МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория музыкального содержания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова О. С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория музыкального содержания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание высококвалифицированных музыкантов,владеющих знаниями в области теории музыкального содержания и умеющих применять их при передаче содержания музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
ОПК-1.1 Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации
ОПК-1.2 Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания
ОПК-1.3 Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы музыкально-аналитического процесса
проблемы психологии музыкальной деятельности
особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные профессиональные понятия и терминологию
использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности
осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. К построению теории музыкального содержания
1.1. Понятия "музыка" и "музыкальное содержание". Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений с точки зрения взаимодействия в них специального и неспециального музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Три стороны музыкального содержания. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. Сам. работа 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Эмоциональное, изобразительное и символическое содержание музыки. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. Сам. работа 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Проблема музыки как языка. Интонация в аспектах языка и семиотики. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Теория музыкальной интонации. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ музыкальных произведений с точки зрения интонационной семантики. Сам. работа 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Содержание музыки исторических эпох
2.1. Специфика музыкального содержания эпохи барокко. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Семиотический анализ сочинений И. С. Баха. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Три стороны музыкального содержания в барочных произведениях. Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Специфика содержания музыки венских классиков Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Три стороны музыкального содержания в произведениях классической эпохи. Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Специфика содержания музыкального романтизма Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Три стороны музыкального содержания в произведениях романтиков. Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.13. Специфика музыкального содержания эпохи культурной поляризации (ХХ век. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.14. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.15. Три стороны музыкального содержания в произведениях XX столетия. Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.16. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4039
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кому принадлежит следующее высказывание: «Музыкальное содержание – это выразительно-смысловая сущность музыки»?
а) В. Н. Холоповой;
б) Л. П. Казанцевой;
в) А. Ю. Кудряшову
Правильный ответ: а.

2. Что такое «семиотика»?
а) наука о знаках и знаковых системах или о естественных и искусственных языках как знаковых системах;
б) это внутреннее, часто скрытое значение того или иного элемента музыкального языка (интонация, лад, тональность и т.д.);
в) учение об истолковании содержания музыкального произведения.
Правильный ответ: а.

3. Кому принадлежит классификация знаков на следующие категории: знаки-индексы, знаки-иконы и знаки-символы?
а) А. Ф. Лосеву;
б) Ч. Пирсу;
в) Ф. Соссюру;
Правильный ответ: б.

4. Согласно теории Ч. Пирса и ее интерпретации применительно к музыкальному искусству, моделируемые музыкой эмоции относятся к:
а) знакам-иконам;
б) знакам-символам;
в) знакам-индексам.
Правильный ответ: а.

5. Согласно теории Ч. Пирса и ее интерпретации применительно к музыкальному искусству, явления предметного мира, связанные с музыкой по принципу общего косвенного признака (тембра, типа движения), относятся к:
а) знакам-иконам;
б) знакам-символам;
в) знакам-индексам.
Правильный ответ: в.


6. Идеи, музыкальное воплощение которых сходно с человеческим представлением об их содержании лишь в силу длительных традиций (например, секундовые интонации с закрепленной за ними семантикой «вздоха»), относятся к:
а) знакам-иконам;
б) знакам-символам;
в) знакам-индексам.
Правильный ответ: б.

7. Интерпретация, творческая конкретизация значения одного или нескольких знаков в художественном тексте (неповторимая специфика значения музыкального знака - интонационного, ладогармонического, жанрового и т. п. - в условиях данного композиторского стиля, данного произведения либо его исполнительской интерпретации) – это…
а) содержание;
б) знак;
в) смысл.
Правильный ответ:

8. Способность музыкального произведения или его фрагмента представать перед нами в виде объекта (или «живого», обращенного к нам и говорящего с нами на своем языке «субъекта»), несущего какую-либо отличную от него самого (звучащего или вспоминаемого в данный момент времени) информацию – это…
а) содержательность;
б) значение;
в) смысл.
Правильный ответ: а.

9. Музыкально-эстетическая концепция о «фиксированных» эмоциональных состояниях человека, распространённая в Европе в конце эпохи Возрождения и в эпоху барокко:
а) музыкальная риторика;
б) теория аффектов;
в) теория чувствительности.
Правильный ответ: б.

10. Типологические характеристики барочного музыкального аффекта «гнев»:
а) минорный лад; темпы: adagio, lento; интервальный состав: диссонантность, хроматизмы; риторические фигуры: passus duriusculus, saltus duriusculus, parrhesia;
б) мажорный лад (реже минорный); темп allegro (реже moderato); интервальный состав: консонантность, диатоника, арпеджии, репетиции; риторическая фигура anabasis;
в) минорный лад; темпы allegro, allegretto; интервальный состав: диссонантность, хроматика; риторические фигуры exclamation, interrogation, tirata.
Правильный ответ: в.

11. К какому аффекту принадлежат следующие характеристики: мажорный лад, темпы moderato и adagio cantabile; использование в звуковой ткани консонантности и диатиники; риторическая фигура fundamentales?
а) умеренность;
б) сострадание;
в) величие.
Правильный ответ: а.

12. Какое значение имеет число «4» в музыкальной символике (согласно систематике А. Веркмайстера в интерпретации М. Лобановой):
а) человеческое, одушевленное, чувственное число;
б) ангельское число;
в)животное, тварное число.
Правильный ответ: б.

13. Музыкально-риторическая фигура anabasis относится:
а) к изобразительным;
б) выразительным.
Правильный ответ: а.

