МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фортепианный ансамбль

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 54 54 27 27 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Фортепианный ансамбль

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение музыкального кругозора и формирование художественного вкуса пианистов;
освоение репертуара, выходящего за рамки сольной фортепианной литературы;
формирования навыков организации ансамблевой деятельности;
изучение основных задач и этапов репетиционной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
ПК-2.1 Знает: ансамблевый репертуар для различных составов, разных стилей, жанров, форм; особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра; специфику репетиционной работы по группам и общего состава; основные задачи и этапы репетиционной работы; ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм; основные задачи и этапы репетиционной работы
ПК-2.2 Умеет: демонстрировать артистизм; организовать репетиционный процесс; организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-2.3 Владеет: умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами; способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации; умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях; творческим подходом к работе над музыкальным произведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные задачи и этапы репетиционной работы;
основные термины и понятия теории музыкального содержания;
возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа;
основные принципы организации процесса в области музыкального искусства и музыкального исполнительства.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением;
работать над характером каждой партии;
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений;
эффективно подбирать необходимые технические средства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями;
навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности;
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных современных формах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа над ансамблевыми миниатюрами
1.1. Исполнение ансамблевых пьес мелкой и средней формы. Практические 1 8 ПК-2.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение собственных партий фортепианного ансамбля, работа над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения. Сам. работа 1 26 ПК-2.1, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Эскизное прохождение пьес мелкой формы из репертуарного списка. Практические 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. Сам. работа 1 28 ПК-2.1, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над концертными пьесами
2.1. Концертное исполнение пьес средней и крупной формы, художественная интерпретация исполняемых музыкальных произведений. Практические 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Работа над художественной педализацией, над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения, умение слышать и чувствовать нюансы партии партнера. Сам. работа 2 13 ПК-2.1, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Эскизное прохождение пьес средней и крупной формы из репертуарного списка. Практические 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6609
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как необходимо относиться к редакциям нотного материала?
а) при совместном прочтении музыкального произведения участники ансамбля могут вносить свои правки на основе складывающихся совместных подходов;
б) необходимо безоговорочно следовать редакторским указаниям;
в) искать подходящую редакцию.
Правильный ответ: а
2. Как влияет состояние акустики зала на ансамблевое исполнение?
а) самым кардинальным образом – иногда это влияет на изменение манеры игры, штрихов, динамики;
б) музыканты играют в своей манере, понимая невозможность приспособиться к плохой акустике;
в) после ряда репетиций следует установить микрофоны.
Правильный ответ: а
3. Возможна ли дистанционная репетиционная работа в ансамбле?
а) абсолютно невозможно работать в дистанте;
б) современная ситуация заставляет находить методы дистанционной репетиционной работы;
в) это серьезным образом искажает ансамблевую работу
Правильный ответ: б
4. Каково ваше отношение к аутентичному исполнению старинной музыки?
а) отрицательное, поскольку эта стилистика требует качественно иных подходов к звукоизвлечению на современных инструментах;
б) к этому вопросу необходимо относиться творчески и разумно, в зависимости от исполняемого материала использовать штрихи, аппликатуру и тембровые находки;
в) этот подход следует использовать только при исполнении старинной музыки на исторических инструментах.
Правильный ответ: б
5. В музыкальном исполнительстве одно из средств художественной выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного темпа (замедления, ускорения), не фиксируемых в нотах – это:
а) артикуляция;
б) агогика;
в) ритм.
Правильный ответ: б
6. Тембр – это:
а) сила звука;
б) окраска звука;
в) мужской голос.
Правильный ответ: б
7. «Sempre» в переводе с итальянского языка означает…
а) всегда;
б) весьма;
в) просто.
Правильный ответ: а
8. Инструмент для фиксации и воспроизведения стандартной высоты музыкальных звуков:
а) камертон;
б) тонгенератор;
в) фиксатор.
Правильный ответ: а
9. Какие существуют составы фортепианных ансамблей?
а) два рояля;
б) фортепиано в четыре руки;
в) множество комбинаций до 4-х роялей, либо игры в 8 рук на одном фортепиано.
Правильный ответ: в
10. Какие формы работы используются в ансамблевой деятельности?
а) общие репетиции;
б) индивидуальные занятия;
в) сочетание индивидуальных занятий и общих репетиций – все зависит от этапа работы над программой.
Правильный ответ: в
11. Метроном – это:
а) жест, предваряющий действие (вступление, снятие, акцент, фермата и т.д.)
б) смена темпа в исполнении;
в) прибор для определения музыкального темпа.
Правильный ответ: в
12. Каким должен быть обязательный уровень образования концертного исполнителя?
а) начальное музыкальное;
б) среднее музыкальное;
в) высшее музыкальное.
Правильный ответ: в
13. Что такое интерпретация?
а) репетиционная работа;
б) художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения;
в) планирование репетиционной работы.
Правильный ответ: б
14. Ритм – это:
а) соотношение длительностей;
б) смена темпа в исполнении;
в) длительность звука.
Правильный ответ: а
15. Метроном обозначает:
а) время звучания одной доли такта;
б) количество счетных долей в одном такте;
в) количество счетных долей в одну минуту (60 сек.).
Правильный ответ: в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для чего любому музыканту необходимо уметь руководить творческим коллективом?
