Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 21 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 21,5 | 14,5 | 21,5 | 15 | 21,5 | 15 | 16 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Сам. работа | 9 | 9 | 41 | 41 | 9 | 9 | 57 | 57 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | 36 | 179 | 179 |
Консультации | 36 | 0 | 76 | 40 | 36 | 0 | 96 | 60 | 36 | 0 | 36 | 0 | 36 | 0 | 36 | 0 | 388 | 100 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 0 | 0 | 189 | 189 |
Итого | 72 | 36 | 144 | 108 | 72 | 36 | 180 | 144 | 72 | 36 | 72 | 36 | 72 | 36 | 72 | 36 | 756 | 468 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Осуществление концертной деятельности и исполнение музыкальных произведений,программ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности |
ПК-1 .1 | Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений |
ПК-1 .2 | Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава |
ПК-1 .3 | Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; ? способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные задачи исполнения произведения на эстраде основные жанры и художественные стили произведений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | демонстрировать артистизм целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения основными стилистическими приемами исполнительства приемами работы над исполнительскими трудностями способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Подготовка к концертному выступлению в 1 семестре | ||||||
1.1. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 1 | 9 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Подготовка к концертному выступлению во 2 семестре | ||||||
2.1. | Консультации по вопросам совершенствования исполнительского мастерства | Консультации | 2 | 40 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | |
2.2. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 2 | 41 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Подготовка к концертному выступлению в 3 семестре | ||||||
3.1. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 4. Подготовка к концертному выступлению в 4 семестре | ||||||
4.1. | Консультации по вопросам совершенствования исполнительского мастерства | Консультации | 4 | 60 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | |
4.2. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 4 | 57 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 5. Подготовка к концертному выступлению в 5 семестре | ||||||
5.1. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 5 | 9 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 6. Подготовка к концертному выступлению в 6 семестре | ||||||
6.1. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 7. Подготовка к концертному выступлению в 7 семестре | ||||||
7.1. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 8. Подготовка к концертному выступлению в 8 семестре | ||||||
8.1. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения | Сам. работа | 8 | 36 | ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4215 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является: а) личностный рост; б) эстетическое развитие; в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя. Правильный ответ: в 2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано: а) клавир; б) клавесин; в) спинет. Правильный ответ: а 3. Артикуляция в музыке – это: а) слуховая координация; б) умение дослушивать звук до конца; в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли. Правильный ответ: в 4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это: а) фразировка; б) декламация; в) дикция. Правильный ответ: а 5. Интонирование – это: а) чистое воспроизведение отдельных звуков; б) выразительное исполнение музыкальной мысли; в) членение музыкального текста. Правильный ответ: б 6. Организацию музыки во времени выражает: а) ритм; б) метр; в) размер. Правильный ответ: а 7. Штрих – это: а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука; б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники; в) изменение громкости между нотами или фразами. Правильный ответ: б 8. Интерпретацией музыкального произведения является: а) прочтение музыкального текста с листа; б) анализ художественного содержания произведения; в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом. Правильный ответ: в 9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает: а) целостный охват формы произведения; б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов; в) ознакомление с текстом. Правильный ответ: б 10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов: а) на итальянском; б) на английском; в) на французском. Правильный ответ: а 11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя: а) внешние данные; б) физические способности; в) волевые качества и саморегуляция. Правильный ответ: в 12. Реприза – это: а) промежуточное звено; б) знак повторения в нотном тексте; в) музыкальный фон к основной мелодии. Правильный ответ: б 13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это: а) эпизод; б) период; в) такт. Правильный ответ: в 14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам: а) presto; б) moderato; в) vivo. Правильный ответ: б 15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц: а) архитектоника; б) семантика; в) герменевтика. Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте? Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности. 2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства? Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа. 3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом? Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним. 4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения? Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство. 5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох? Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений. 6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде? Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности. 7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель? Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным. 8. В каких составах должен уметь работать инструменталист? Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах. 9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению? Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению. 10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде? Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя. 11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения? Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства. 12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю? Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями. 13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»? Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации. 14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте? Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства. 15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности? Правильный ответ: Трудолюбие, терпение. 16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения? Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением. 17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы? Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы. 18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте? Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей. Гаммы, этюды. 19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний? Правильный ответ: Режим труда и отдыха. 20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей? Правильный ответ: Мышечной свободы. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированных зачетов в 8 семестре, экзаменов в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 семестрах. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену. Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения концертной программы. На зачете обучающийся должен исполнить: произведение крупной формы, две разнохарактерные пьесы (либо цикл пьес). На экзамене обучающийся должен исполнить две разнохарактерные пьесы, произведение крупной формы. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Цыпин Г.М. | ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Нотный архив России | www.notarhiv.ru | ||
Э4 | Курс "Специальный инструмент" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Портал культурного наследия «Культура.РФ» | www.culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
003Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Falkone |
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
Важнейшей целью занятий по специальному инструменту является понимание главного – свободного овладения инструментом, позволяющего воплощать художественный замысел произведения и доносить его до слушателей. Работа в должна быть направлена на постижение и творческое воплощение содержания, формы и стиля изучаемых произведений, овладение многообразными средствами художественного мастерства. Стремясь к наиболее совершенному исполнению, постоянно развивая виртуозную технику, постигая пути и методы овладения приемами игры на инструменте, нужно понимать музыкально-исполнительскую технику как средство воплощения художественно-исполнительского замысла. Воспитание художественной и технической сторон музыкально-исполнительского мастерства следует осуществлять в их неразрывном единстве. Плодотворность этой работы в значительной мере связана и с развитием творческой инициативы, развитием навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, сознательной дисциплины и воли к преодолению трудностей, умения обобщать приобретаемые знания, навыки и применять их на практике. Основная форма аудиторной работы – урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и студента над музыкальным произведением, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, но также во многом обусловлена сложившимися в процессе занятий отношений ученика и педагога. Аудиторные занятия, как правило, сочетают словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. Занятия строятся на основе последовательно разработанной программы обучения. Последовательность изучения репертуара и его объем зависит от степени музы-кальной одаренности, специальной подготовки и индивидуальных особенностей студента. В репертуар следует включать сочинения, различные по стилю, жанру и форме. Основное место должна занимать классическая музыка - лучшие произведения отечественных и зарубежных композиторов. На старших курсах внимание должно быть уделено освоению художественных и технических особенностей современной музыки. Отбор произведений требует особенной тщательности, по возможности каждое сочинение должно быть художественно-ценным, увлекательным, педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль (то есть способствовать формированию нравственных идеалов и эстетического вкуса). Помимо произведений, изучаемых детально, необходимо проходить часть репертуара в порядке ознакомления. Указанные в ФОС репертуарные списки не являются исчерпывающими и дают возможность для проявления личной инициативы. Важную роль в формировании художественного мастерства и профессионального становления призвана сыграть исполнительская и преддипломная практика. При составлении репертуарного плана следует предусмотреть использование ряда произведений в исполнительской практике. Для исправления неправильных навыков и ликвидации пробелов начального периода обучения, следует в использовать инструктивный материал (гаммы, этюды). Целесообразно пересмотреть при необходимости постановочные моменты с целью обеспечения существенного прогресса в овладении инструментом. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от содержания и характера учебных задач, для решения которых используется тот или иной этюд. Здесь может быть и доведение исполнения этюда до возможной степени законченности и использование его в плане ознакомления. Работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой в равной мере необходима при изучении как художественного материала, так и учебно-вспомогательного и должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания студента. В период обучения большое значение имеет организация самостоятельной работы . Развитие самостоятельного музыкального мышления и умение без посторонней помощи подготовить произведение к исполнению является одной из центральных задач музыкального воспитания. |