МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения вокалу

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Киричкова О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения вокалу

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Воспитание высококомпетентного специалиста, владеющего системными знаниями в области методики сольного пения и готового к педагогической работе в образовательных организациях любых уровней обучения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе;
наиболее эффективные методики достижения результатов;
современные эффективные подходы к обучению.
3.2.Уметь:
3.2.1.освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями;
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социальнокультурного процесса;
пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации;
необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия;
организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты курса
1.1. Введение в дисциплину. Предмет и задачи курса. Акустика голосового аппарата Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.2. Акустика голосового аппарата Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.3. Учение академика И.П. Павлова Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.4. Техника пения Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.5. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 7 45 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Практические аспекты курса
2.1. Развитие певческих навыков и формирование вокального слуха Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
2.2. Работа голосового аппарата в пении Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
2.3. Работа гортани в пении Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
2.4. Практические работы с учеником Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
2.5. Практические работы с учеником Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
2.6. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 7 45 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 АлтГУ, Факультет искусств, Кафедра инструментального исполнительства История музыкальной педагогики: метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петрушин В.И. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бодина Е.А. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИИ XXI ВЕКА. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Хрестоматия для пения. Вокальная музыка композиторов XX века: Учебная литература для ВУЗов МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Таллибулина М.Т. Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие : Методическое пособие Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студентам рекомендуется проработать следующие основополагающие вопросы по курсу дисциплины для закрепления основ техники пения, строения голосового аппарата, типов дыхания, видов голосообразования, исполнительских задач.