МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности управления проектами в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_04_04_Музеология_ИКН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 38
индивидуальные консультации 38
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 38 38 38 38
Консультации 38 38 38 38
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат культурологии, Доцент, Шорина Дарина Евгеньевна

Рецензент(ы):
кандидат исторических наук, Доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Особенности управления проектами в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение студентами необходимых теоретических и практических знаний в области историко-культурной экспертизы предметов, хранящихся в музейных собраниях, представленных в экспозиционно-выставочной деятельности музеев.
Задачи курса:
– освоение содержания основных понятий по дисциплине;
– развитие умения отбора и применения управленческих принципов в сфере строительства, реконструкции и дальнейшего развития музеев;
– формирование умения и владения навыками проектирования современных форм музейной организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- структуру и процесс управления проектом, обеспечивающие его успешную реализацию;
- теорию и методологию культуроведения и проектирования;
- особенности управления проектами в музейной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и реализовывать проект полного цикла;
- организовать исследовательскую и проектную работу в социокультурной сфере;
- применять современные методы разработки проектов и управления инновациями в социокультурной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами управления интеграцией (содержанием) музейного проекта;
-методологией социокультурного проектирования для обеспечения профессиональных сфер;
-методами и технологиями разработки, реализации и управления музейными проектами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы и направления музейного проектирования. Правовые основы проектирования
1.1. Термин «проектирование». Отличительные особенности проектной деятельности в музее Лекции 1 2 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Термин «проектирование». Отличительные особенности проектной деятельности в музее Сам. работа 1 6 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Становление и развитие музейного проектирования в России Лекции 1 4 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Становление и развитие музейного проектирования в России Практические 1 4 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Грантовая деятельность музеев. Фонды-грантодатели Практические 1 6 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Грантовая деятельность музеев. Фонды-грантодатели Сам. работа 1 6 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экспозиционные и выставочные проекты
2.1. Организация проектной работы над музейной экспозицией Лекции 1 2 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Организация проектной работы над музейной экспозицией Практические 1 4 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Организация проектной работы над музейной экспозицией Сам. работа 1 6 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.4. Проектная деятельность крупнейших музеев России Практические 1 4 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.5. Проектная деятельность крупнейших музеев России Сам. работа 1 6 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Управление музейными образовательными и просветительскими проектами
3.1. Культурно-образовательные практики музея: экспертиза и проектирование Лекции 1 2 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.2. Культурно-образовательные практики музея: экспертиза и проектирование Сам. работа 1 6 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.3. Методика и этапы разработки проектов музейно-педагогических мероприятий Практические 1 4 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.4. Методика и этапы разработки проектов музейно-педагогических мероприятий Сам. работа 1 8 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.5. Консультации Консультации 1 38 УК-1.2, УК-2.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие проектировщиков;
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты
ОТВЕТ: г

Вопрос 3. Исключите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
а. Смешанные;
б. Краткосрочные;
в. Годичные
г. Мини-проекты.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 4. Деятельность, связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов – это
А. исследовательская деятельность.
Б. научная деятельность.
В. проектная работа.
Г. познавательная деятельность.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 5. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а. прикладной проект;
б. информационный проект;
в. творческий проект.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Исключите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли участников:
а. поисковый;
б. ролевой;
в. информационный;
г. творческий
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а. исправлять ошибки;
б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в. подбирать материалы и инструменты;
г. подсчитывать затраты;
д. оценивать свою работу;
е. организовывать своё рабочее место;
ж. изготовлять вещи своими руками.
ОТВЕТ: б, в, е, ж, г, а, д.

Вопрос 9. Выберите достоверное выражение:
а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 10. Выберите два компонента творческой деятельности в проектировании:
а. интуиция,
б. фантазия,
в. индукция,
г. дедукция;
д.моделирование.
ОТВЕТ: а, б.

Вопрос 11. Исключите лишнее. Выделяют типы проектов по содержанию:
А. монопредметные,
Б. деятельностные,
В. индивидуальные
Г. метапредметные.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 12. Как называется временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта?
- Консолидация
+ Консорциум
- Интеграция

Вопрос 13. ___________ – временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта:
а. Консолидация;
б. Консорциум;
в.Интеграция.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 14. Проект, заказчик которого может решиться увеличить его окончательную стоимость по сравнению с первоначальной, является:
а. Простым;
б. Краткосрочным;
в. Долгосрочным.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Объединение ресурсов в процессе создания виртуального офиса проекта характеризуется ______________ независимостью.
а. Территориальной;
б. Финансовой;
в. Административной.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Существуют несколько методик целеполагания. Наибольшее распространение получила методика SMART, в соответствии с которой цели проекта должны быть:
— конкретными;
— измеримыми;
— достижимыми;
— соотносимыми с конкретным периодом времени;
— _______________________». Вставьте пропущенное слово
Ответ: значимыми.

2. Укажите свойство проектирования, которое определяет отсутствие различных интерпретаций в постановке цели различными участниками проекта.
Отв. Конкретность

3. Критерии SMART-постановки, позволяющие повысить вероятность достижения цели проекта:
Ответ: наличие обратной связи через оценку; возможность и необходимость периодической корректировки цели.

4. Для определения целей проекта применяются различные методы, среди которых можно выделить аналитические и ________ методы. Вставьте пропущенное слово
Ответ: неаналитические методы

5. Перечислите основные аналитические методы, используемые в проектной деятельности
Ответ: морфологический анализ; функционально-стоимостной анализ

6. Определите основные экономические факторы, которым должен отвечать любой проект, полезный для организации.
Ответ: повышение производительности организации; сокращение объемов инвестиций;
сокращению текущих расходов.

7. Определите угловые точки «треугольника» в управлении проектной деятельности:
Ответ: затраты, сроки и качества.

8. Укажите основных участников проектной деятельности.
Ответ: инвестор; заказчик; пользователь проекта; руководитель (менеджер) проекта;
команда проекта; стейкхолдеры.

9. Перечислите типы проектов, классифицирующихся по доминирующей деятельности:
Ответ: исследовательский, поисковый, творческий прикладной (практико-ориентированный).

10. Какие типы проектов выделяют по предметно-содержательной области?
Ответ: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект

11. Цель научно-исследовательского проекта – ___________________
Ответ: получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости.

12. Укажите основные элементы в структуре научно-исследовательского проекта:
Ответ: актуальность избранной темы; формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка

13.Мозговой штурм (коллективная генерация идей) – это
Ответ: стратегия группового решения проблемы.

14. Какие проекты по масштабу можно выделить?
Ответ: малые, средние и крупные проекты.
15. Практико-ориентированный проект – это
Ответ: решение практических задач заказчика проекта

16. какие продукты можно получить при реализации информационного проекта?
Ответ: статистические данные, результаты опросов общественного мнения

17. Какому виду проекта соответствует описание: «Направлен на создание нового продукта (изделия). В ходе работы над проектом идёт разработка схемы, чертежей или эскизов изделия, отбор инструментов и материалов».
Ответ: конструкторский

18. Что предполагает цель проекта?
Ответ: конечный результат, который должен быть достигнут при завершении работы над проектом

19. ________ – это предположение, предполагающее доказательство.
Ответ: гипотеза проекта.

20. Какая часть ресурсов (в процентах) расходуется на начальном этапе реализации проекта?
Ответ: от 9 до15 %

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Вопрос 1. Жизненный цикл проекта – это _______ его развития во времени, определяющая различные ситуации в процессе его реализации.
а. модель;
б. макет;
в. образ.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. Прочитайте внимательно каждое суждение. Выберите верные суждения.
а. Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на
достижение определенных целей.
б. MS PowerPoint – программа для создания текстовых документов.
в. Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, не предполагающее
доказательство.
г. Цель проекта – это конечный результата, которого вы бы хотели достичь при
завершении.
д. В презентации проекта необходимо указывать использованные источники.
ОТВЕТ: агд.

Вопрос 3. Какое число фаз выделяют в жизненном цикле проекта?
а. три;
б. четырые;
в. пять.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 4. ___________ – метод системного анализа функций объекта (нового продукта), направленный на минимизацию затрат в сферах маркетинга, проектирования, производства, эксплуатации при сохранении (повышении) качества объекта.
ОТВЕТ: Функционально-стоимостной анализ

Вопрос 5. Какие методы можно использовать при выполнении проекта в сфере культурно-образовательной деятельности музейных учреждений. Выберите два верных ответа:
а. лабораторный эксперимент,
б. социологический опрос
в. моделирование,
г. анкетирование
ОТВЕТ: бг

Вопрос 6. Реализация проекта – это:
а. Создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период.
б. Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта.
в. Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Проект отличается от процессной деятельности тем, что:
а. Процессы менее продолжительные по времени, чем проекты.
б. Для реализации одного типа процессов необходим один-два исполнителя, для реализации проекта требуется множество исполнителей.
в. Процессы однотипны и цикличны, проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания.
ОТВЕТ: в

Вопрос 8.Что из перечисленного не является преимуществом проектной организационной структуры?
а. Объединение людей и оборудования происходит через проекты
б. Командная работа и чувство сопричастности
в. Сокращение линий коммуникации
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта?
а. Проверку соответствия уже полученных результатов заданным требованиям
б. Составление перечня недоработок и отклонений
в. Промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов
ОТВЕТ: в.

Вопрос 10. Метод освоенного объема дает возможность:
а. Освоить минимальный бюджет проекта
б. Выявить, отстает или опережает реализация проекта в соответствии с графиком, а также подсчитать перерасход или экономию проектного бюджета
в. Скорректировать сроки выполнения отдельных процессов проекта
ОТВЕТ: б.

Вопрос 11. Какие два метода можно отнести к творческим методам проектирования?
а. эвристическое комбинирование;
б. инверсия;
в. антропотехника;
г. мозговая атака;
д. мозговая осада;
ОТВЕТ: ав

Вопрос 12. К внутриведомственным проектам можно отнести. Выберите два верных ответа:
а. Интерактивная карта «Музеи Алтайского края»
б. Школа реставраторов
в. Проведение конкурсов инновационных проектов среди сотрудников музейных учреждений
г. Виртуальный музейный музей
д. Мастер-класс для клуба в музее
ОТВЕТ: ав

Вопрос 13. К образовательным проектам в сфере сохранения объектов наследия относятся:
а. Организация обучения по новым направлениям деятельности в сфере охраны объектов наследия, в нестандартных условиях;
б. Создание позитивного имиджа некоторой структуры либо деятельности в сфере охраны объектов наследия, историко-культурный брендинг региона;
в. Выполнение исследовательских работ в интересах изучения, учета и хранения музейных коллекций и памятников;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Проект – организационный механизм может быть реализован в следующих направлениях. Выберите два верных варианта ответа:
а. совмещение двух и более начал для получения системного эффекта: наука и технология;
б. новый ресурс для целевой группы;
в. создание видеоархива «Музейные раритеты»;
г. сохранение и обеспечение использования ресурсов по объектам историко-культурного наследия;
д. публикация монографии по итогам этнографической экспедиции.
ОТВЕТ: аб

Вопрос 15. ___________ проекта – это связь проекта с текущим моментом, отражение общественно-политических задач, поставленных на федеральном, региональном либо местном уровнях:
Ответ:
а. Актуальность
б. Цель
в. Задача
г. Концепция
ОТВЕТ: а.

Вопрос 16. К задачам исследовательского проекта относят:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
б. Цели проекта;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 17. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
а. Погружение в проект.
б. Организационный этап
в. Осуществление деятельности.
г. Оформление результатов проекта и презентация
д. Обсуждение полученных результатов.

1.Рефлексия.
2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы,
проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.
3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы.
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.

ОТВЕТ: а-3, б-5, в-2, г-4, д-1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите, что является главным критерием завершения фазы проекта?
Ответ: получение четко идентифицируемых и проверяемых результатов.

2. Перечислите этапы концептуальной фазы проекта
Ответ: инициирование проекта; определение проекта; формирование проектной команды; формальный запуск

3. В зависимости от срока реализации проекта и объема необходимых инвестиций традиционно выделяют:
Ответ: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.

4. Какие критерии определяют степень новизны проекта?
Ответ: наличие или отсутствие аналогов в части существа, содержания проекта и его элементов; условия и обстоятельства выполнения проекта; приемы и методы организации.

5. Определите степень значимости проекта как классификационного признака в двух показателях.
Ответ: количественный (масштабный); качественный (сравнительный, параметрический)

6. В структуре любого проекта выделяют элементы:
-название;
-актуальность;
-аналитика, описание аналогов и стартовых условий;
-концепция;
-цель и задачи;
-план мероприятий;
-_______________
-________________
-________________ Дополните список.
Ответ: исполнители; смета; показатели эффективности (количественные и качественные)

7. Определите, что по своей структуре аналогично исследовательскому проекту?
Ответ: научное исследование.

8.Укажите, какие четыре элемента могут быть включены в структуру исследовательского проекта в области научно-фондовой работы музеев:
Ответ: актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

9. _________ – проекты, которые реализуется в рамках одной области знания и деятельности. Вставьте пропущенное слово
Ответ: Монопроекты.

10. Перечислите четыре метода проектирования, которые связаны с пересмотром постановки задач.
Ответ: «наводящая задача-аналог»; «изменение формулировки задач»; «перечень недостатков»; «свободное выражение функции».

11. Проекты по степени охвата этапов инновационного процесса могут быть классифицированы на полные инновационные проекты, включающие НИОКР, освоение новшества и его коммерциализацию. Также выделяют неполные инновационные проекты. Укажите, что включают неполные инновационные проекты?
Ответ: включают только отдельные этапы инновационного процесса.

12. Проекты, предполагающие привнесение известного содержания в новые условия, популяризация направлений деятельности учреждений организаций в сфере изучения, учета и хранения музейных коллекций и памятников можно назвать _______________. Вставьте пропущенное слово
Ответ: просветительские проекты.

13. Контроль за ходом реализации проекта может быть содержательным, финансовым и организационным, а также текущим и упреждающим. Укажите типичные ошибки руководителя при реализации контроля над проектом.
Ответ: ошибки отсутствия контроля; выборочный контроль; фиксация проблем без
анализа; бездействие при наличии / понимании проблем; слабая коммуникация внутри проектной команды; отсутствие запасных вариантов действий, альтернативных партнеров.

14. Какие решения излагаются при создании исследовательских проектов?
Ответ: научно обоснованные технические, экономические или и технологические решения.

15. Укажите состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации
Ответ: Фазы.

16. Какие типовые ошибки возможны при формулировании цели проекта
Ответ: цель не предполагает результат.