14. Пауза во всех голосах, генеральная пауза: символизирует окончание жизни, уход в вечность – это риторическая фигура…
а) katabasis;
б) tirata;
в) aposiopesis.
Правильный ответ: в.

15. Музыкально-риторическая фигура passus diriusculus относится:
а) к изобразительным;
б) к выразительным.
Правильный ответ: б.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите временные (условные) границы Средневековья
Правильный ответ: V-XIII вв. н.э.

2. Укажите временные границы эпохи западноевропейского Возрождения:
Правильный ответ: XIV – XVI вв.;

3. Укажите временные границы эпохи барокко:
Правильный ответ: С конца XVI до середины XVIII вв.

4. Укажите временные границы эпохи классицизма в музыкальном искусстве.
Правильный ответ: XVIII- нач. XIX вв.

5. Укажите перевод с итальянского языка термина опера:
Правильный ответ: Труд, сочинение.

6. Дайте определение понятию «пастораль».
Правильный ответ: Театральный жанр, распространившийся с конца XVI века, в котором была показана идеальная жизнь пастухов и пастушек.

7. Назовите жанр инструментальной музыки, сложившийся в XVII веке, в переводе с французского обозначает «следовать», «последовательность», «ряд»:
Правильный ответ: Сюита.

8. Дайте определение понятию «либретто»:
Правильный ответ: Либретто - это текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в XVII веке. Термин произошел от итальянского слова libretto, что переводится как «книжечка».

9. Как называется итальянское обозначение 3-хчастной формы, в которой обычно были написаны сольные арии оперных героев?
Правильный ответ: Da capo.

10. Дайте определение понятию «романтизм».
Правильный ответ: Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства.

11. Перечислите жанры фортепианной миниатюры, получившие распространение в эпоху романтизма.
Правильный ответ: К жанру фортепианной миниатюры как разновидности сольных инструментальных пьес относятся: этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, интермеццо, экспромты.

12. Определите форму музыкального произведения, о которой идет речь: «Совершенство этой формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками. От немецких установок на мысль, идею, идет ее риторическая трактовка: изложение мысли, анализ и обсуждение мысли, возвращение и утверждение первоначальной мысли».
Правильный ответ. Речь идет о трехчастной форме, получившей распространение в творчестве композиторов эпохи классицизма.

13. На основе какого жанра возник балет?
Правильный ответ: Исторически балет сложился на основе танцевального дивертисмента. Как самостоятельный вид театрального зрелища он утвердился только во второй половине XVI века во Франции.

14. Что такое музыкальная драматургия?
Правильный ответ: В музыкознании существует несколько трактовок данного термина. Приведем некоторые из них. Музыкальная драматургия – процесс сопоставления, взаимодействия и развития образно-смысловых начал, складывающийся в целостную систему и воплощающий законченный художественный замысел (концепцию, «картину мира»). Также под музыкальной драматургией понимают способ построения музыкального произведения.

15. Что такое конфликтная драматургия музыкальных произведений?
Правильный ответ: Конфликтная драматургия – способ организации произведений, построенных по законам драмы как эстетического рода. Основополагающей категорией данного типа драматургии является конфликт. Конфликтная драматургия может быть и в произведениях инструментальных, и в вокальных (например, симфония-драма, опера-драма).

16. Дайте определение понятию «урбанизм».
Правильный ответ: Урбанизм — направление, воплощающее сюжеты научно-технического прогресса и передающее с помощью музыки и других средств звуки шумного города, завода и т. п. Яркое проявление музыкального урбанизма можно встретить в творчестве композиторов «французской шестёрки» (например, «Пассифик №231» Оннегера), раннем периоде творчества советских композиторов Мосолова («Завод») и Д.Шостаковича (балеты «Болт», «Светлый ручей»).

17. Назовите музыкальные жанры эпохи Барокко.
Правильный ответ: Музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы: вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти; и чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная соната), сюита, концерт (concerto grosso и сольный концерт), канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары.

18. Кто является создателем жанра симфонической поэмы?
Правильный ответ: Ф. Лист.

19. Дайте определение понятию «музыкальная семантика».
Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком.

20. Дайте определение понятию «музыкальная герменевтика».
Музыкальная герменевтика —учение об истолковании содержания музыкального произведения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Контрольно-измерительный материал для зачета формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических и творческих заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Денисов А.В. МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Холопова В.Н. Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаева А. И. Интерпретация музыки в контексте герменевтики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколов О.В. О понятии содержания в музыке (в диалоге с Э. Гансликом и Г. Ларошем) : учебное пособие для студентов музыкальных вузов: Учебное пособие для Вузов Издательство Нижегородской консерватории, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э2 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э3 Библиотека диссертаций по гуманитарным наукам cheloveknauka.com
Э4 Персональный сайт В. Н. Холоповой www.kholopova.ru
Э5 Курс "Теория муыкального содержания" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса, написание конспектов;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику. Анализ содержания музыки – более глубокий и тонкий анализ, чем тот, который студенты освоили в рамках дисциплины «История музыки». Это объясняется спецификой предмета, который в теоретической и практической части постоянно координирует с разными отраслями музыкознания - историей музыки, композиционными учениями (о гармонии, полифонии, музыкальной форме, мелодике, ритмике и т. д.), также с музыкальной психологией, эстетикой, семиотикой и др. гуманитарными областями. Кроме того, курс музыкального содержания особенно близко стоит к области исполнительства, поэтому учитывает и теоретические накопления в этой сфере, и саму исполнительскую практику, существующие интерпретации музыкальных произведений.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы.