Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.
1.1. | воспитание высококвалифицированных музыкантов,владеющих знаниями в области теории музыкального содержания и умеющих применять их при передаче содержания музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5 |
ОПК-1 | Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе |
ОПК-1.1 | Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации |
ОПК-1.2 | Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания |
ОПК-1.3 | Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы музыкально-аналитического процесса проблемы психологии музыкальной деятельности особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные профессиональные понятия и терминологию использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. К построению теории музыкального содержания | ||||||
1.1. | Понятия "музыка" и "музыкальное содержание". | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Специальное и неспециальное музыкальное содержание. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений с точки зрения взаимодействия в них специального и неспециального музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Три стороны музыкального содержания. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Эмоциональное, изобразительное и символическое содержание музыки. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Проблема музыки как языка. Интонация в аспектах языка и семиотики. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.10. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.11. | Теория музыкальной интонации. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.12. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ музыкальных произведений с точки зрения интонационной семантики. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Содержание музыки исторических эпох | ||||||
2.1. | Специфика музыкального содержания эпохи барокко. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Семиотический анализ сочинений И. С. Баха. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Три стороны музыкального содержания в барочных произведениях. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Специфика содержания музыки венских классиков | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Три стороны музыкального содержания в произведениях классической эпохи. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Специфика содержания музыкального романтизма | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.11. | Три стороны музыкального содержания в произведениях романтиков. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.12. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.13. | Специфика музыкального содержания эпохи культурной поляризации (ХХ век. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.14. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.15. | Три стороны музыкального содержания в произведениях XX столетия. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.16. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4039 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Кому принадлежит следующее высказывание: «Музыкальное содержание – это выразительно-смысловая сущность музыки»? а) В. Н. Холоповой; б) Л. П. Казанцевой; в) А. Ю. Кудряшову Правильный ответ: а. 2. Что такое «семиотика»? а) наука о знаках и знаковых системах или о естественных и искусственных языках как знаковых системах; б) это внутреннее, часто скрытое значение того или иного элемента музыкального языка (интонация, лад, тональность и т.д.); в) учение об истолковании содержания музыкального произведения. Правильный ответ: а. 3. Кому принадлежит классификация знаков на следующие категории: знаки-индексы, знаки-иконы и знаки-символы? а) А. Ф. Лосеву; б) Ч. Пирсу; в) Ф. Соссюру; Правильный ответ: б. 4. Согласно теории Ч. Пирса и ее интерпретации применительно к музыкальному искусству, моделируемые музыкой эмоции относятся к: а) знакам-иконам; б) знакам-символам; в) знакам-индексам. Правильный ответ: а. 5. Согласно теории Ч. Пирса и ее интерпретации применительно к музыкальному искусству, явления предметного мира, связанные с музыкой по принципу общего косвенного признака (тембра, типа движения), относятся к: а) знакам-иконам; б) знакам-символам; в) знакам-индексам. Правильный ответ: в. 6. Идеи, музыкальное воплощение которых сходно с человеческим представлением об их содержании лишь в силу длительных традиций (например, секундовые интонации с закрепленной за ними семантикой «вздоха»), относятся к: а) знакам-иконам; б) знакам-символам; в) знакам-индексам. Правильный ответ: б. 7. Интерпретация, творческая конкретизация значения одного или нескольких знаков в художественном тексте (неповторимая специфика значения музыкального знака - интонационного, ладогармонического, жанрового и т. п. - в условиях данного композиторского стиля, данного произведения либо его исполнительской интерпретации) – это… а) содержание; б) знак; в) смысл. Правильный ответ: 8. Способность музыкального произведения или его фрагмента представать перед нами в виде объекта (или «живого», обращенного к нам и говорящего с нами на своем языке «субъекта»), несущего какую-либо отличную от него самого (звучащего или вспоминаемого в данный момент времени) информацию – это… а) содержательность; б) значение; в) смысл. Правильный ответ: а. 9. Музыкально-эстетическая концепция о «фиксированных» эмоциональных состояниях человека, распространённая в Европе в конце эпохи Возрождения и в эпоху барокко: а) музыкальная риторика; б) теория аффектов; в) теория чувствительности. Правильный ответ: б. 10. Типологические характеристики барочного музыкального аффекта «гнев»: а) минорный лад; темпы: adagio, lento; интервальный состав: диссонантность, хроматизмы; риторические фигуры: passus duriusculus, saltus duriusculus, parrhesia; б) мажорный лад (реже минорный); темп allegro (реже moderato); интервальный состав: консонантность, диатоника, арпеджии, репетиции; риторическая фигура anabasis; в) минорный лад; темпы allegro, allegretto; интервальный состав: диссонантность, хроматика; риторические фигуры exclamation, interrogation, tirata. Правильный ответ: в. 11. К какому аффекту принадлежат следующие характеристики: мажорный лад, темпы moderato и adagio cantabile; использование в звуковой ткани консонантности и диатиники; риторическая фигура fundamentales? а) умеренность; б) сострадание; в) величие. Правильный ответ: а. 12. Какое значение имеет число «4» в музыкальной символике (согласно систематике А. Веркмайстера в интерпретации М. Лобановой): а) человеческое, одушевленное, чувственное число; б) ангельское число; в)животное, тварное число. Правильный ответ: б. 13. Музыкально-риторическая фигура anabasis относится: а) к изобразительным; б) выразительным. Правильный ответ: а. 14. Пауза во всех голосах, генеральная пауза: символизирует окончание жизни, уход в вечность – это риторическая фигура… а) katabasis; б) tirata; в) aposiopesis. Правильный ответ: в. 15. Музыкально-риторическая фигура passus diriusculus относится: а) к изобразительным; б) к выразительным. Правильный ответ: б. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Укажите временные (условные) границы Средневековья Правильный ответ: V-XIII вв. н.э. 2. Укажите временные границы эпохи западноевропейского Возрождения: Правильный ответ: XIV – XVI вв.; 3. Укажите временные границы эпохи барокко: Правильный ответ: С конца XVI до середины XVIII вв. 4. Укажите временные границы эпохи классицизма в музыкальном искусстве. Правильный ответ: XVIII- нач. XIX вв. 5. Укажите перевод с итальянского языка термина опера: Правильный ответ: Труд, сочинение. 6. Дайте определение понятию «пастораль». Правильный ответ: Театральный жанр, распространившийся с конца XVI века, в котором была показана идеальная жизнь пастухов и пастушек. 7. Назовите жанр инструментальной музыки, сложившийся в XVII веке, в переводе с французского обозначает «следовать», «последовательность», «ряд»: Правильный ответ: Сюита. 8. Дайте определение понятию «либретто»: Правильный ответ: Либретто - это текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в XVII веке. Термин произошел от итальянского слова libretto, что переводится как «книжечка». 9. Как называется итальянское обозначение 3-хчастной формы, в которой обычно были написаны сольные арии оперных героев? Правильный ответ: Da capo. 10. Дайте определение понятию «романтизм». Правильный ответ: Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства. 11. Перечислите жанры фортепианной миниатюры, получившие распространение в эпоху романтизма. Правильный ответ: К жанру фортепианной миниатюры как разновидности сольных инструментальных пьес относятся: этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, интермеццо, экспромты. 12. Определите форму музыкального произведения, о которой идет речь: «Совершенство этой формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками. От немецких установок на мысль, идею, идет ее риторическая трактовка: изложение мысли, анализ и обсуждение мысли, возвращение и утверждение первоначальной мысли». Правильный ответ. Речь идет о трехчастной форме, получившей распространение в творчестве композиторов эпохи классицизма. 13. На основе какого жанра возник балет? Правильный ответ: Исторически балет сложился на основе танцевального дивертисмента. Как самостоятельный вид театрального зрелища он утвердился только во второй половине XVI века во Франции. 14. Что такое музыкальная драматургия? Правильный ответ: В музыкознании существует несколько трактовок данного термина. Приведем некоторые из них. Музыкальная драматургия – процесс сопоставления, взаимодействия и развития образно-смысловых начал, складывающийся в целостную систему и воплощающий законченный художественный замысел (концепцию, «картину мира»). Также под музыкальной драматургией понимают способ построения музыкального произведения. 15. Что такое конфликтная драматургия музыкальных произведений? Правильный ответ: Конфликтная драматургия – способ организации произведений, построенных по законам драмы как эстетического рода. Основополагающей категорией данного типа драматургии является конфликт. Конфликтная драматургия может быть и в произведениях инструментальных, и в вокальных (например, симфония-драма, опера-драма). 16. Дайте определение понятию «урбанизм». Правильный ответ: Урбанизм — направление, воплощающее сюжеты научно-технического прогресса и передающее с помощью музыки и других средств звуки шумного города, завода и т. п. Яркое проявление музыкального урбанизма можно встретить в творчестве композиторов «французской шестёрки» (например, «Пассифик №231» Оннегера), раннем периоде творчества советских композиторов Мосолова («Завод») и Д.Шостаковича (балеты «Болт», «Светлый ручей»). 17. Назовите музыкальные жанры эпохи Барокко. Правильный ответ: Музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы: вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти; и чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная соната), сюита, концерт (concerto grosso и сольный концерт), канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары. 18. Кто является создателем жанра симфонической поэмы? Правильный ответ: Ф. Лист. 19. Дайте определение понятию «музыкальная семантика». Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком. 20. Дайте определение понятию «музыкальная герменевтика». Музыкальная герменевтика —учение об истолковании содержания музыкального произведения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Контрольно-измерительный материал для зачета формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Полнота и правильность выполнения задания; • Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); • Самостоятельность выполнения задания. Оценивание выполнения практических и творческих заданий: 5 «отлично» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). 4 «хорошо» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки. 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок. 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Денисов А.В. | МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Холопова В.Н. | Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография | Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018). |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Николаева А. И. | Интерпретация музыки в контексте герменевтики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Соколов О.В. | О понятии содержания в музыке (в диалоге с Э. Гансликом и Г. Ларошем) : учебное пособие для студентов музыкальных вузов: Учебное пособие для Вузов | Издательство Нижегородской консерватории, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э2 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э3 | Библиотека диссертаций по гуманитарным наукам | cheloveknauka.com | ||
Э4 | Персональный сайт В. Н. Холоповой | www.kholopova.ru | ||
Э5 | Курс "Теория муыкального содержания" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями; • подготовку сообщений и докладов по темам курса, написание конспектов; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка. Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику. Анализ содержания музыки – более глубокий и тонкий анализ, чем тот, который студенты освоили в рамках дисциплины «История музыки». Это объясняется спецификой предмета, который в теоретической и практической части постоянно координирует с разными отраслями музыкознания - историей музыки, композиционными учениями (о гармонии, полифонии, музыкальной форме, мелодике, ритмике и т. д.), также с музыкальной психологией, эстетикой, семиотикой и др. гуманитарными областями. Кроме того, курс музыкального содержания особенно близко стоит к области исполнительства, поэтому учитывает и теоретические накопления в этой сфере, и саму исполнительскую практику, существующие интерпретации музыкальных произведений. При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. |