МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пропедевтика (введение в арт-дизайн)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 10 10 18 18
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 34 34 77 77 111 111
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
Доц., Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пропедевтика (введение в арт-дизайн)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1.1 Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-1.2 Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие
1.1. Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Выполнить композицию на создание художественного образа живописными средствами Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Живописные ассоциации Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Лирика в композиции Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Выполнить композицию на создание образа, связанного с образом лирики Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации
2.1. Графический дизайн и композиция Практические 3 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Закон целостности Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Закон равновесия Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Закон типизации Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Закон контрастов Практические 3 3 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.11. Виды пространственных форм Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании
3.1. Понятие знака и виды знаков Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Выполнение композиции на разработку различных видов знака Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Стилизованный объект как иконический знак Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Выполнение композиции на создание знака-символа Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) Практические 3 3 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Выполнение композиции на создание знака-индекса Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак
4.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Изучение манеры стилизации известных художников Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Виды стилизации Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Составление таблицы по видам стилизации Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Стилизация растительных элементов Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Стилизация растений и животных. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Стилизация животных Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции
5.1. Понятие образной выразительности. Средства выразительности Лекции 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Визуализация вербальной информации Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. Лекции 4 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Создание композиции с использованием пиктограммы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства
6.1. Композиционная разработка геометрического орнамента Практические 4 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.2. Композиционная разработка растительного орнамента Лекции 4 8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.3. Композиционная разработка зооморфного орнамента Практические 4 8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.4. Композиционная разработка комбинированного орнамента Сам. работа 4 14 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству
7.1. Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. Сам. работа 4 16 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.2. Изучение аналогов Сам. работа 4 16 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.3. Композиционные принципы создания буклета. Практические 4 8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.4. Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. Сам. работа 4 16 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.5. Средства выразительности в шрифтовой композиции Практические 4 8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.6. Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета Сам. работа 4 15 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Пропедевтика на специальности «Дизайн» – вводный ознакомительный учебный курс, изучающий:
+азы композиции в области художественного творчества и дизайна
основы цветоведения и колористики
проектирование объектов дизайна
вопросы организации проектной деятельности в производственных условиях

2. Какое понятие не характеризует композицию?
+выполнение зарисовок, набросков, этюдов
название учебной художественной дисциплины
процесс работы над художественным образом
результат изобразительной деятельности

3. В переводе с латинского языка «композиция» означает..?
+сочинение, связь
гармония, совпадение
соразмерность, равновесие
плоское изображение, объем

4. Что определяет понятие «композиция» в теоретическом аспекте?
+объект научного исследования и художественная учебная дисциплина
творческий процесс
результат композиционной деятельности (произведение)
художественная форма, образно-пластические средства

5. Что понимают под понятием «композиция» с точки зрения практики?
+процесс создания художественного образа
учебную художественную дисциплину
работу с натуры
копирование с образца
6. Что понимают под «художественной формой»?
+средства композиционной выразительности
оформление картины
художественные материалы
художественный образ

7. Основная цель раздела «Основы композиции» художественной дисциплины «Пропедевтика»:
+выявить и использовать на практике способы гармоничного воплощения оригинального художественного образа средствами композиции в области дизайна
научиться изображать объекты реальности с натуры
овладеть оригинальными художественными техническими эффектами
обучиться мастерству копирования с образцов

8. Что предполагает построение целого путём увязки его частей для достижения единого смысла и гармонии?
+композиция
стилизация
типизация
реконструкция
9. Виды композиции
Плоская, плоскостная, объёмная или пространственная композиция – это наименования
+видов композиционного формообразования
видов изображения
способов образной трактовки содержания произведения
приемов достижения композиционного равновесия

10. Какое понятие не определяет вид композиции?
+рельефная
фронтальная
объемная
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Стилизация и её применение в дизайне.
2. Графические средства выражения.
3. Рельеф. Скрытие и выявление формы (объёма).
4. Метафора и гипербола. Где и как они применяются?
5. Художественный образ и стилизация.
6. Принципы выполнения стилизаций: "характер", "настроение", "профессия".
7. Построение знака по модульной сетке. Знак индекс.
8. Иконический знак и особенности его выполнения.
9. Пластика, силуэт, ритм как средства выполнения иконических знаков.
10. Комбинаторные композиции. Раппорт.
11. Модульность в композициях.
12. Особенности выполнения розетки и бандероли.
13. Что такое фирменный блок? Принципы его выполнения.
14. Особенности выполнения фирменного стиля.
15. Состав фирменного стиля.
16. Брендбук и его предназначение.
17. Константы и носители фирменного стиля.
18. Особенности выполнения стилизаций в различных видах дизайна.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные средства промежуточной аттестации

Перечень теоретических вопросов (для оценки знаний):
1. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера.
2. Определение симметрии и асимметрии, статики и динамики в композиции.
3. Ведущие сферы дизайнерского творчества.
4. Понятие центра композиции (геометрический центр, композиционный центр, сюжетный (смысловой) центр).
5. Сущность понятия "композиция".
6.Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции.
7.Клаузура – концепция проекта. Специфика клаузурных проектов.
8.Понятие веса изобразительного элемента (вес, образованный цветом и созданный
местоположением элемента).
9.Основные законы композиции (цельность, равновесие, соподчинение и равноценность элементов).
10. Композиционное равновесие: Понятие перцептивных сил. Направление - понятие
верха и низа, значение правой и левой стороны в композиции изображения.
11. Средства выражения художественного образа. Общее понятие о форме, цвете,
фактуре.
12. Основные композиционные оси, понятие бароцентра картины.
13. Форма как средство выражения художественного образа.
14. Понятие части и целого в композиции.
15. Цвет как средство выражения художественного образа.
16. Формообразование: визуальные понятия о трехмерном теле.
17. Фактура как средство выражения художественного образа.
18. Проблемы формообразования: Свойство прозрачности объекта (взаимное проникновение).
19. Три основных вида композиции (фронтальная, объемная, объемно- пространственная).
20. Средства гармонизации композиции (ритм, контраст, нюанс тождество, пропорции, масштаб).
21. Какие правила, приемы и средства композиции Вы знаете?
22. Понятие метра и ритма.
23. Сущность контрастных и нюансных отношений в композиции.
24. Основные законы восприятия формы (равновесие, целостность, выразительность).
25. Законы композиции (цельность, равновесие, соподчинение и равноценность элементов) 26. Свойства композиции: Симметрия и асимметрия.
27. Свойства композиции: Динамичность и статичность.
28. Необходимые условия узнаваемости образа. Ориентация предмета.
29. Понятие масштаба и пропорций.
30. Способы создания психологического и физического равновесия.
31. Правила группирования основных элементов (принцип группирования по размерам, подобия на основе формы, подобия цвета и света, подобия по расположению, подобия путем пространственной ориентации).
32. Охарактеризуйте принципиальное отличие уравновешенной композиции от неуравновешенной.
33. Каким образом форма предмета влияет на равновесие композиционного формата?
34. Проблемы формообразования: частичное совпадение или наложение («оверлэппинг») объектов.
35. Какова роль доминанты в композиции?
36. Какие пути стилизации природных форм возможны?
37. Понятие масштаба и масштабности.
38. Проблемы формообразования: взаимодействие глубины и плоскости.
39. С чего нужно начинать работу над стилизованной композицией?
40. Проблемы формообразования: динамика наклонного положения.
Приложения
Приложение 1.   ПРОПЕДЕВТИКА.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова, Лариса Владимировна Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие // ЭБС АлтГУ Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Электронная библиотека диссертаций (РГБ) diss.rsl.ru
Э5 Эл. курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.