Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 51_04_04_Музеология_ИКН-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 40 | 40 | 40 | 40 |
Консультации | 38 | 38 | 38 | 38 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Дать развернутую характеристику основных понятий в области учета, хранения и изучения музейных предметов, а также ознакомить с основными инструктивными правилами и методами в сфере комплектования музейных коллекций и последующего их учета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен участвовать в реализации основных и дополнительных образовательных программ; |
ОПК-2.1 | Знать теорию и методологию педагогики |
ОПК-2.2 | Знать профессиональные компетенции специалиста в области музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия |
ОПК-2.3 | Уметь планировать и организовывать педагогический процесс в образовательной организации |
ОПК-2.4 | Уметь осуществлять профессионального диагностику кадров в музеях и учреждениях музейного типа |
ОПК-2.5 | Уметь применять педагогические технологии в сфере профессионального образования |
ОПК-2.6 | Владеть педагогическими технологиями всфере профессионального образования |
ОПК-2.7 | Владеть технологией разработки целевых программ повышения квалификации музейных кадров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Содержание нормативно-правовых документов по учету и хранению музейных предметов и коллекций, методику их изучения, приемы ведения учетной документации, понятийный аппарат по фондовой работе музея |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать полученные знания по учету, хранению и изучению музейных предметов в своей профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками работы с музейными предметами в области их комплектования, учета и обеспечения сохранности в соответствии с нормативно-правовыми документами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Учет музейных предметов | ||||||
1.1. | Понятие «фонды музея». Формы комплектования фондов музея | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Учет музейных фондов. | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Научная каталогизация музейных фондов | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Создание автоматизированных учетно-информационных систем в музее | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Консультации | 3 | 18 | |||
Раздел 2. Хранение музейных предметов | ||||||
2.1. | Понятия «хранение фондов» и «система хранения фондов» | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Особенности хранения музейных предметов в экспозиции | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Упаковка и транспортировка музейных предметов | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Упаковка и транспортировка музейных предметов | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Музейная безопасность как система | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Музейная безопасность как система | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.7. | Режим хранения и защиты музейных предметов | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Режим хранения и защиты музейных предметов | Сам. работа | 3 | 12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.9. | Организация фондохранилищ и системы хранения | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.10. | Организация фондохранилищ и системы хранения | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.11. | Основные системы оборудования фондохранилищ | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.12. | Основные системы оборудования фондохранилищ | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.13. | Сам. работа | 3 | 6 | |||
2.14. | Консультации | 3 | 20 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Проблема сохранения музейных предметов: содержание и актуальность. 2. Содержание понятия «фонды музея». 3. Научная организация фондов музея. 4. Процесс комплектования музейных фондов. 5. Основы научной методики комплектования фондов. 6. Включение коллекций в музейный фонд Российской Федерации: основные этапы. 7. Содержание понятия «учет музейных фондов». 8. Учетная документация музейных фондов. 9. Положение о музейном фонде РФ и Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ: содержание документов. 10. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: основные положения. 11. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: понятие и особенности работы. 12. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: назначение и общие установки документа. 13. Инвентаризация предметов из драгметаллов. 14. Создание системы научно-справочного аппарата музейного собрания. 15. Подготовка к изданию каталогов музейных собраний. 16. Создание автоматизированных информационных систем. 17. Понятие «хранение фондов». Особенности хранения предметов из различных материалов. 18. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции. 19. Правила упаковки различных музейных предметов при перевозке. 20. Музейная безопасность как система. 21. Температурно-влажностный и световой режимы хранения фондов. 22. Биологический режим хранения музейных фондов. Защита от загрязнителей воздуха. 23. Защита музейных предметов от механических повреждений и в экстремальных ситуациях. 24. Фондохранилище: основы рациональной организации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы: 1. Система хранения музейных фондов. 2. Особенности размещения различных групп музейных предметов в фондовом оборудовании. 