Правильный ответ: в целях совместного достижения высоких качественных результатов ансамблевой деятельности.
2. Какой стиль руководства творческим коллективом считается наиболее успешным?
Правильный ответ: демократический тип, когда лидер коллектива умеет прислушиваться к мнениям своих коллег.
3. Что влияет на выбор ансамблевого репертуара?
Правильный ответ: влияют разные факторы: при выступлении на экзаменах – программные требования, при составлении концертных программ – юбилейные даты композиторов, состав слушательской аудитории и т.д.
4. Какие способы работы над динамикой наиболее часто используются в ансамбле?
Правильный ответ: для достижения выразительной динамики необходимо тщательное изучение партитуры исполняемого сочинения, анализ его формы и содержания. Для достижения ансамблевого единства можно анализировать собственную аудиозапись для корректировки уровня динамических контрастов.
5. Что составляет наибольшие трудности в репетиционной работе ансамбля?
Правильный ответ: создание необходимого психологического климата в коллективе, организация профессионального подхода к работе, когда каждый участник в достаточной мере владеет своей партией.
6. Следует ли безоговорочно выполнять требования редактора нотного материала?
Правильный ответ: этот вопрос наиболее тщательно прорабатывается в репетиционной работе ансамбля с учетом современных подходов к интерпретации, что вызывает необходимость изменений редакторских указаний.
7. Аутентичность в подходе к интерпретации – это:
Правильный ответ: особое направление в музыкальном исполнительстве, которое требует исторических инструментов, особой манеры игры, штрихов и подходящего репертуара.
8. Как решаются в ансамбле вопросы внешнего вида?
Правильный ответ: в этом отношении наблюдается большая свобода и определенная уникальность выбора участников коллектива в зависимости от возрастного состава, творческой индивидуальности либо имиджа ансамбля.
9. Какие особенности педализации следует учитывать пианистам при игре в ансамбле?
Правильный ответ: этот вопрос решается в зависимости от стилевых особенностей репертуара, когда в некоторых сочинениях в ансамбле следует избегать излишнего применения правой педали, а левую педаль возможно использовать лишь в качестве тембровой краски.
10. Лидерство – это
Правильный ответ: положение в коллективе определенной личности, которая характеризуется способностью оказывать влияние на всех его участников.
11. Как складывается штриховая культура ансамбля?
Правильный ответ: участникам ансамбля необходимо учитывать специфику звукоизвлечения на инструменте, его тембральные краски и обогащать штриховую палитру в зависимости от стиля исполняемого произведения.
12. Какие вопросы технического характера перед концертным выступлением должны быть учтены заранее?
Правильный ответ: эти вопросы необходимо заранее проработать с организаторами, где следует учесть все особенности расположения музыкантов на сцене, наличие необходимых стульев, пультов, установка микрофонов для подзвучки в случае необходимости.
13. Каковы особенности дистанционной работы в ансамбле?
Правильный ответ: в случае крайней необходимости дистанционная работа проводится с применением аудио- и видеотехники, что требует аппаратуры высокого качества.
14. Какими знаниями по организации индивидуальной и коллективной деятельности должен обладать ансамблевый музыкант?
Правильный ответ: ансамблевый музыкант должен знать основные принципы руководства творческим коллективом, знать оригинальный ансамблевый репертуар и переложения, иметь знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры в целом.
15. Какими навыками организации коллективной деятельности следует обладать участнику ансамбля?
Правильный ответ: следует обладать навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных современных формах, навыками чтения и анализа партитур, навыком использования дирижёрского жеста.
16. Что такое ауфтакт?
Правильный ответ: жест, предваряющий начало звучания, показ вступления инструментов, показ акцентов, фермат и др.
17. Интерпретация – это…
Правильный ответ: художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, личностное прочтение авторского текста.
18. Что входит в обязанности руководителя творческого коллектива?
Правильный ответ: организация совместной репетиционной работы, составление расписания, планирование сроков концертных выступлений.
19. Какими бывают концертные программы?
Правильный ответ: концертные программы бывают дивертисментные, тематические, отчетные.
20. Какое значение в ансамбле имеет дирижерский жест?
Правильный ответ: дирижерский жест, объединяющий весь процесс исполнения, имеет принципиальное значение для любого вида ансамбля, где присутствует лидер коллектива.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена во 2 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На экзамене обучающийся должен исполнить: произведение крупной формы, или две разнохарактерные пьесы (либо цикл пьес), соответствующие уровню сложности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Электронный курс Фортепианный ансамбль в Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Портал культурного наследия «Культура.РФ» https://www.culture.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основные задачи фортепианного ансамбля - приобретение навыков ансамблевого музицирования, освоение специфики исполнительского искусства в фортепианном дуэте, познание закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки, достижение понимания формы и содержания исполняемого произведения, а также - воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности. В поисках интерпретационных решений необходимо изучить основные термины и понятия теории музыкального содержания и пользоваться ими при анализе содержательной стороны произведений основных стилей. Изучение возможностей своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа позволит эффективно подобрать необходимые технические средства и овладеть методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями. На занятиях по фортепианному ансамблю требуется изучить не только основные задачи и этапы репетиционной работы, но и основные принципы организации процесса в области музыкального искусства для последующей организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры.