Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | расширение музыкального кругозора и формирование художественного вкуса пианистов; освоение репертуара, выходящего за рамки сольной фортепианной литературы; формирования навыков организации ансамблевой деятельности; изучение основных задач и этапов репетиционной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-2 | Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля |
ПК-2.1 | Знает: ансамблевый репертуар для различных составов, разных стилей, жанров, форм; особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра; специфику репетиционной работы по группам и общего состава; основные задачи и этапы репетиционной работы; ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм; основные задачи и этапы репетиционной работы |
ПК-2.2 | Умеет: демонстрировать артистизм; организовать репетиционный процесс; организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава |
ПК-2.3 | Владеет: умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами; способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации; умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях; творческим подходом к работе над музыкальным произведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные задачи и этапы репетиционной работы; основные термины и понятия теории музыкального содержания; возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа; основные принципы организации процесса в области музыкального искусства и музыкального исполнительства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением; работать над характером каждой партии; пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений; эффективно подбирать необходимые технические средства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями; навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности; навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных современных формах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Работа над ансамблевыми миниатюрами | ||||||
1.1. | Исполнение ансамблевых пьес мелкой и средней формы. | Практические | 1 | 8 | ПК-2.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Изучение собственных партий фортепианного ансамбля, работа над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения. | Сам. работа | 1 | 26 | ПК-2.1, ПК-2.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Эскизное прохождение пьес мелкой формы из репертуарного списка. | Практические | 1 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. | Сам. работа | 1 | 28 | ПК-2.1, ПК-2.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Работа над концертными пьесами | ||||||
2.1. | Концертное исполнение пьес средней и крупной формы, художественная интерпретация исполняемых музыкальных произведений. | Практические | 2 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Работа над художественной педализацией, над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения, умение слышать и чувствовать нюансы партии партнера. | Сам. работа | 2 | 13 | ПК-2.1, ПК-2.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Эскизное прохождение пьес средней и крупной формы из репертуарного списка. | Практические | 2 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6609 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Как необходимо относиться к редакциям нотного материала? а) при совместном прочтении музыкального произведения участники ансамбля могут вносить свои правки на основе складывающихся совместных подходов; б) необходимо безоговорочно следовать редакторским указаниям; в) искать подходящую редакцию. Правильный ответ: а 2. Как влияет состояние акустики зала на ансамблевое исполнение? а) самым кардинальным образом – иногда это влияет на изменение манеры игры, штрихов, динамики; б) музыканты играют в своей манере, понимая невозможность приспособиться к плохой акустике; в) после ряда репетиций следует установить микрофоны. Правильный ответ: а 3. Возможна ли дистанционная репетиционная работа в ансамбле? а) абсолютно невозможно работать в дистанте; б) современная ситуация заставляет находить методы дистанционной репетиционной работы; в) это серьезным образом искажает ансамблевую работу Правильный ответ: б 4. Каково ваше отношение к аутентичному исполнению старинной музыки? а) отрицательное, поскольку эта стилистика требует качественно иных подходов к звукоизвлечению на современных инструментах; б) к этому вопросу необходимо относиться творчески и разумно, в зависимости от исполняемого материала использовать штрихи, аппликатуру и тембровые находки; в) этот подход следует использовать только при исполнении старинной музыки на исторических инструментах. Правильный ответ: б 5. В музыкальном исполнительстве одно из средств художественной выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного темпа (замедления, ускорения), не фиксируемых в нотах – это: а) артикуляция; б) агогика; в) ритм. Правильный ответ: б 6. Тембр – это: а) сила звука; б) окраска звука; в) мужской голос. Правильный ответ: б 7. «Sempre» в переводе с итальянского языка означает… а) всегда; б) весьма; в) просто. Правильный ответ: а 8. Инструмент для фиксации и воспроизведения стандартной высоты музыкальных звуков: а) камертон; б) тонгенератор; в) фиксатор. Правильный ответ: а 9. Какие существуют составы фортепианных ансамблей? а) два рояля; б) фортепиано в четыре руки; в) множество комбинаций до 4-х роялей, либо игры в 8 рук на одном фортепиано. Правильный ответ: в 10. Какие формы работы используются в ансамблевой деятельности? а) общие репетиции; б) индивидуальные занятия; в) сочетание индивидуальных занятий и общих репетиций – все зависит от этапа работы над программой. Правильный ответ: в 11. Метроном – это: а) жест, предваряющий действие (вступление, снятие, акцент, фермата и т.д.) б) смена темпа в исполнении; в) прибор для определения музыкального темпа. Правильный ответ: в 12. Каким должен быть обязательный уровень образования концертного исполнителя? а) начальное музыкальное; б) среднее музыкальное; в) высшее музыкальное. Правильный ответ: в 13. Что такое интерпретация? а) репетиционная работа; б) художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения; в) планирование репетиционной работы. Правильный ответ: б 14. Ритм – это: а) соотношение длительностей; б) смена темпа в исполнении; в) длительность звука. Правильный ответ: а 15. Метроном обозначает: а) время звучания одной доли такта; б) количество счетных долей в одном такте; в) количество счетных долей в одну минуту (60 сек.). Правильный ответ: в ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Для чего любому музыканту необходимо уметь руководить творческим коллективом? Правильный ответ: в целях совместного достижения высоких качественных результатов ансамблевой деятельности. 2. Какой стиль руководства творческим коллективом считается наиболее успешным? Правильный ответ: демократический тип, когда лидер коллектива умеет прислушиваться к мнениям своих коллег. 3. Что влияет на выбор ансамблевого репертуара? Правильный ответ: влияют разные факторы: при выступлении на экзаменах – программные требования, при составлении концертных программ – юбилейные даты композиторов, состав слушательской аудитории и т.д. 4. Какие способы работы над динамикой наиболее часто используются в ансамбле? Правильный ответ: для достижения выразительной динамики необходимо тщательное изучение партитуры исполняемого сочинения, анализ его формы и содержания. Для достижения ансамблевого единства можно анализировать собственную аудиозапись для корректировки уровня динамических контрастов. 5. Что составляет наибольшие трудности в репетиционной работе ансамбля? Правильный ответ: создание необходимого психологического климата в коллективе, организация профессионального подхода к работе, когда каждый участник в достаточной мере владеет своей партией. 6. Следует ли безоговорочно выполнять требования редактора нотного материала? Правильный ответ: этот вопрос наиболее тщательно прорабатывается в репетиционной работе ансамбля с учетом современных подходов к интерпретации, что вызывает необходимость изменений редакторских указаний. 7. Аутентичность в подходе к интерпретации – это: Правильный ответ: особое направление в музыкальном исполнительстве, которое требует исторических инструментов, особой манеры игры, штрихов и подходящего репертуара. 8. Как решаются в ансамбле вопросы внешнего вида? Правильный ответ: в этом отношении наблюдается большая свобода и определенная уникальность выбора участников коллектива в зависимости от возрастного состава, творческой индивидуальности либо имиджа ансамбля. 9. Какие особенности педализации следует учитывать пианистам при игре в ансамбле? Правильный ответ: этот вопрос решается в зависимости от стилевых особенностей репертуара, когда в некоторых сочинениях в ансамбле следует избегать излишнего применения правой педали, а левую педаль возможно использовать лишь в качестве тембровой краски. 10. Лидерство – это Правильный ответ: положение в коллективе определенной личности, которая характеризуется способностью оказывать влияние на всех его участников. 11. Как складывается штриховая культура ансамбля? Правильный ответ: участникам ансамбля необходимо учитывать специфику звукоизвлечения на инструменте, его тембральные краски и обогащать штриховую палитру в зависимости от стиля исполняемого произведения. 12. Какие вопросы технического характера перед концертным выступлением должны быть учтены заранее? Правильный ответ: эти вопросы необходимо заранее проработать с организаторами, где следует учесть все особенности расположения музыкантов на сцене, наличие необходимых стульев, пультов, установка микрофонов для подзвучки в случае необходимости. 13. Каковы особенности дистанционной работы в ансамбле? Правильный ответ: в случае крайней необходимости дистанционная работа проводится с применением аудио- и видеотехники, что требует аппаратуры высокого качества. 14. Какими знаниями по организации индивидуальной и коллективной деятельности должен обладать ансамблевый музыкант? Правильный ответ: ансамблевый музыкант должен знать основные принципы руководства творческим коллективом, знать оригинальный ансамблевый репертуар и переложения, иметь знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры в целом. 15. Какими навыками организации коллективной деятельности следует обладать участнику ансамбля? Правильный ответ: следует обладать навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных современных формах, навыками чтения и анализа партитур, навыком использования дирижёрского жеста. 16. Что такое ауфтакт? Правильный ответ: жест, предваряющий начало звучания, показ вступления инструментов, показ акцентов, фермат и др. 17. Интерпретация – это… Правильный ответ: художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, личностное прочтение авторского текста. 18. Что входит в обязанности руководителя творческого коллектива? Правильный ответ: организация совместной репетиционной работы, составление расписания, планирование сроков концертных выступлений. 19. Какими бывают концертные программы? Правильный ответ: концертные программы бывают дивертисментные, тематические, отчетные. 20. Какое значение в ансамбле имеет дирижерский жест? Правильный ответ: дирижерский жест, объединяющий весь процесс исполнения, имеет принципиальное значение для любого вида ансамбля, где присутствует лидер коллектива. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена во 2 семестре. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену. Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На экзамене обучающийся должен исполнить: произведение крупной формы, или две разнохарактерные пьесы (либо цикл пьес), соответствующие уровню сложности. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Нотный архив России | www.notarhiv.ru | ||
Э4 | Электронный курс Фортепианный ансамбль в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Портал культурного наследия «Культура.РФ» | https://www.culture.ru/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
Основные задачи фортепианного ансамбля - приобретение навыков ансамблевого музицирования, освоение специфики исполнительского искусства в фортепианном дуэте, познание закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки, достижение понимания формы и содержания исполняемого произведения, а также - воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности. В поисках интерпретационных решений необходимо изучить основные термины и понятия теории музыкального содержания и пользоваться ими при анализе содержательной стороны произведений основных стилей. Изучение возможностей своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа позволит эффективно подобрать необходимые технические средства и овладеть методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями. На занятиях по фортепианному ансамблю требуется изучить не только основные задачи и этапы репетиционной работы, но и основные принципы организации процесса в области музыкального искусства для последующей организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры. |