Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 21,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Сам. работа | 18 | 18 | 27 | 27 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И. В.
1.1. | расширение профессионального кругозора специалистов воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-3.1 | Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
ПК-3.2 | Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса |
ПК-3.3 | Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные стили в музыке основные этапы формирования исполнительских стилей основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох основные термины и понятия музыки как вида искусства методы организации научной работы, эксперимента актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными стилистическими приемами исполнительства методами освоения национальных музыкальных стилей навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и оркестрового исполнительства на русских народных музыкальных инструментах | ||||||
1.1. | История возникновения и развития русских народных музыкальных инструментов. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Формирование оркестрового домро-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства | Практические | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | |
1.3. | Знакомство с произведениями для русских народных музыкальных инструментов. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Репертуарная политика в области русской народной инструментальной музыки | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Русские народные инструменты в системе музыкального образования в России | Практические | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Знакомство с репертуарными произведениями. Слушание музыки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Роль В.В. Андреева в создании оркестровых домр и балалаек | Практические | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Знакомство с оркестровыми произведениями. Слушание музыки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История исполнительства на домре | ||||||
2.1. | Московская домровая школа: Цыганков А.А. Белов Р.В. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Петербургская домровая школа: Александров А.Я. | Практические | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Свердловская домровая школа: Вольская Т.И. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Новосибирская домровая школа: Розин Л.Б. Янковская Е.П. | Практические | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся домристов | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. История исполнительства на балалайке и гуслях | ||||||
3.1. | Московская балалаечная школа: Нечепоренко П.И., Илюхин А.С.Петербургская балалаечная школа: Трояновский Б.С., Рожков М.Ф. Андреев В.В. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Свердловская балалаечная школа: Блинов Е.Г.Новые тенденции исполнительства на балалайке в XXI веке: Архиповский А.А. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Выдающиеся исполнители на гуслях: Лакшин Д., Тихов В.Н., Городовская В. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся балалаечников и гусляров | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. История исполнительства на баяне и аккордеоне | ||||||
4.1. | Московская баянная школа: Казаков Ю.И., Онегин А.Е.Петербургская баянная школа: Гвоздев П.А. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Сибирская баянная школа: Маланин И.И., Полудницын А.А. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Московская аккордеонная школа: Дранга Ю.П., Кравцов Н.А. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся баянистов и аккордеонистов | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. История исполнительства на русских народных инструментах в различные периоды XX века | ||||||
5.1. | Исполнительство на русских народных инструментах в 1917-1941 годы. Исполнительство на русских народных инструментах в годы Великой отечественной войны(1941-1945). Искусство игры на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945-1955) | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 90-е годы) | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Развитие исполнительства на народных инструментах в Алтайском крае | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Знакомство с произведениями для русских народных инструментов. Слушание музыки в исполнении выдающихся солистов и коллективов | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э3 | Международная нотная библиотека | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |