МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Камерный ансамбль

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 180
самостоятельная работа 207
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 7
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 19 17 20,5 17 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 180 180
Сам. работа 78 78 15 15 42 42 15 15 15 15 42 42 207 207
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 27 27 0 0 81 81
Итого 108 108 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 468 468

Программу составил(и):
к.филос. наук, Профессор, Россинский А.Г.;к. филос.наук, Доцент, Галкина А.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Камерный ансамбль

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка компетентных специалистов в области ансамблевого исполнительства
развитие музыкальных способностей и мышления посредством ансамблевого творчества, в особенности совершенствование музыкально-ритмического чувства, тембрового слуха, полифонического слуха
приобретение практических умений ансамблевой игры и навыков коллективного творчества
освоение специфики искусства ансамблевой игры, познание его закономерностей, своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки
воспитание взаимоуважения, соблюдения этических норм

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
ПК-2.1 Знает: ансамблевый репертуар для различных составов, разных стилей, жанров, форм; особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра; специфику репетиционной работы по группам и общего состава; основные задачи и этапы репетиционной работы; ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм; основные задачи и этапы репетиционной работы
ПК-2.2 Умеет: демонстрировать артистизм; организовать репетиционный процесс; организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-2.3 Владеет: умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами; способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации; умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях; творческим подходом к работе над музыкальным произведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные типы музыкальных форм и жанров;
закономерности в построении и развитии музыкальных произведений
сущность и специфику музыкально-просветительской деятельности
перечень основных жанров для успешных выступлений перед аудиторией
ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных исполнительских задач по совершенствованию культуры исполнительского интонирования
разрабатывать темы лекций, подготавливать комментарии к концертам, музыкально-литературным композициям; выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям в образовательных учреждениях, учреждениях культуры
понимать характер каждой партии, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками исполнительского анализа в соответствии со стилем музыкальных произведений
комплексом исполнительских приемов в трактовке музыкальных произведений различных стилей и жанров
профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыковедческой науки, а также методами пропаганды музыкального искусства и культуры
чувством устойчивого ритма, единства темпа, методами достижения единого характера звукоизвлечения в ансамбле

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап работы над концертной программой.
1.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано; Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над детальным изучением камерного произведения.
2.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано; Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 3 38 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа над единством технических приемов в ансамбле.
3.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано; Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квитеты. Практические 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 3 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Ритм, метр, темп, полиритмика, агогика в камерном произведении
4.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано; Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 4 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 4 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Работа над художественным содержанием произведения
5.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано;Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 5 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 5 42 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Создание художественной интерпретации произведения.
6.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано;Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 6 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 6 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Работа над достижением исполнительского мастерства в камерном произведении
7.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано;Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 7 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 7 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Совершенствование ансамблевого мастерства.
8.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано;Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 8 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Поиск совместных исполнительских решений при игре в ансамбле.
9.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано; Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Квинтеты. Практические 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 8 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Работа над качеством звучания концертной программы.
10.1. Сонаты для скрипки и фортепиано; Сонаты для альта и фортепиано; Сонаты для виолончели и фортепиано; Трио для фортепиано, скрипки и виолончели; Квартеты для фортепиано, скрипки, альта и виолончели;Квинтеты. Практические 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
10.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений Сам. работа 8 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4385
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Каков состав инструментов классического фортепианного трио?
а) три фортепиано
б) фортепиано и два вокалиста
в) фортепиано, скрипка, виолончель
Правильный ответ: в

2. Каков состав инструментов струнного квартета?
а) скрипка, альт, виолончель, контрабас
б) 2 скрипки, альт, виолончель
в) 3 скрипки и виолончель
Правильный ответ: б

3. Какие ключи используют музыканты струнного квартета и оркестра?
а) скрипичный
б) скрипичный, альтовый, теноровый, басовый
в) скрипичный и басовый
Правильный ответ: б

4. Какие существуют составы фортепианных ансамблей?
а) два рояля
б) фортепиано в четыре руки
в) множество комбинаций до 4-х роялей, до игры в 8 рук на фортепиано.
Правильный ответ: в

5. Обязательно ли нужен дирижер в оркестре и ансамбле?
а) хорошим музыкантам дирижер не нужен
б) дирижер нужен только при исполнении сложных произведений
в) в оркестре дирижер необходим всегда, в небольших составах его функции зачастую выполняет ведущий музыкант (первая скрипка)
Правильный ответ: в

6. Обязательно ли при игре в ансамбле или при игре с солистом открывать крышку рояля?
а) всегда обязательно
б) только в больших ансамблях
в) это взвешенное решение всех участников ансамбля в зависимости от состава инструментов, репертуара и акустики зала
Правильный ответ: в

