МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оцифровка музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильСовременные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 54
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 54 54 54 54
Консультации 50 50 50 50
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В. В.;канд.культурол., доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.;д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Оцифровка музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные принципы и технологии оцифровки экспонатов музеев и работу в собственном публичном цифровом пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-1.1 Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея
ПК-1.2 Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию
ПК-1.3 Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея
ПК-1.4 Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями
ПК-1.5 Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея
ПК-1.6 Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея
ПК-3Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
ПК-3.1 Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия
ПК-3.2 Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия
ПК-3.3 Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов
ПК-3.4 Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-3.5 Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря
ПК-3.6 Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•основные понятия, используемые при применении оцифровки музейных предметов;
•способы оцифровки предметов в процессе учета и хранения музейного собрания;
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять имеющиеся знания в области хранения, учета музейных предметов с применением цифровых технологий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения оцифровки в хранении, учета и презентации коллекций;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии в фондовой работе музеев: общая характеристика
1.1. Цифровые технологии в фондовой работе музеев. Основные понятия и термины Лекции 7 4 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Цифровые технологии в фондовой работе музеев. Основные понятия и термины Сам. работа 7 10 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Виды музейных цифровых продуктов Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Виды музейных цифровых продуктов Сам. работа 7 12 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Цифровые музейные собрания Лабораторные 7 8 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Цифровые музейные собрания Сам. работа 7 12 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Цифровые музейные собрания Лабораторные 7 8 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Консультации 7 24 ПК-3.2, ПК-1.2
Раздел 2. Цифровой музейный фонд
2.1. Статусы цифровых продуктов в музее Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-1.2
2.2. Статусы цифровых продуктов в музее Лабораторные 7 8 ПК-3.2, ПК-1.2
2.3. Оцифровка музейных предметов:общие принципы Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-1.2
2.4. Оцифровка музейных предметов:общие принципы Сам. работа 7 10 ПК-3.2, ПК-1.2
2.5. Оцифровка музейных предметов и экспозиции. Электронные выставки Лабораторные 7 6 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Оцифровка музейных предметов и экспозиции. Электронные выставки Сам. работа 7 10 ПК-3.2, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Консультации 7 26 ПК-3.2, ПК-1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Комплектование фондов музея осуществляется для:
а) проведении конкретных музееведческих исследований;
б) подготовки музейных выставок;
в) проведения экскурсии;
г) выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 2. К формам комплектования музейных фондов НЕ относится:
а) закупки;
б) целевые заказы;
в) принятие в дар;
г)аренда предметов в других учреждениях.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 3. Понятием «фонды музея» обозначают:
а) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение;
б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования;
в) витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства;
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 4. К научно-вспомогательным материалам НЕ относятся:
а) копии;
б) макеты;
в) модели;
г) указатели.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 5. Положением о Музейном фонде Российской Федерации НЕ регламентируется:
а) порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда
б) порядок первичного учета музейных предметов.
в) порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда
г) режим хранения музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 6. Как называется совокупность музейных коллекций:
а) музейная экспозиция
б) Музейный фонд
в) музейное собрание
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 7. Музейные предметы всех музеев страны образуют:
а) Музейный фонд Российской Федерации
б) Общий фонд Российской Федерации
в) Музейное собрание Российской Федерации
г) Основной музейный фонд Российской Федерации
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 8. Какого режима хранения музейных фондов НЕ существует:
а) Температурно-влажностный
б) Биологический
в) Световой
г) Пылевой
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 9. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса:
а) Репродукцию
б) Слепок
в) Муляж
г) Макет
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 10. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
а) Голограмма
б) Модель
в) Панорама
г) Диорама
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это:
а) Комплектование музейных фондов
б) Хранение музейных фондов
в) Реставрация музейных фондов
г) Консервация музейных фондов
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 12. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется
а) Музейным фондом
б) Музейной коллекцией
в) Музейной экспозицией
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
а) Муляжом
б) Репродукцией
в) Слепком
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 14. Планы комплектования фондов могут быть:
а) текущими
б) систематическими
в) тематическими
г) комплексными
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 15. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
а) мемориальные предметы
б) уникальными музейными предметами
в) реликвии
ОТВЕТ: в.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
_____________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
ОТВЕТ: комплектование музейных фондов.
ВОПРОС 2: Главными задачами комплектования музейных фондов являются:
ОТВЕТ: Выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея;
сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования.
ВОПРОС 3: Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное.
ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
____________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов.
ОТВЕТ: хранение музейных фондов.
ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению.
Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея.
ОТВЕТ: комплектование музейного фонда.
ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование.
ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т. к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов.
ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы.
ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению.
Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника).
ОТВЕТ: копия.
ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению.
Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
ОТВЕТ: макет.
ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов.
ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация.
ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания.
режим хранения.
ВОПРОС 12: Дайте термин согласно приведенному определению.
Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ
ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
ВОПРОС 13: Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет.
ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность.
ВОПРОС 14: Назовите основные типы музейных коллекций.
ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные.
ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению.
Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этническойсреде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета.
ОТВЕТ: атрибуция.
ВОПРОС 16: Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники.
ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные.
ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем.
ОТВЕТ: книга поступлений.
ВОПРОС 18: Перечислите основные виды музейных картотек.
ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные.
ВОПРОС 19: Назовите основные виды музейных каталогов.
ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные.
ВОПРОС 20: Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее.
ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К основным свойствам музейного предмета не относится:
1. аттрактивность
2. информативность
3. древность
Ответ: 3.
2. Уникальным музейным предметом не является:
1. типовой предмет
2. реликвии
3. высокохудожественные произведения изобразительного искусства
Ответ: 1.
3. К основным способам комплектования фондов музея не относится:
1. тематическое
2. индивидуальное
3. систематическое
Ответ: 2.
4. Понятие «музей» ввели в культурный обиход:
1. древние римляне
2. египтяне
3. древние греки
Ответ: 3.
5. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли:
1. студиоло
2. антикварий
3. галерея
Ответ: 2.
6. Подробное описание внешнего вида предмета:
1. интерпретация
2. систематизация
3. атрибуция
Ответ: 3.
7. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связанны с определенным лицом или историческим событием:
1. личная коллекция
2. тематическая
3. мемориальная
Ответ: 3.
8. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется:
1. музейная
2. личная
3. мемориальная
Ответ: 2.
9. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов:
1. отчетные
2. тематические
3. фондовые
Ответ: 1.
10. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации называется:
1. мемориальная
2. систематическая
3. тематическая
Ответ: 2.
11. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции:
1. этикетаж
2. маршрутная опись
3. топографическая опись
Ответ: 3.
12. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций:
1. регистрации
2. инвентаризации
3. учета
Ответ: 3.
13. Витрины для музейных предметов должны быть:
1. только горизонтальными
2. герметичными
3. белого цвета
Ответ: 2.
14. Основными биологическими вредителями в музеях являются:
1. микроскопические грибы и насекомые.
2. древоточцы
3. моль
Ответ: 1.
15. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы):
1. на вахте музея
2. в кабинете директора музея
3. в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.
Ответ: 3.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Каталог музейной коллекции представляет собой ...
Ответ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее
2. Топографическая опись — это:
Ответ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции
3. Первый музей в России — это:
Ответ: Кунтскамера
4. Этикетаж — это:
Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции.
5. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это:
Ответ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей
6. «Фонды музея» — это:
Ответ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение
7. Определители — это:
Ответ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов
8. Атрибуция — это:
Ответ: подробное описание внешнего вида предмета
9. Прессрелиз — это:
Ответ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее
10. Музейная коллекция — это:
Ответ: совокупность всех музейных предметов, коллекций, принятых на хранение в музей
11. Музейная экспозиция — это:
Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных
12. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это:
Ответ: экспликация.
13. Оптимальные нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах:
Ответ: 18°C при 55% влажности.
14. Музейный предмет — это предмет ...
Ответ: включенный в состав музейного собрания
15. Опись музейных предметов — это:
Ответ: приложение к акту — список музейных предметов, с указанием сохранности
16. Расшифруйте аббревиатуру – КП:
Ответ: книга поступлений.
17. Коллекционная опись это –
Ответ: документ, содержащий описание музейной коллеции по установленным параметрам.
18. Расшифруйте аббревиатуру – ОФ:
Ответ: основной фонд.
19. Что должны проходить предметы, предположительно содержащие драгоценные металлы и камни:
Ответ: экспертизу в пробирной палате.
20. Куда вносятся предметы, содержащие драгоценные металлы и камни:
Ответ: книга специального учета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровые технологии в музейных экспозициях portal.edu.asu.ru
Э2 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации goskatalog.ru
Э3 «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. www.culture.ru
Э4 ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности ar.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в музее, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Цифровые технологии в музейных экспозициях» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов.
В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки, как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для музейной сферы.