МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецрисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 64 64 64 64
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ист.н., доц., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Спецрисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование конструктивно – графической компетентности как субъективного опыта и практических конструктивно – графических умений будущего арт - дизайнера, приобретение теоретических и практических знаний и освоение практических приемов в рисунке.
Задачи дисциплины:
Сформировать комплексные знания и практические навыки в области рисунка
Привить студентам умения квалифицированно использовать знания и навыки рисунка в области дизайна
Сформировать у бакалавров пространственное мышление для решения задач в области дизайна
Сформировать профессиональные качества личности и индивидуально – творческий стиль деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ОПК-3.1 Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы композиции;
основные законы построения изображения на плоскости;
художественные графические материалы, их свойства, техники и способы их применения;
критерии качества рисунка;
методы и подходы к формированию вариативности творческих решений в спецрисунке;
принципы разработки деталей, фактур и текстур в графике;
основные законы стилизации бионической и архитектурной формы,
влияние цвета и фактуры на зрительное восприятие
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания, пользоваться графическими материалами для визуализации проектной идеи;
применять знания законов композиции в графическом дизайне,
интерпретировать реалистическое изображение в стилизованное до знака индекса;
демонстрировать уверенность владения техниками и технологиями графических материалов;
использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, орнамент);
стилизовать натурные объекты в декоративные на основе художественного отбора с амплитудой выполнения от полного сохранения всех существенных особенностей объекта до его предельной схематизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения алгоритмом осмысления поставленных творческих задач;
владения методами перехода от эскиза к выполнению спецрисунка в материале;
владения разнообразными техниками и технологиями графических материалов;
владения основными навыками дизайнерского скетча (наброска);
владения методами решения проектных задач при помощи графических средств;
владения приемами анализа, синтеза, обобщенияв процессе изображения натуры;
владения принципами художественно-образного выражения, как способа организации изображения по формальным и смысловым, логической расстановке акцентов в рисунке, выбору главного и второстепенного, выделения композиционного центра;
правилами оформления эскизов и выполненной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы композиции. Выразительные особенности различный изобразительных материалов и техник. Типы композиционных средств и их взаимодействие
1.1. Основы копозиции Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Художественные техники и материалы Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Законы пространственного построения Практические 3 8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Теория теней и тональных отношений Практические 3 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Закономерности зрительных восприятий Сам. работа 3 18 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Художественные средства построения композиции
2.1. Творческий замысел в живописной и графической копозиции с использованием системы выразительных средств, в том числе приемов и средств композиции Практические 3 0 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Объемные изображения с использованием закономерностей конструктивного построения, законы тональных отношений и перспективы Практические 3 10 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Компоновка изображения в формате листа Сам. работа 3 25 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Портретное сходство человека средствами рисунка, изображение фигуры человека в ракурсе и в заданной сфере Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Разработка концепции проекта изделия декоративно-прикладного искусства и дизайна Сам. работа 3 29 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Сравнить отечественные из зарубежные образцы художественной продукции, дать оценку их эстетического уровня Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Практические 3 0 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Основы линейно-конструктивного рисунка
3.1. Приемы работы с цветом и цветовыми композициями Сам. работа 3 9 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Профессиональные навыки работы с плоскостной и объемно-пространственной формой, чувством меры в поисках художественной выразительности проектируемого изделия и развитыми индивидуальными творческими возможностями Практические 3 22 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Рисунок и приемы работы с обоснованием художественного зщамысла дизайн-проекта в макетировании и моделировании Практические 3 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Культура грамотного офомления творческих работ для экспонирования Практические 3 8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Экзамен 3 27 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины:
1. Основные элементы графики?
2. Основные принципы построения графической композиции.
3. Что означает термин «цельность композиции»?
4. Что такое «ритм композиции»?
5. Что такое «пластика композиции»?
6. Что такое «симметрия композиции»?
7. Что такое асимметрия композиции?
8. В какой последовательности должна вестись работа над графическим листом?
9. Что такое ахроматические цвета?
10. Какова роль натурного рисунка в графике?
11. Основные графические материалы?
12. Основные графические инструменты?
13. Особенности построения двухфигурной композиции?
14. Для чего нужны форэскизы в графике?
15. Как работать с чистовым графическим листом?
16. Технические приёмы работы кистью?
17. Какие материалы используют при работе в технике коллажа?
18. Техника работы пером?
19. Технические приёмы при выполнении фактур?
20. Что такое светотеневое графическое решение?
21. Что такое тональное решение в графике?
22. Что такое пятновое решение в графике?
23. Что такое линейно-пятновое графическое решение?
24. Что такое силуэтное решение в графике?
25. В чём отличие линейно-пятнового решения в графике от силуэтного?
26. Что такое штриховое изображение?
27. Что такое точечное изображение?
28. Наиболее распространённые комбинации средств художественного выражения в графике?
29. Роль орнамента в графической композиции?
30. Какова роль складок при изображении фигуры человека в драпировке?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС 44.03.04 Спец. рисунок.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казарин, С.Н. Академический рисунок : учебное наглядное пособие: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» rucont.ru
Э2 Цветоведение: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Т.Ю. Серикова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. www.docme.ru
Э3 Физика цвета и психология восприятия: Методические указания по выполнению лабораторных работ. / Сост.: Е.Г. Кайнова. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2007. – 33 с. www.docme.ru
Э4 HappyModern — проект, посвященный лучшим идеям по дизайну интерьера и архитектуре happymodern.ru
Э5 Курс "Спецрисунок" в Moodl portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа является одним из основных методов овладения знаниями в учебной деятельности, приобщая студентов-бакалавров к индивидуальной практической деятельности.
Основой самостоятельной работы обучающихся являются методические советы и рекомендации преподавателя.
Самостоятельная работа стимулирует творческую инициативу и личную ответственность студента, побуждая к планированию времени, затрачиваемого на постановку проблемы, ее решения, и составления отчета для преподавателя.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов рекомендуется следующий порядок ее организации:
1. Изучение теоретических материалов по соответствующей теме с проработкой основной и дополнительной литературы.
Особое внимание следует обратить на понимание основных понятий и определений, что необходимо для правильного осознания материала и последующейпрактической работы.
2. Выработка алгоритма действий предстоящей практической работы в соответствии с теоретическим обоснованием.
3. Выполнение эскиза работы в формате А3.
4. Предоставление эскиза преподавателю на утверждение.
5. Перенесение утверждённого преподавателем эскиза, без изменений стиля, идеи, цветовой разработки, в размер А1, в технике, утвержденной преподавателем