МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 18 18 27 27 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
К.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Расширение профессионального кругозора студентов. Воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили и жанры в музыке,
основные этапы формирования фортепианного исполнительства, их исторические границы
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями об исполнительской деятельности
, анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
, оценивать общий стиль произведений разных эпох, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям,
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений, работать с научной литературой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства,
методами освоения национальных музыкальных стилей,
навыками устного анализа музыки различных стилей и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие клавирной культуры.
1.1. Жанры ранней клавирной музыки. Клавесин и клавикорд. Импровизация как основа исполнительского искусства 16-18 веков. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Лекции 5 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Искусство рококо и французский клавесинизм 18 столетия. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Особенности развития различных национальных школ. Английские верджиналисты. Новые стилистические черты в итальянской музыке. Клавирное творчество Д.Скарлатти. Лекции 5 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Эстетика эпохи барокко. Музыкальное искусство Германии. И.С.Бах и его клавирное творчество. Проблемы исполнения баховских сочинений. Бах – исполнитель и педагог.Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Анализ Urtext’а, редакций Ф. Бузони и Л. Ройзмана. Практические 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 10 ПК-3.1, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Ранние венские классики.
2.1. Фортепианное искусство Й.Гайдна. Лекции 5 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Фортепианная музыка Моцарта, ее жанры, периодизация. История интерпретации моцартовских произведений:Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Творческий облик Бетховена, его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. Лекции 5 2 ПК-3.1 Л3.1, Л2.1
2.4. Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 8 ПК-3.1, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Возникновение и развитие романтической эстетики в Европе
3.1. Новые взгляды на искусство в творчестве ранних романтиков Шуберта, Вебера, Мендельсона.Фортепианное искусство Польши начала 20 века. Исполнительская и педагогическая деятельность Ф.Шопена. Черты стиля и жанры его творчества. Интерпретация шопеновских сочинений. Лист-исполнитель и педагог. Фортепианное творчество Листа, его эволюция, жанры. Новая трактовка фортепиано. Лекции 6 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Различные национальные школы. Э.Григ, Б.Сметана, А.Дворжак. Сравнительный анализ интерпретаций. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Музыкальные произведения К.Сен-Санса, С.Франка. Возниконовение музыкального ипрессионизма. Исполнение произведений К.Дебюсси, М.Равеля. Лекции 6 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Сравнительный анализ интерпретаций произведений фрапнцузских композиторов. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 6 12 ПК-3.1, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Русское фортепианное искусство XIX-XX веков.
4.1. Фортепианное творчество П.И.Чайковского, исполнение его сочинений. Фортепианное творчество и исполнительская деятельность С.В.Рахманинова. новые эстетические воззрения начала 20 века. Фортепианная музыка А.Н.Скрябина, ее жанры и эволюция. Лекции 6 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. М.И.Глинка, А.Г.Рубинштейн. русская мысль о фортепианном исполнительском и педагогическом искусстве. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Фортепианное творчество С.С.Прокофьева, новаторство его исполнительской деятельности.Жанры фортепианного творчества Д.Д.Шостаковича. полифонический цикл «24 прелюдии и фуги». «Полифоническая тетрадь» и «24 прелюдии и фуги» Р.Щедрина. Лекции 6 2 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Советское исполнительское искусство 30-50 годов 20 века – Л.Оборин, К.Игумнов, Я.Зак, Я.Флиер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг. творчество пианистов 60-90 годов – С.Рихтер, Э.Гилельс, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Нейгауз, М.Плетнев, Г.Соколов. роль конкурсных традиций в развитии исполнительского искусства. Лауреаты международных конкурсов им. П.И.Чайковского. Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 6 15 ПК-3.1, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6592
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «техника» для музыканта в узком смысле слова?
а) умение играть мелкие длительности;
б) умение свободно выражать эмоции во время исполнения музыкального произведения;
в) двигательно-моторные навыки: уверенное владение инструментом; легкость исполнения виртуозных эпизодов; выносливость и мышечная свобода.
Правильный ответ: в

2. Каковы задачи ежедневной технической работы музыканта?
а) освоение большого количества музыкальных произведений;
б) развитие гибкости игрового аппарата;
в) укрепление физически слабого игрового аппарата, наращивание нагрузок, преодоление фактора быстрой утомляемости.
Правильный ответ: в

3. Чувство музыкального ритма – это:
а) способность человека тонко чувствовать и активно переживать эмоциональную выразительность общего движения музыкального времени в произведении;
б) способность к воспроизведению повторяющихся ритмоформул;
в) способность воспринимать чередование динамических акцентов во времени.
Правильный ответ: а

