучная музеология: учеб. пособ.. изд-во Том.ун-та, 2011
Л1.2 Сотникова С.И. Музеология: Учебное пособие Дрофа, 2010
Л1.3 Сапанжа О. С. Музеология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 редкол.: С. И. Авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окруж. среды Алт. края, 2009 http://oopt.aari.ru/ref/544
Л2.2 сост. и отв. ред. А. В. Бялко Сто лет с журналом "Природа": сборник Издатель А. П. Ипполитов, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского. Музей Истории Земли www.sgm.ru
Э2 Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова. www.kolyvan.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).