17. Определите особенности прикладного проекта в области научно-фондовой работы музея
Ответ: Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение значимого результата.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какие типы и виды проектов выделяют современные исследователи? Классификация проектов.
2. Из каких элементов состоит проект? Структура проекта.
3. Какие методы планирования есть в проектной деятельности? Способы изучения социального заказа в проектировании.
4. Как осуществляется документирование плана проекта?
5. Какие специфические характеристики присущи любому проекту?
6.В чем заключается специфика проектной деятельности в музейной деятельности?
7.Какими принципами необходимо руководствоваться при разработке проектов в области научно-фондовой работы? Культурно-образовательной деятельности музеев?
8.Какие цели и задачи может иметь проектирование? Приведите примеры.
9. Что включает в себя организационная структура проекта и его внешнее окружение. Современные формы мотивации проектных команд учреждений в области исследования, охраны объектов наследия.
10. Какие механизмы управления организационными изменениями в подразделениях музеев и учреждений музейного типа Вам известны? Приведите примеры.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Приведите примеры программ и проектов в области научно-фондовой работы музеев на уровнях:
- федеральном;
- региональном;
- муниципальном.
2.Рассмотрите кейс (реализованный музейный проект), выделите преимущества и недостатки, в части: планирования, реализации, распределения трудовых ресурсов проекта. Сформировать бюджет проекта, на основании представленных данных.
3. Разработать «портфель» форм сотрудничества структурных подразделений и организаций в сфере изучения, учета и хранения музейных коллекций и памятников с организациями и объединениями конкретного муниципального образования по популяризации музеев (не менее 10 примеров).
4. Описать проблемы в сфере изучения, учета и хранения музейных коллекций и памятников/ взаимодействия с посетителями/, которые учреждения и организации решают в конкретном регионе (анализ периодических изданий, материалов сети Интернет и др.).
5. Предложить проектные идеи по решению актуальных музеев на уровне конкретного региона/учреждения.
Распределить полномочия по использованию ресурсной базы между руководителем проекта, сотрудниками, руководителями учреждений, главным бухгалтером, заведующим информационно-методическим центром, (другие должности/позиции).

6. Предложить проектные идеи по решению актуальных музеев на уровне конкретного региона/учреждения. Определить ресурсы, задействованные в проекте: базовые, человеческие, финансовые, технические, ноу-хау, информационные, символические, другие .

7. Предложить проектные идеи по решению актуальных музеев на уровне конкретного региона/учреждения. Разработать карту субъектов и ресурсов среды, элементов среды: журналисты, государственные чиновники, бизнесмены, благотворительные организации
специалисты учреждений образования и культуры.

8. На основе установления причинно-следственной связи обосновать цель и задачи проекта, решающего обозначенные ниже проблемы:
-Утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий российских регионов и снижение их туристской привлекательности.
-Отсутствие у населения информации музеях и учреждениях музейного типа города/региона

9. Разработать Карту лучшей практики по проведению мероприятий/акций в музеях по следующему плану:
1.Наименование образования, в котором был применен данный опыт.
2.Отраслевая разбивка лучшей практики.
3.Исходная ситуация, описание проблемы.
4. Поэтапные мероприятия реализации.
5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования опыта.
6. Используемые нормативно-правовые документы.
7. Затраты на внедрение опыта.
8. Проблемы внедрения, что было предпринято для их решения.
9. Полученные результаты.
10. Факторы успешного внедрения, возможности применения в других муниципальных образованиях.
11. Контактная информация.

10. Любому студенту приходилось писать курсовые работы и выпускные квалификационные работы. Каждая из таких работ может являться проектом. Представьте вашу (магистерскую диссертацию) как проект. Опишите его цель, задачи, структуру. Какими будут научная, экономическая и социальная значимость этого проекта?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Особенности управления проектами в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
Э2 Культура.РФ – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России www.culture.ru
Э3 Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ukn22.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Особенности управления проектами в профессиональной деятельности» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении объемного по содержанию курса «Особенности управления проектами в профессиональной деятельности» необходимо, ознакомившись с терминологией и периодизацией, осваивать материал, структурируя его по эпохам и культурам. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Необходимо уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса (музей, культурный ареал и др.).
В рамках каждого из четырех разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно составлять проектную документацию, выявлять и анализировать сведения о ресурсах и проблемах музеев в этом аспекте. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают навыками применения современных подходов к изучению управленческой деятельности в области музейного проектирования и навыками создавать и презентовать свой проект.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в
лекциях, основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Могут быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответам на них, необходимо знать теорию проектной деятельности, специфику создания проектов для музеев.
Большое внимание в курсе уделяется составлению проектной документации и анализу проектов крупнейших музеев России и зарубежных стран.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.