4. Что определяет технические возможности исполнителя?
а) желание музыканта-исполнителя играть быструю музыку;
б) подвижная нервная система музыканта, «реактивность», быстрота и точность действий, органичность;
в) предъявляемые программные требования.
Правильный ответ: б

5. Что такое полиритмия?
а) частая смена темпов и размеров
б) разнообразие и сложность ритмических рисунков
в) одновременное сочетание двух и более ритмических линий в виде дуолей, триолей, квартолей, квинтолей и т.д.
Правильный ответ: в

6. Как следует исполнять указание poco meno mosso?
а) более подвижно
б) в том же темпе
в) менее подвижно
Правильный ответ: в

7. Виртуозность – это:
а) совершенство в музыкальном исполнительстве;
б) умение играть артистично;
в) умение играть пассажную технику.
Правильный ответ: а

8. Индивидуальные особенности звукоизвлечения, выраженное в характере прикосновения пианиста к клавиатуре:
а) исполнительская воля
б) исполнительское туше
в) исполнительский императив
Правильный ответ: б

9. Как обозначается левая педаль?
а) tre corde
б) ppp
в) una corde
Правильный ответ: в

10. Небольшие отклонения от темпа с целью усиления художественной выразительности при исполнении музыкального произведения обозначается термином:
а) агогика
б) архитектоника
в) нюансировка
Правильный ответ: а
11. Что значит термин cantabile?
а) мягко
б) певуче
в) выразительно
Правильный ответ: б

12. Наивысшая точка в построении драматургии музыкального произведения – это:
а) кульминация
б) модуляция
в) альтерация
Правильный ответ: а

13. Какова единица пульсации в размере 6/8?
а) дуоли
б) триоли
в) квартоли
Правильный ответ: б

14. Что обозначает итальянский музыкальный термин sempre?
А) ровно
Б) как раньше, также
В) всегда, всё время, постоянно
Правильный ответ: в

15. Как называется оформление «музыкальной ткани» в нотном тексте произведения?
а) фактура
б) тональный план
в) музыкальный фон
Правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как можно охарактеризовать общие способности человека?
Правильный ответ: инициативность воображения, богатство ассоциаций, кругозор, наблюдательность, внимание, сосредоточенность и др.

2. Специальные музыкальные способности – это:
Правильный ответ: физические особенности строения рук, приспособленность к игре на инструменте, разработанность пальцевой механики, координация, хорошая музыкальная память и др.

3. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для успешного осуществления концертно-исполнительской деятельности.

4. Что является самым главным фактором в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: ключевым условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая самостоятельная работа.

5. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: устройство своего музыкального инструмента и способы ухода за ним.

6. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения на конкурсах и экзаменах?
Правильный ответ: художественная выразительность и техническое совершенство исполнения.

7. Какие знания необходимы для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: исполнение музыки композиторов разных эпох требует от музыканта знания основных жанров и стилей музыкальных произведений, а также методов достижения результата.

8. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм как особое проявление сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю посредством внешних и внутренних проявлений творческой активности.

9. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным, грамотным и осмысленным.

10. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: профессиональный инструменталист должен уметь работать в любых составах: в оркестре, в ансамбле, в смешанных составах.

11. Какими способами и методами подготовки к выступлению должен владеть концертный исполнитель?
Правильный ответ: концертный исполнитель должен владеть аутотренингом, различными способами самовнушения и саморегуляции.

12. С какой актуальной проблемой часто сталкивается музыкант на концертной эстраде?
Правильный ответ: одной из наиболее актуальных проблем для музыканта-исполнителя – это проблема преодоления сценического волнения.

13. Что такое интерпретация музыкального произведения?
Правильный ответ: в области музыкального искусства интерпретацией называют вариантную множественность индивидуального прочтения и воспроизведения музыкального произведения, раскрывающую его идейно-образное содержание, новые смыслы.

14. Какие приемы работы над музыкальным произведением приходится применять исполнителю на начальном этапе?
Правильный ответ: приемы работы над техническими трудностями.

15. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: к осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

16. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: на совершенствование своего исполнительского мастерства.

17. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: трудолюбие, терпение, талант, творчество, требовательность.

18. Что должен знать музыкант-профессионал для эффективного освоения текста музыкального произведения?
Правильный ответ: разнообразные методы работы над музыкальным произведением.

19. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные и экзаменационные программы?
Правильный ответ: полифония, виртуозные пьесы, кантилена, произведения крупной формы.

20. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: инструктивный материал, который включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды – тот материал, который необходим для развития исполнительской техники исполнителя-музыканта в преодолении различных технических трудностей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамен в 6 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э2 Электронный курс История исполнительского искусства в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни общества. При изучении Истории исполнительского искусства необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего времени. Целесообразно сформировать аудио- и видеотеку записей лучших исполнителей, которую можно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.