МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная керамика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 12,5 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72 144 144
Сам. работа 144 144 117 117 261 261
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216 432 432

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Цивенко О.В.

Рецензент(ы):
к. искусствоведения, доцент, Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная керамика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1.1 Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-1.2 Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-3Способен разрабатывать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и выполнять их в материале
ПК-3.1 Знает художественно графические особенности изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов
ПК-3.2 Умеет разрабатывать художественно графические проекты изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
ПК-3.3 Выполняет в материале изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-3.1: Знает художественно графические особенности изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет разрабатывать художественно графические проекты изделий декоративно прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-3.3: Выполняет в материале изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами
1.1. Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Ручная лепка изделий. Сам. работа 7 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины), Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом Сам. работа 7 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Формовка путём выбивания Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Повторение способа формовки изделия путем выбивания Сам. работа 7 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Отминка в готовую форму Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму Сам. работа 7 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.10. Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Скульптура малых форм
2.1. Лепка свистульки (петушка, уточки и т.д.) Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка форм свистульки Сам. работа 7 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Лепка дымковской игрушки (индюков, петухов, барышень) Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка эскизов дымковской игрушки Сам. работа 7 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Лепка филлимоновской игрушки Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Разработка эскизов филлимоновской игрушки Сам. работа 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Лепка каргопольской игрушки Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Разработка эскизов каргополькой игрушки Сам. работа 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Методы декорирования: скульптурный, живописный, технологический. Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 7 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий.
3.1. Глазурование изделий Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Физико-химические основы обжига. Назначение обжига Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Просмотр видео о видах обжига Сам. работа 7 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Виды брака и способы их устранения Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа на гончарном круге
4.1. Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Искусство центровки глины на круге. Отработка процесса вытягивания изделия. Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Просмотр видео мастер-классов по технологии работы на гончарном круге Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Изготовление конусообразной и расширяющейся кверху вазы. Практические 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Разработка эскизов изделий Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге. Способы изготовления ручек. Изготовление крышек. Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Разработка эскизов изделий Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Практические 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.10. Разработка эскизов изделий Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.11. Изготовление плоских изделий – блюдец и тарелок. Практические 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.12. Разработка эскизов изделий Сам. работа 8 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.13. Изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек. Практические 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.14. Разработка эскизов изделий Сам. работа 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.15. Изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге яиц, изделий овальной и грушевидной формы, колокольчиков. Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы.
5.1. Изготовление изделий способом литья жидкой глины в гипсовую форму Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Изготовление изделий способом вальцовки в гипсовую форму. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Разработка и изготовление панно из глины Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5201

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-3: Способен разрабатывать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и выполнять их в материале

1. Выберите правильную последовательность.
1.обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2.компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3.компоновка, лепка формы, построение, обобщение.
Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1.по-сырому.
2.алла прима.
3.лессировка.
Правильный ответ: 2

3. Декоративность в живописи заключается в ...
1.выборе материалов для работы
2.в работе непосредственно с натуры
3.в образной передаче идеи и смысла произведения
Правильный ответ: 3

4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы. Правильный ответ: 1

5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1.светлотным контрастом.
2.цветовым контрастом.
3.колоритом.
Правильный ответ: 1

6. Какой цвет не является хроматическим?
1.белый.
2.синий.
3.красный.
Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1.лессировка.
2.по-сырому.
3.алла прима.
Правильный ответ: 1

8. Изображения морских пейзажей называют...
1.мариями.
2.маринами.
3.морянами.
Правильный ответ: 2

9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.
Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2.компоновка в формате.
3.проработка деталей.
Правильный ответ: 2

11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.
Правильный ответ: 3

12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2

13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3

14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1.полутон.
2.рефлекс.
3.локальный цвет.
Правильный ответ: 3

15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1.светлота.
2.колорит.
3.монохром.
Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?
Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...
Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:
Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?
Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...
Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...
Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?
Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?
Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?
Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...
Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...
Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…
Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».
Правильный ответ:изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?
Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...
Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...
Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...
Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –
Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании, приемами работы с цветом

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Тона, получающиеся лессировками…
1. выступают вперед.
2. светлее.
3. ярче.
Правильный ответ: 2

2. Усовершенствование масляных красок в XV веке сделал...
1. Питер Брейгель.
2. Ян Ван Эйк
3. Иероним Босх.
Правильный ответ: 2

3. Техника живописи – это особая отрасль знания, предметом изучения которой является ...
1. работа локальным цветом.
2. конструктивное построение произведения.
3. рациональное построение произведения с точки зрения его материальной сущности.
Правильный ответ: 3

4. Происхождение пастели принято относить к концу...

