МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная роспись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72 144 144
Сам. работа 36 36 225 225 261 261
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 324 324 432 432

Программу составил(и):
доцент, Русакович Е.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная роспись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: знакомство с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву и керамики, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1.1 Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-1.2 Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-3Способен разрабатывать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и выполнять их в материале
ПК-3.1 Знает художественно графические особенности изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов
ПК-3.2 Умеет разрабатывать художественно графические проекты изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
ПК-3.3 Выполняет в материале изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-3.1: Знает художественно графические особенности изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет разрабатывать художественно графические проекты изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-3.3: Выполняет в материале изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология росписи
1.1. Правила работы и безопасного труда. Древесина и ее применение на занятиях. Определение качества древесины и способы ее обработки. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Правила держания кисти в руке. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Упражнения по постановке руки. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Элементы цветоведения. Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Краски и их использование. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Мезенская народная роспись
2.1. Мезенская роспись. Традиционные отличия, сюжетность и цветовая гамма. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Выполнения элементов мезенской росписи Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Этапы выполнения мезенской росписи. Узор и орнамент. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Создание эскиза салфетки с элементами мезенской росписи Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Символика орнаментов в мезенской росписи Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Создание эскиза разделочной доски с элементами мезенской росписи Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Выполнение росписи в метариале Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Продолжение работы Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Городецкая народная роспись
3.1. Городецкая роспись. Традиционные отличия, сюжетность и цветовая гамма. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Выполнения элементов городецкой росписи Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Основы декоративной композиции с элементами городецкой росписи. Букет. Гирлянда. Ромб. Цветочная полоса. Венок. Практические 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Составление цветочной росписи. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Разработка эскиза росписи с включением мотива «птица», «конь». Практические 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Разработка эскиза росписи с включением мотива «птица», «конь». Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Выполнение росписи в метариале Практические 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Продолжение работы Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Хохломская роспись
4.1. Хохломкая роспись. Традиционные отличия и сюжетность.Выполнения элементов хохломской росписи (травка, листики, ягоды) Практические 6 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Виды росписи - фоновое, верховое, кудрина.Выполнения элементов хохломской росписи (цветы в хохломкой росписи) Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Особенности работы с цветом в хохломской росписи. Выполнение узора в полосе Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Урало-сибирская роспись
5.1. Технология и этапы выполнения урало-сибирской росписи. Выполнение элементов урало-сибирской росписи Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Выполнение одиночных сложных цветков. Выполнение узора в полосе Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Разновидности листьев в урало-сибирской росписи. Составление эскиза композиции с элементами урало-сибирской росписи Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Роспись по керамике
6.1. Правила работы и безопасности при работе с керамическими красками. Особенность работы с глазурями Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Глазури, эмали, пигменты, соли и оксиды металлов. Палитра цвета в керамике. Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Ангобы. Роспись ангобами. Практические 6 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.4. Виды росписи - под глазурная и над глазурная роспись. Сам. работа 6 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.5. Роспись керамической плитки. Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.6. Гжель - центр народной керамики. Цветовое и композиционное решение росписи "Гжель". Изучение основных элементов росписи. Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.7. Разработка эскиза росписи. Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.8. Монохромная, под глазурная роспись керамической тарелки Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.9. Полихромная роспись глазурями Сам. работа 6 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.10. Разработка эскиза росписи с элементами архитектуры. Сам. работа 6 25 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.11. Выполнение росписи в материале Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8041

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2: Способен разрабатывать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и выполнять их в материале

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильную последовательность.
1.обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2.компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3.компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1.по-сырому.
2.алла прима.
3.лессировка.

Правильный ответ: 2


3. Декоративность в живописи заключается в ...
1.выборе материалов для работы
2.в работе непосредственно с натуры
3.в образной передаче идеи и смысла произведения

Правильный ответ: 3


4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1.светлотным контрастом.
2.цветовым контрастом.
3.колоритом.

Правильный ответ: 1


6. Какой цвет не является хроматическим?
1.белый.
2.синий.
3.красный.

Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1.лессировка.
2.по-сырому.
3.алла прима.

Правильный ответ: 1


8. Изображения морских пейзажей называют...
1.мариями.
2.маринами.
3.морянами.

Правильный ответ: 2


9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2.компоновка в формате.
3.проработка деталей.

Правильный ответ: 2


11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1.полутон.
2.рефлекс.
3.локальный цвет.

Правильный ответ: 3


15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1.светлота.
2.колорит.
3.монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ:изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...

Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=2083506&cmid=466256&page=19

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании, приемами работы с цветом

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Тона, получающиеся лессировками…
1. выступают вперед.
2. светлее.
3. ярче.

Правильный ответ: 2

2. Усовершенствование масляных красок в XV веке сделал...
1. Питер Брейгель.
2. Ян Ван Эйк
3. Иероним Босх.

Правильный ответ: 2


3. Техника живописи – это особая отрасль знания, предметом изучения которой является ...
1. работа локальным цветом.
2. конструктивное построение произведения.
3. рациональное построение произведения с точки зрения его материальной сущности.

Правильный ответ: 3


4. Происхождение пастели принято относить к концу...

1.XV века.
2. XVIII века.
3. XVII века.

Правильный ответ: 1


5. Темпера постепенно утрачивает свое значение начиная с..
1. XV века.
2. XVIII века.
3. XVII века.

Правильный ответ: 1


6. Темпера после высыхания...
1. темнеет.
2. светлеет.
3. Не изменяется.

Правильный ответ: 1


7. Темпера – это...
1. краски, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом.
2. вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.
3. цветные мягкие, сухие мелки или карандаши без какой либо оправы, сделанные из стертых в пудру и спрессованных красочных порошков (пигментов)..

Правильный ответ: 1


8. Связующим веществом старинной темперы является...
1. яичный белок.
2. яичный желток.

Правильный ответ: 2


9. Самая популярная основа в масляной живописи...

1. бумага.
2. шелк.
3.холст.

Правильный ответ: 3


10. Произведения акварельной живописи следует защищать от...
1. холода.
2. света и влажности.
3. темноты.

Правильный ответ: 2


11. Произведение Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря» – было написано...
1. масляными красками.
2. гуашью.
3. темперой.

Правильный ответ: 3


12. По серому нейтрального тона клеевому грунту выполняется рисунок мелом или углем, после чего контур его обводится прозрачной коричневой водяной краской и ею же прокладываются сильные тени, темные цветные драпировки и прочее. Затем рисунок и грунт покрывали слоем лучшего клея, поверх которого слой масляного лака, чтобы сделать грунт не втягивающим масло. После этого приступали к масляной живописи – это способ живописи...

1. французских мастеров.
2. итальянских мастеров.
3. английских мастеров.

Правильный ответ: 2


13. По своему составу краски могут быть разделены на...
1. теплые и холодные.
2. темные и светлые.
3.краски минеральные (неорганические) и органические.

Правильный ответ: 3


14. Принято считать, что первым в употребление сангину вводит...
1. ДжоттодиБондоне.
2. Рафаэль Санти.
3. Леонардо да Винчи.

Правильный ответ: 3


15. Первые альбомы в современном понимании как собрание этюдов с натуры итальянских художников Джованнино де Грасси и Пизанелло появляются только в начале...
1. XVIII века.
2.XV века.
3. XVII века.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Основным связующим веществом в энкаустике является...
Правильный ответ: воск.

2. Одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является...
Правильный ответ: тонкое их размельчение.

3. Начало корпусного пастозного письма положено величайшим художником XVII столетия...

Правильный ответ: Рембрандтом.

4. Наиболее частой причиной появления трещин при неверном методе письме является...
Правильный ответ: неправильное просушивание нижних слоев.

5. Наиболее применимы для письма в масляной живописи...

Правильный ответ: кисти щетинные.

6. Леонардо да Винчи всегда писал в технике...
Правильный ответ: фламандских мастеров.

7. Минеральные краски – это...

Правильный ответ: краски, в состав которых входят природные пигменты.

8. Клеевые краски используются для выполнения...

Правильный ответ: театральных декораций и занавесов, декоративных панно, плакатов.

9. Клеевые краски – это...

Правильный ответ: краски, связующей основой которых является клей растительного и животного происхождения.
10. К началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной...

Правильный ответ: масляной живописи.

11. Изменения цвета масляных красок не зависит...

Правильный ответ: от попадания воды.

12. Гуашь обычно наносится...

Правильный ответ: толстым слоем.

13. Грунт – это...

Правильный ответ:подготовительный слой материала, по которому пишут красками.

14. Живопись – живописное произведение большого масштаба, связанное конструктивно и образно с архитектурой...

Правильный ответ: монументальная.

15. Какой художественный прием разработал Леонардо да Винчи?

Правильный ответ:сфумато

16. В каком виде изобразительного искусства используется акварель, акрил, гуашь?

Правильный ответ:живопись.

17. Что является основным в художественном языке живописи?

Правильный ответ:цвет.

18. Какой цвет получается при смешивании синего и желтого цветов?

Правильный ответ:зеленый.

19. Какой цвет получается при смешивании красного и синего цветов?

Правильный ответ: фиолетовый.

20. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого цветов?

Правильный ответ: оранжевый.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ЗАЧЕТ
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ЭКЗАМЕН
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 20.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://artorbita.ru/tipy_rospisi/pic_uralo_sibir/pic_uralo_sibir_4.html
Э2 http://www.pandia.ru/text/77/29/79412.php
Э3 http://traditio-ru
Э4 http://www.ruklinok.info/news/2009-11-04-132
Э5 http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis.html
Э6 Загадки узоров русских росписей www.culture.ru
Э7 Онлайн-курс на образовательном портале "Художественная роспись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Художественная роспись» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Художественная роспись» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение практического задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Зачет включает в себя выполненный практикум заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является презентация. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум художественно-графических работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является лист формата А4. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.