7. Каким образом решаются вопросы размещения участников оркестра, ансамбля на сцене?
а) в настоящее время это вопрос решается достаточно свободно самими участниками ансамбля и дирижером
б) посадка должна быть жестко структурирована и исторически обоснована
в) все зависит от состава: это оркестр, квартет, фортепианное трио
Правильный ответ: а

8. Какие формы работы используются в ансамблевой, оркестровой деятельности?
а) общие репетиции
б) групповые занятия
в) сочетание групповых и общих репетиций – все зависит от этапа работы над программой
Правильный ответ: в

9. Как необходимо относиться к редакциям нотного материала?
а) при совместном прочтении музыкального произведения участники ансамбля могут вносить свои правки на основе складывающихся совместных подходов
б) необходимо безоговорочно следовать редакторским указаниям
в) искать подходящую редакцию
Правильный ответ: а

10. Как эффективнее применять педали у пианистов в ансамблевой работе?
а) с целью большей красочности постоянно использовать обе педали
б) для лучшей интонационной чистоты избегать применения педалей
в) педаль использовать в зависимости от стилистики исполняемого сочинения, состава ансамбля и акустики зала
Правильный ответ: в

11. Как влияет состояние акустики зала на ансамблистов, оркестрантов?
а) самым кардинальным образом – иногда это влияет на изменение манеры игры, штрихов, динамики
б) музыканты играют в своей манере, понимая невозможность приспособиться к плохой акустике
в) после ряда репетиций следует установить микрофоны
Правильный ответ: а

12. Каковы отличия стиля руководства в оркестре и ансамбле?
а) в оркестре чаще руководитель авторитарного типа, в ансамбле – демократического типа
б) никаких отличий
в) везде утверждается либеральный тип
Правильный ответ: а

13. Каковы особенности выбора аппликатуры в ансамбле?
а) каждый участник играет своей, наиболее подходящей аппликатурой
б) выбор аппликатуры – это плод большой творческой работы музыкантов в зависимости от стиля исполняемого произведения, его строения и формы
в) подбор аппликатуры имеет второстепенное значение в работе ансамбля
Правильный ответ: б

14. Возможна ли дистанционная репетиционная работа в ансамбле?
а) абсолютно невозможно работать в дистанте
б) современная ситуация заставляет находить методы дистанционной репетиционной работы
в) это серьезным образом искажает ансамблевую работу
Правильный ответ: б

15. Каково ваше отношение к аутентичному исполнению старинной музыки?
а) отрицательное, поскольку эта стилистика требует качественно иных подходов к звукоизвлечению на современных инструментах
б) к этому вопросу необходимо относиться творчески и разумно, в зависимости от исполняемого материала использовать штрихи, аппликатуру и тембровые находки
в) этот подход следует использовать только при исполнении старинной музыки на исторических инструментах
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой стиль руководства творческим коллективом считается наиболее успешным?
Правильный ответ: Демократический тип, когда лидер коллектива умеет прислушиваться к мнениям своих коллег.
2. Лидерство – это…
Правильный ответ: Положение в коллективе определенной личности, которая характеризуется способностью оказывать влияние на его участников.
3. Что влияет на выбор ансамблевого репертуара?
Правильный ответ: Влияют разные факторы: при выступлении на экзаменах – программные требования, при составлении концертных программ – юбилейные даты композиторов, состав слушательской аудитории и т.д.
4. Как складывается штриховая культура ансамбля?
Правильный ответ: Участникам ансамбля необходимо тщательно учитывать специфику каждого инструмента, его тембральные краски и способы звукоизвлечения.
5. Какие подходы к аппликатуре ансамбля наиболее эффективны?
Правильный ответ: В этом направлении есть целый ряд сложностей в зависимости от состава ансамбля: например, у струнников желательно исполнение унисонов одинаковой аппликатурой.
6. Какие способы работы над динамикой наиболее часто используются в ансамбле?
Правильный ответ: Для достижения выразительной динамики необходимо тщательное изучение партитуры исполняемого сочинения, анализ его формы и содержания. Для достижения ансамблевого единства можно анализировать собственную аудиозапись для корректировки уровня динамических контрастов.
7. Каким образом решаются вопросы расположения участников ансамбля?
Правильный ответ: Важно выбрать наиболее подходящую для участников ансамбля рассадку с учетом сложившихся подходов – это наблюдается и в оркестровой работе, и в струнных квартетах, и при игре на двух роялях.
8. Какие технические вопросы перед концертным выступлением ансамблевого коллектива должны быть учтены заранее?
Правильный ответ: Эти вопросы необходимо тщательно проработать с организаторами, где следует учесть все особенности расположения музыкантов на сцене, наличие пультов, подставки для солиста-виолончелиста, расположение стульев у оркестрантов, установка микрофонов для подзвучки в случае необходимости.
9. Что составляет наибольшие трудности в репетиционной работе ансамбля?
Правильный ответ: Это создание необходимого психологического климата в коллективе, организация профессионального подхода к работе, когда каждый участник в достаточной мере владеет своей партией.
10. Какие формы репетиционной работы используются в ансамблях?
Правильный ответ: Это репетиции по группам инструментов в больших коллективах, достижение необходимого качества унисонных моментов в небольших ансамблях, сдача своих партий концертмейстеру группы или руководству ансамбля.
11. Следует ли безоговорочно выполнять требования редактора нотного материала?
Правильный ответ: Этот вопрос наиболее тщательно прорабатывается в репетиционной работе ансамбля с учетом современных подходов к интерпретации, что вызывает необходимость изменений редакторских указаний.
12. Аутентичность в подходе к интерпретации – это…
Правильный ответ: Особое направление в музыкальном исполнительстве, которое требует исторических инструментов, особой манеры игры, штрихов и подходящего репертуара.
13. Каковы особенности дистанционной работы в ансамбле?
Правильный ответ: В случае крайней необходимости дистанционная работа проводится с применением аудио- и видеотехники, что требует аппаратуры высокого качества.
14. Какое значение в ансамбле имеет дирижерский жест?
Правильный ответ: Дирижерский жест, объединяющий весь процесс исполнения, имеет принципиальное значение для любого вида ансамбля и оркестра.
15. Как решаются в ансамбле вопросы внешнего вида?
Правильный ответ: В этом отношении наблюдается большая свобода и определенная уникальность выбора участников коллектива в зависимости от возрастного состава, творческой индивидуальности либо имиджа ансамбля.
16. Какие виды выступлений есть в концертной ансамблевой практике?
Правильный ответ: Это сольный концерт, участие в тематическом выступлении, аккомпанемент солисту-вокалисту или солисту-инструменталисту.
17. Назовите виды ансамблей, встречающихся в концертной практике.
Правильный ответ: Наиболее распространенные – это фортепианное трио, струнный квартет, брасс-квинтет духовых инструментов, фортепианный ансамбль в два рояля и в четыре руки, камерный оркестр, вокальный ансамбль.
18. Произведения каких композиторов наиболее часто звучат на концертной эстраде в составе ансамблей для струнных и духовых инструментов?
Правильный ответ: Это сочинения Глинки, Брамса, Шумана, Чайковского, Свиридова, Шостаковича.
19. Какие особенности необходимо учитывать в работе смешанных ансамблей струнных и духовых инструментов?
Правильный ответ: Наиболее важной проблемой является сочетание звукоизвлечения у струнных и у духовых инструментов.
20. Каковы особенности педализации следует учитывать пианистам при игре в ансамбле?
Правильный ответ: Этот вопрос решается в зависимости от стилевых особенностей репертуара, когда в некоторых сочинениях в ансамбле со струнными следует избегать излишнего применения правой педали, а левую педаль возможно использовать лишь в качестве тембровой краски.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета в 8 семестре, экзаменов в 4,6,7 семестрах.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения концертной программы. На зачете обучающийся должен исполнить в составе камерного ансамбля циклическое произведение крупной формы (возможно исполнение отдельных частей. На экзамене обучающийся должен исполнить в составе камерного ансамбля циклическое произведение крупной формы (возможно исполнение отдельных частей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э5 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В начале работы над музыкальным произведением необходимо сделать анализ его формы, а также принципов построения. При работе над музыкальными произведениями необходимо добиваться чистоты интонирования, однородности штрихов, соподчиненности нюансов, соблюдения звукового баланса, устойчивости ритма, исключая ритмические отклонения, не указанные автором, стремиться к охвату произведения как единого целого. При этом надо обращать внимание на выявление первого-второго плана голосоведения главных и соподчиненных музыкальных линий, добиваясь верного звукового и смыслового баланса. В больших ансамблях целесообразно наиболее сложные для исполнения фрагменты играть попарно, либо втроем в различных сочетаниях партий.
Одним из сложных моментов, требующих особого внимания, является выполнение указаний a tempo и tempo I после ritenuto, а также исполнение ферматы. Очень важно точно начинать фразу с учетом ауфтакта (синхронное возникновение аккорда), а также следить за совместным окончанием аккорда в заключительных построениях. Это будет способствовать также воспитанию внимательного отношения к нюансам к однородной акцентуации, фразировке. Для исполнения кантилены необходима тщательная проработка материала. Следует стремиться к сближению качественного звучания участников ансамбля, особенно в музыке имитационного склада.
Некоторую часть занятий необходимо посвящать ознакомлению с нотной литературой, а также чтению нот с листа. Необходимо уметь не только освоить репертуар в аудиторной работе, но и самостоятельно разобрать, выучить произведение и показать преподавателю. Кроме того важно развить умение выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям. Для этого необходимо регулярно изучать литературу и источники по исполняемым произведениям.