3. Правила хранения музейных предметов в экспозиции. Рефераты: 1. Открытое хранение музейных фондов. 2. Правила упаковки различных музейных предметов при перевозке. 3. Опыт транспортировки музейных предметов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В разделе дисциплины Учет, хранение и изучение музейных предметов, размещенной на Едином образовательном портале АлтГУ, обратитесь к Глоссарию. Oзнакомьтесь с содержанием понятий систематическая коллекция, тематическая коллекция, мемориальная коллекция, личная коллекция, учебная коллекция. Обратитесь к информации на сайтах отечественных музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Дарвиновский музей, Государственный художественный музей Алтайского края и др.). Приведите примеры (не менее 2) названий для каждого вида коллекций /систематическая, тематическая, мемориальная, личная, учебная/. Укажите источники, использованной информации. Ознакомьтесь с содержанием Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном 15 января 2019 г. Режим доступа: http://base.garant.ru/72224464/ Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы: 1. Дайте определение понятию «Музейный фонд Российской Федерации». 2. Перечислите действия, регламентируемые Положением о Музейном фонде Российской Федерации; 3. Укажите существующие формы собственности на музейные предметы; 4. Сформулируйте цели деятельности экспертной фондово-закупочной комиссии; 5. Какие сведения подлежат фиксированию в результате исследования объекта экспертизы? 6. В каких случаях музейные предметы могут быть исключены из состава Музейного фонда Российской Федерации? 6. Сформулируйте формы доступа граждан к музейным предметам в государственных и негосударственных музеях. 7. Обратитесь к сайтам государственных музеев, действующих на территории Алтайского края. Приведите пример размещения на сайте правил поведения посетителей в музее. Тестовые задания: Раздел 1. Учет музейных предметов 1.Продолжите фразу: Фонды музея – это… 2. Перечислите виды музейных источников: 3. Продолжите фразу: Научно-вспомогательные материалы – это … 4. Выявите виды музейных коллекций: 1. систематические 2. тематические 3.научно-вспомагательные 4. мемориальные 5. Перечислите формы комплектования музейного собрания: 6. Продолжите фразу: Права и обязанности главного хранителя и других сотрудников, выполняющих функции по хранению определены… 7. Выявите верные высказывания о «Положении о Музейном фонде Российской Федерации»: 1.содержит определение понятия музейный предмет 2.определяет порядок разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции 3.определяет порядок включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ и исключение их из его состава 4.определяет порядок учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ 5.определяет порядок принятия решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в федеральной собственности 6.утверждено в 1998 г. 8. Назовите федеральный орган исполнительной власти, на который возложен государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ: 9. Укажите название нормативного акта, в содержании которого определен перечень основных учетных документов: 1. Положение о Музейном фонде Российской Федерации 2. Федеральный закон о Музейном фонде РФ и музеях в РФ 3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР 10. Основными учетными документами являются: 1.инвентарная книга (книга поступлений) 2. акты приема музейных предметов и коллекций на временное (постоянное) хранение 3.акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование 4. акты списания музейных предметов и коллекций (в случае исключения их из состава фонда) |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Старикова Ю.А. | Музееведение: конспект лекций | Москва : А-Приор, 2006 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кимеева Т.И., Окунева И.В. | Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие | Кемерово : КемГУКИ, 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. | Кемерово : КемГУКИ, 2008 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в музеях СССР // http://projects.innovbusiness.ru | |||
Э2 | Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР // http://www.spbpravo.ru | |||
Э3 | Новый взгляд на музейное дело // http://www.adit.ru | |||
Э4 | Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР // http://www.bestpravo.ru | |||
Э5 | Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях (извлечение) // http://www.assay.ru | |||
Э6 | Учет и хранение музейных коллекций | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью учетно-хранительской работы в музее. При изучении разделов курса студенты-магистранты должны ознакомиться с оодержанием нормативно-правовых документов по учету и хранению музейных предметов, с методикой их изучения, с приемами ведения учетной документации и понятийным аппаратом по фондовой работе музея; обратить внимание на особенности комплектования, учета и хранения музейных предметов, приобрести навыками работы с музейными предметами в области их комплектования, учета и обеспечения сохранности в соответствии с нормативно-правовыми документами. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. Доступ к выполнению тестовых заданий открывается преподавателем в определенное время. Выполнение тестовых заданий ограничено по времени. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета определяется как «зачтено», если студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса; «не зачтено», если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |