МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительских стилей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 108 108 81 81 189 189
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
Препод., Юдина М.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
История исполнительских стилей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцЧерняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцЧерняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение стилевых особенностей музыки разных эпох как в теоретическом, так и в исполнительском прочтении
формирование навыков профессионального анализа музыкальной интерпретации, выработка ее оценочных профессионально-эстетических критериев в тесной взаимосвязи с исполнительской практикой
исследование проблемы интерпретации на основе анализа аудио- и видеозаписей исполнителей, представляющих различные национальные школы
развитие художественного вкуса в интерпретации музыкальных произведений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
ОПК-1.1 Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации
ОПК-1.2 Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания
ОПК-1.3 Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию
народное и композиторское творчество в культурно-историческом контексте
3.2.Уметь:
3.2.1.рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками комплексного анализа музыки, включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Понятие «стиль». Художественный стиль, музыкальный стиль. Исполнительский стиль. Общепринятая классификация исполнительских стилей: барокко,классицизм,романтизм. Понятия «стиль исполнения» и «исполнительский стиль». Исполнительская интерпретация. Условия ее существования. Лекции 5 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 5 54 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Исполнительский стиль XVII - XVIII столетий.
2.1. Исполнительское искусство XVII - XVIII века. Музыкально-исполнительская поэтика барочно-классицистской эпохи. Канонические принципы времени. Роль образно-эмблематической символики в формировании исполнительской логики. Классицистский исполнительский стиль, его связь с исполнительскими традициями барокко. Актуализация субъективно-личностного начала, сосуществование позднего классицизма и раннего романтизма в едином культурно-хронологическом пространстве. Патетический исполнительский стиль. Взаимопроникновение исполнительских выразительных средств уходящей классицистской и формирующейся романтической стилистики. Лекции 5 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 5 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 5 54 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Исполнительский стиль XIX века.
3.1. Романтическая эстетика и ее влияние на музыкально-исполнительское искусство. Поэтика высокого романтического стиля. Исполнительский процесс как фиксация движения чувства. Принцип исполнительской свободы как универсальный норматив романтического стиля. Композитор и интерпретатор как самостоятельные творческие персоны. Профессионализация исполнительского искусства. Интеллектуализация искусства. Эмоционально-нарративный (беллетристический) исполнительский стиль. Ориентация на образно-ассоциативную содержательность искусства. Интеллектуально-контемплативный исполнительский стиль. Концепция «абсолютной музыки». Исторически-стилевая достоверность и соблюдение текстовой точности как определяющие критерии. Лекции 6 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 6 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 6 40 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Исполнительский стиль XX века.
4.1. Поэтика постромантического декаданса. Предпосылки формирования послеромантического исполнительского стиля. "Конструктивистский стиль". Полярность этических и творческих принципов композиторов-исполнителей эпохи. Нововенская школа: эстетика отстранения и «объективный интерпретатор», принципы прочтения додекафонного и сериального нотного текста. Музыкальная алеаторика и вербальные партитуры. Формирование новой исполнительской поэтики в условиях иррационального метода композиции. Нотный текст как повод к интуитивной исполнительской импровизации. Музыкальный минимализм. Исполнительские стили: неидиоматический, неоромантический, аутентичный. Лекции 6 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 6 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 6 41 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4041

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Разделение на культовую музыку, сопровождающую на проведение обрядов, ритуалов, и народные песни, которые помогали повседневной работе и передавались из уст в уста, является особенностью музыкальной культуры:
а) Древнего Востока;
б) Древнего Египта;
в) Древней Индии;
Правильный ответ: а.

2. Странствующих музыкантов Германии называли:
а) трубадуры;
б) миннезингеры;
в) менестрнели;
Правильный ответ: б.

3. Виртуозное начало композиторского и исполнительского стиля Ф. Листа подтверждают его обработки каприсов:
а) А. Вивальди;
б) А. Дворжака;
в) Н. Паганини;
Правильный ответ: в.

4. Какой музыкант создал новый стиль клавирно-фортепианного исполнения – стиль раннеклассический?
а) Моцарт;
б) Клементи;
в) Гайдн;
Правильный ответ: а.

5. Кто из перечисленных пианистов является ярким выразителем шопеновской музыки?
а) К. Игумнов;
б) Л. Оборин;
в) Д. Мацуев;
Правильный ответ: а.

6. Выдающийся немецкий пианист Вальтер Гизекинг был одним из лучших интерпретаторов:
а) Бетховена;
б) Моцарта;
в) Баха;
Правильный ответ: б.

7. Кто автор книги «Индивидуальная фортепианная техника»?
а) К. Мартинсен;
б) Д. Рябинович;
в) Н. Корыхалова;
Правильный ответ: а.

8. Понятие «мусический» означает:
а) Музыкальный;
б) Эстетический;
в) Образованный;
Правильный ответ: в.

9. Композитор-романтик, считавшийся в определенной мере продолжателем стиля венских классиков:
а) Р. Шуман;
б) Ф. Шопен;
в) Ф. Шуберт;
Правильный ответ: в.

10. Для исполнительского стиля XVIII века характерно:
а) умение импровизировать;
б) умение читать с листа;
в) умение подбирать на слух;
Правильный ответ: а.

11. Кто из перечисленных музыкантов не является представителем Лондонской школы виртуозов рубежа XVIII–XIX веков?
а) И. Крамер;
б) К. Черни;
в) Д. Фильд;
Правильный ответ: б.

12. Какие сочинения С. Рахманинова созданы под опусами 23 и 32 и являются во многом показательными для композиторского и исполнительского стиля автора?
а) Прелюдии;
б) Этюды-картины;
в) Музыкальные моменты;
Правильный ответ: а.

13. Представителем какого стилевого направления является С. Прокофьев?
а) Неоклассицизма;
б) Неоромантизма;
в) Экспрессионизма;
Правильный ответ: а.

14. Какое стилевое направление не коснулось фортепианной музыки А. Скрябина?
а) Романтизм;
б) Классицизм;
в) Символизм;
Правильный ответ: б.

15. Примером галантного стиля служат сонаты:
а) Д. Скарлатти;
б) Г. Телемана;
в) Г. Генделя;
Правильный ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Перечислите три фундаментальных понятия теории искусства
Правильный ответ: Произведение, жанр, стиль.

2. Кто явился создателем Лейпцигской консерватории?
Правильный ответ: Ф. Мендельсон.

3. Назовите характерную для исполнителя совокупность выразительных и исполнительских средств, особенность звукоизвлечения, неповторимость манеры игры на том или ином инструменте, обеспечивающая более или менее успешное оформление звукового результата?
Правильный ответ: Индивидуальный исполнительский стиль.

4. Кому принадлежит формулировка понятия музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность, которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему комплекса отличительных характерных признаков?
Правильный ответ: Е. Назайкинский.

5. Основатель французской виртуозной школы XIX века?
Правильный ответ: Луи Адан.

6. Назовите три основных исполнительских типа музыканта.
Правильный ответ: Рационалистический, эмоциональный, интеллектуальный.

7. В каком году Ф. Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов?
Правильный ответ: в1839 году.

8. Представителем какого направления является Л. Бетховен-исполнитель?
Правильный ответ: «Бури и натиска».

9. Полифоническая песня во Франции эпохи Возрождения?
Правильный ответ: Шансон.

10. Кто автор трактата «Искусство игры на клавесине»?
Правильный ответ: Ф. Куперен.

11. Назовите одного из лучших исполнителей сонат на фортепиано в развитии музыкального искусства эпохи Возрождения.
Правильный ответ: Артуро Бенедетти Микеланджели.

12. Одна из особенностей исполнительского стиля второй половины XX века?
Правильный ответ: стилевая множественность.

13. Представитель Австрийской исполнительской школы, признанный интерпретатор бетховенских произведений.
Правильный ответ: А. Шнабель.

14. Для стилистически верного исполнения фортепианных сочинений какого композитора чрезвычайно важна «песенность»?
Правильный ответ: Ф. Шуберта.

15. Дайте определение понятию «стилевой плюрализм».
Правильный ответ: Свободное отношение к стилевому многообразию.

16. Какое значение имеет словосочетание «jue perle»?
Правильный ответ: Жемчужная игра.

17. Основателем какой школы пианизма является М. Клементи?
Правильный ответ: Лондонской.

18. Кто из отечественных музыкантов вошел в историю музыки с «Историческими концертами»?
Правильный ответ: А. Рубинштейн.

19. Какой инструментальный жанр был особенно распространен в России на заре становления фортепианного искусства?
Правильный ответ: Жанр вариаций.

20. Назовите имя канадского музыканта, который исполнял сочинения И. С. Баха наиболее стильно и уделял им особое внимание в своем творчестве?
Правильный ответ: Глен Гульд.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; нотный текст воспроизведен с максимальной точностью относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров; в ходе выполнения задания не допущено ошибок (возможна одна неточность, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, нотный текст воспроизведен с незначительными погрешностями относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров (допускается одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки).
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.

Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из контрольных вопросов и практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "История исполнительских стилей" в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э3 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «История исполнительских стилей» является важным этапом профессионального становления студента-музыканта в высшем образовательном учреждении. Студент должен свободно ориентироваться в вопросах музыкального исполнительства, уметь самостоятельно делать исполнительский анализ произведения, находить интерпретаторские решения в соответствии со стилем исполняемого произведения.
Занятия проводятся по трем направлениям:
1. Практическое участие в семинарах
2. Выступление в семинаре со своей презентацией материалов (сообщением с аудио- и видео-иллюстрациями).
Варианты тем для презентаций:
- Презентация одного исполнителя
- Композитор в разных исполнениях
- Музыкальный стиль в исполнительских версиях (классический, романтический, современная музыка)
- Аутентичное исполнительство
- Версии (аранжировки, транскрипции) произведений
3. Доклад по теме «Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения».
Требования для сравнительного анализа интерпретации избранного произведения. Для анализа избирается одно произведение в нескольких исполнительских версиях: это могут быть либо миниатюра, либо одна часть произведения, ария, оперный ансамбль и тому подобное. Желательно сопоставление интерпретаций российских и зарубежных исполнителей; обязательна дистанция во времени исполнения. Выступление представляет собой аналитическую работу с аудио, видео-иллюстрациями. Небольшой фрагмент посвящается характеристике произведения и информации об исполнителях. Основное содержание – анализ интерпретации с подробным комментарием отдельных фрагментов.
Анализ интерпретаций представляет собой разбор исполнительского стиля и исполнительских средств (темп, агогические детали, динамика и динамические нюансы, тембровые краски, артикуляция). По всем этим пунктам обязательные обобщения – содержательная оценка интерпретации (образный характер, интонационные особенности, стилистика). Возможны сравнения исполнений с редакциями нотного текста.