1.XV века.
2. XVIII века.
3. XVII века.
Правильный ответ: 1


5. Темпера постепенно утрачивает свое значение начиная с..
1. XV века.
2. XVIII века.
3. XVII века.
Правильный ответ: 1


6. Темпера после высыхания...
1. темнеет.
2. светлеет.
3. Не изменяется.
Правильный ответ: 1


7. Темпера – это...
1. краски, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом.
2. вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.
3. цветные мягкие, сухие мелки или карандаши без какой либо оправы, сделанные из стертых в пудру и спрессованных красочных порошков (пигментов)..
Правильный ответ: 1


8. Связующим веществом старинной темперы является...
1. яичный белок.
2. яичный желток.
Правильный ответ: 2


9. Самая популярная основа в масляной живописи...

1. бумага.
2. шелк.
3.холст.
Правильный ответ: 3


10. Произведения акварельной живописи следует защищать от...
1. холода.
2. света и влажности.
3. темноты.
Правильный ответ: 2


11. Произведение Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря» – было написано...
1. масляными красками.
2. гуашью.
3. темперой.
Правильный ответ: 3


12. По серому нейтрального тона клеевому грунту выполняется рисунок мелом или углем, после чего контур его обводится прозрачной коричневой водяной краской и ею же прокладываются сильные тени, темные цветные драпировки и прочее. Затем рисунок и грунт покрывали слоем лучшего клея, поверх которого слой масляного лака, чтобы сделать грунт не втягивающим масло. После этого приступали к масляной живописи – это способ живописи...

1. французских мастеров.
2. итальянских мастеров.
3. английских мастеров.
Правильный ответ: 2


13. По своему составу краски могут быть разделены на...
1. теплые и холодные.
2. темные и светлые.
3.краски минеральные (неорганические) и органические.
Правильный ответ: 3


14. Принято считать, что первым в употребление сангину вводит...
1. ДжоттодиБондоне.
2. Рафаэль Санти.
3. Леонардо да Винчи.
Правильный ответ: 3


15. Первые альбомы в современном понимании как собрание этюдов с натуры итальянских художников Джованнино де Грасси и Пизанелло появляются только в начале...
1. XVIII века.
2.XV века.
3. XVII века.
Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Основным связующим веществом в энкаустике является...
Правильный ответ: воск.

2. Одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является...
Правильный ответ: тонкое их размельчение.

3. Начало корпусного пастозного письма положено величайшим художником XVII столетия...

Правильный ответ: Рембрандтом.

4. Наиболее частой причиной появления трещин при неверном методе письме является...
Правильный ответ: неправильное просушивание нижних слоев.

5. Наиболее применимы для письма в масляной живописи...

Правильный ответ: кисти щетинные.

6. Леонардо да Винчи всегда писал в технике...
Правильный ответ: фламандских мастеров.

7. Минеральные краски – это...

Правильный ответ: краски, в состав которых входят природные пигменты.

8. Клеевые краски используются для выполнения...

Правильный ответ: театральных декораций и занавесов, декоративных панно, плакатов.

9. Клеевые краски – это...

Правильный ответ: краски, связующей основой которых является клей растительного и животного происхождения.
10. К началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной...

Правильный ответ: масляной живописи.

11. Изменения цвета масляных красок не зависит...

Правильный ответ: от попадания воды.

12. Гуашь обычно наносится...

Правильный ответ: толстым слоем.

13. Грунт – это...

Правильный ответ:подготовительный слой материала, по которому пишут красками.

14. Живопись – живописное произведение большого масштаба, связанное конструктивно и образно с архитектурой...

Правильный ответ: монументальная.

15. Какой художественный прием разработал Леонардо да Винчи?

Правильный ответ:сфумато

16. В каком виде изобразительного искусства используется акварель, акрил, гуашь?

Правильный ответ:живопись.

17. Что является основным в художественном языке живописи?

Правильный ответ:цвет.

18. Какой цвет получается при смешивании синего и желтого цветов?

Правильный ответ:зеленый.

19. Какой цвет получается при смешивании красного и синего цветов?

Правильный ответ: фиолетовый.

20. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого цветов?

Правильный ответ: оранжевый.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахов А. М., Салахова Р. А. Керамика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко А. В. , Ткаченко Л. А. Художественная керамика: практикум: практикум Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры//ЭБС, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э2 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э3 http://www.coolreferat.com/
Э4 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э5 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
Э6 Курс "Художественная керамика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение