Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_Музеология_СТХиПМЦ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Рассмотреть современные принципы и технологии оцифровки экспонатов музеев и работу в собственном публичном цифровом пространстве. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов |
ПК-1.1 | Знать направления, источники и способы текущего и перспективного комплектования фондов музея |
ПК-1.2 | Знать положения основных документов по текущему и перспективному комплектованию |
ПК-1.3 | Уметь применять методы текущего и перспективного комплектования с учетом профиля и концепции развития музея |
ПК-1.4 | Уметь определять задачи комплектования в соответствии с профилем музея и его потребностями |
ПК-1.5 | Владеть навыками составления концепции текущего и перспективного комплектования музея |
ПК-1.6 | Владеть навыками ведения музейной документации, связанной с текущим и перспективным комплектованием музея |
ПК-3 | Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций |
ПК-3.1 | Знать российское законодательство в области учета, хранения и научного описания музейных фондов, объектов культурного наследия |
ПК-3.2 | Знать основы составления справочного аппарата, компьютерных баз данных музейных предметов и объектов культурного и природного наследия |
ПК-3.3 | Знать условия хранения, маркировки, страхования музейных предметов и музейных коллекций разных видов |
ПК-3.4 | Знать права и обязанности сотрудников, отвечающих за учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
ПК-3.5 | Уметь создавать научные описания музейных предметов разных видов в объеме книги поступлений и научного инвентаря |
ПК-3.6 | Уметь создавать научные описания объектов культурного и природного наследия в объеме реестра памятников изучаемой территории и формированиягосударственного кадастра |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | •основные понятия, используемые при применении оцифровки музейных предметов; •способы оцифровки предметов в процессе учета и хранения музейного собрания; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -применять имеющиеся знания в области хранения, учета музейных предметов с применением цифровых технологий; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками применения оцифровки в хранении, учета и презентации коллекций; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цифровые технологии в фондовой работе музеев: общая характеристика | ||||||
1.1. | Цифровые технологии в фондовой работе музеев. Основные понятия и термины | Лекции | 7 | 4 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Цифровые технологии в фондовой работе музеев. Основные понятия и термины | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Виды музейных цифровых продуктов | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Виды музейных цифровых продуктов | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Цифровые музейные собрания | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Цифровые музейные собрания | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Цифровые музейные собрания | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Консультации | 7 | 24 | ПК-3.2, ПК-1.2 | ||
Раздел 2. Цифровой музейный фонд | ||||||
2.1. | Статусы цифровых продуктов в музее | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.2, ПК-1.2 | |
2.2. | Статусы цифровых продуктов в музее | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-3.2, ПК-1.2 | |
2.3. | Оцифровка музейных предметов:общие принципы | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.2, ПК-1.2 | |
2.4. | Оцифровка музейных предметов:общие принципы | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3.2, ПК-1.2 | |
2.5. | Оцифровка музейных предметов и экспозиции. Электронные выставки | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Оцифровка музейных предметов и экспозиции. Электронные выставки | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3.2, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Консультации | 7 | 26 | ПК-3.2, ПК-1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Комплектование фондов музея осуществляется для: а) проведении конкретных музееведческих исследований; б) подготовки музейных выставок; в) проведения экскурсии; г) выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 2. К формам комплектования музейных фондов НЕ относится: а) закупки; б) целевые заказы; в) принятие в дар; г)аренда предметов в других учреждениях. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 3. Понятием «фонды музея» обозначают: а) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение; б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования; в) витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства; ОТВЕТ: а. ВОПРОС 4. К научно-вспомогательным материалам НЕ относятся: а) копии; б) макеты; в) модели; г) указатели. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 5. Положением о Музейном фонде Российской Федерации НЕ регламентируется: а) порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда б) порядок первичного учета музейных предметов. в) порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда г) режим хранения музейных предметов. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 6. Как называется совокупность музейных коллекций: а) музейная экспозиция б) Музейный фонд в) музейное собрание ОТВЕТ: в ВОПРОС 7. Музейные предметы всех музеев страны образуют: а) Музейный фонд Российской Федерации б) Общий фонд Российской Федерации в) Музейное собрание Российской Федерации г) Основной музейный фонд Российской Федерации ОТВЕТ: а. ВОПРОС 8. Какого режима хранения музейных фондов НЕ существует: а) Температурно-влажностный б) Биологический в) Световой г) Пылевой ОТВЕТ: г. ВОПРОС 9. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса: а) Репродукцию б) Слепок в) Муляж г) Макет ОТВЕТ: б. ВОПРОС 10. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. а) Голограмма б) Модель в) Панорама г) Диорама ОТВЕТ: а. ВОПРОС 11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это: а) Комплектование музейных фондов б) Хранение музейных фондов в) Реставрация музейных фондов г) Консервация музейных фондов ОТВЕТ: а. ВОПРОС 12. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется а) Музейным фондом б) Музейной коллекцией в) Музейной экспозицией ОТВЕТ: б. ВОПРОС 13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют: а) Муляжом б) Репродукцией в) Слепком ОТВЕТ: б. ВОПРОС 14. Планы комплектования фондов могут быть: а) текущими б) систематическими в) тематическими г) комплексными ОТВЕТ: а. ВОПРОС 15. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии: а) мемориальные предметы б) уникальными музейными предметами в) реликвии ОТВЕТ: в. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению. _____________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. ОТВЕТ: комплектование музейных фондов. ВОПРОС 2: Главными задачами комплектования музейных фондов являются: ОТВЕТ: Выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея; сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования. ВОПРОС 3: Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов. ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное. ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению. ____________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов. ОТВЕТ: хранение музейных фондов. ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению. Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея. ОТВЕТ: комплектование музейного фонда. ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов. ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование. ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению. __________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т. к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов. ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы. ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению. Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). ОТВЕТ: копия. ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению. Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника); ОТВЕТ: макет. ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов. ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация. ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению. Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания. режим хранения. ВОПРОС 12: Дайте термин согласно приведенному определению. Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. ВОПРОС 13: Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет. ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность. ВОПРОС 14: Назовите основные типы музейных коллекций. ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные. ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению. Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этническойсреде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета. ОТВЕТ: атрибуция. ВОПРОС 16: Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники. ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные. ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению. Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем. ОТВЕТ: книга поступлений. ВОПРОС 18: Перечислите основные виды музейных картотек. ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные. ВОПРОС 19: Назовите основные виды музейных каталогов. ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные. ВОПРОС 20: Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее. ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. К основным свойствам музейного предмета не относится: 1. аттрактивность 2. информативность 3. древность Ответ: 3. 2. Уникальным музейным предметом не является: 1. типовой предмет 2. реликвии 3. высокохудожественные произведения изобразительного искусства Ответ: 1. 3. К основным способам комплектования фондов музея не относится: 1. тематическое 2. индивидуальное 3. систематическое Ответ: 2. 4. Понятие «музей» ввели в культурный обиход: 1. древние римляне 2. египтяне 3. древние греки Ответ: 3. 5. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли: 1. студиоло 2. антикварий 3. галерея Ответ: 2. 6. Подробное описание внешнего вида предмета: 1. интерпретация 2. систематизация 3. атрибуция Ответ: 3. 7. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связанны с определенным лицом или историческим событием: 1. личная коллекция 2. тематическая 3. мемориальная Ответ: 3. 8. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется: 1. музейная 2. личная 3. мемориальная Ответ: 2. 9. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов: 1. отчетные 2. тематические 3. фондовые Ответ: 1. 10. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации называется: 1. мемориальная 2. систематическая 3. тематическая Ответ: 2. 11. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции: 1. этикетаж 2. маршрутная опись 3. топографическая опись Ответ: 3. 12. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций: 1. регистрации 2. инвентаризации 3. учета Ответ: 3. 13. Витрины для музейных предметов должны быть: 1. только горизонтальными 2. герметичными 3. белого цвета Ответ: 2. 14. Основными биологическими вредителями в музеях являются: 1. микроскопические грибы и насекомые. 2. древоточцы 3. моль Ответ: 1. 15. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы): 1. на вахте музея 2. в кабинете директора музея 3. в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе. Ответ: 3. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий; - «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Каталог музейной коллекции представляет собой ... Ответ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее 2. Топографическая опись — это: Ответ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции 3. Первый музей в России — это: Ответ: Кунтскамера 4. Этикетаж — это: Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции. 5. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это: Ответ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей 6. «Фонды музея» — это: Ответ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение 7. Определители — это: Ответ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов 8. Атрибуция — это: Ответ: подробное описание внешнего вида предмета 9. Прессрелиз — это: Ответ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее 10. Музейная коллекция — это: Ответ: совокупность всех музейных предметов, коллекций, принятых на хранение в музей 11. Музейная экспозиция — это: Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных 12. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это: Ответ: экспликация. 13. Оптимальные нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах: Ответ: 18°C при 55% влажности. 14. Музейный предмет — это предмет ... Ответ: включенный в состав музейного собрания 15. Опись музейных предметов — это: Ответ: приложение к акту — список музейных предметов, с указанием сохранности 16. Расшифруйте аббревиатуру – КП: Ответ: книга поступлений. 17. Коллекционная опись это – Ответ: документ, содержащий описание музейной коллеции по установленным параметрам. 18. Расшифруйте аббревиатуру – ОФ: Ответ: основной фонд. 19. Что должны проходить предметы, предположительно содержащие драгоценные металлы и камни: Ответ: экспертизу в пробирной палате. 20. Куда вносятся предметы, содержащие драгоценные металлы и камни: Ответ: книга специального учета. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны. «Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не запланированы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие | [Азбука], 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова | Основы музеологии: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Цифровые технологии в музейных экспозициях | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации | goskatalog.ru | ||
Э3 | «Культура.РФ» – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. | www.culture.ru | ||
Э4 | ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности | ar.culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в музее, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. Курс «Цифровые технологии в музейных экспозициях» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов. Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики. Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки, как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение. Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для музейной сферы. |