МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Академическая скульптура и пластическое моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ист.н., Доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Академическая скульптура и пластическое моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование объемно-пространственного мышления; овладения элементарными профессиональными навыками скульптора, формирование понятия о художественном образе в скульптуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ОПК-3.1 Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
ПК-1Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1.1 Знает основы линейно-конструкторского построения и академической живописи
ПК-1.2 Владеет навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Творчество великих мастеров и их произведения отечественной и зарубежной скульптуры; процесс создания художественного образа в скульптуре.Приёмы работы в скульптуре и моделировании разными материалами, авторов наиболее известных произведений, разбираться в скульптурных стилях
3.2.Уметь:
3.2.1.Мыслить объемно-пространственными формами; вести работу последовательно «от общего к деталям».Выполнять скульптурные композиции в глине и пластилине, их эскизы, наброски фигур в сложном движении, модели любых объектов из различных материалов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различными приемами и навыками рельефной пластики, навыками ваяния и лепки из глины и пластилина, моделирования объектов, набросков живых фигур в движении, выполнения эскизов скульптурных композиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды скульптуры
1.1. Принципы лепки рельефа Практические 4 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Композиция рельефа Сам. работа 4 6 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Лепка орнамента простой формы Практические 4 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
1.4. Лепка орнамента сложной формы Сам. работа 4 6 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Лепка с натуры
2.1. Лепка кувшина простой формы Практические 4 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Лепка натюрморта из крынки и яблока. Сам. работа 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Этюд тематического 3-х предметного натюрморта Практические 4 4 ОПК-3.1 Л1.1
2.4. Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению Сам. работа 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.5. Этюд растений с натуры Практические 4 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.6. Лепка этюдов домашних животных по памяти Сам. работа 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.7. Этюд с чучела крупной птицы Практические 4 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Лепка фигуры человека
3.1. Этюды с гипсовой модели частей лица человека Практические 4 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Кратковременные наброски человека с натуры Сам. работа 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Лепка черепа Практические 4 4 ОПК-3.1 Л1.1
3.4. Этюд фигуры человека в пространстве Сам. работа 4 10 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.5. Лепка обрубовочной головы Практические 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.6. Этюды по представлению с человеческой фигуры Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.7. Лепка гипсовой головы Практические 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.8. Наброски с сидящей фигуры человека Сам. работа 4 15 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.9. Лепка живой головы Практические 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.10. Тематическая композиция на основе литературного произведения Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Композиция в скульптуре
4.1. Пластический язык скульптуры. Практические 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Образная интерпретация в скульптуре Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Условность, типизация, идеализация в скульптурном образе. Практические 4 8 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
4.4. Процесс создания скульптурного образа Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1
4.5. Экзамен 4 27 ОПК-3.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ОПК-3: Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная – это...
1. монументальная,
2. станковая.
3. садово-парковая.

Правильный ответ: 2

2. Форма, выходящая из плоскости на две трети объема, называется…

1. круглая скульптура,

2. горельеф,

3. рельеф.

Правильный ответ: 2

3. Мелкая пластика из обожжённой глины – это…
1. керамика.
2. глиптика.
3. терракота.

Правильный ответ: 3

4. Какое произведение принадлежит к скульптуре малых форм?
1. памятник.
2. обелиск.
3. медаль.

Правильный ответ: 3

5. Для работы с каким материалом не требуется вода?
1. пластилин.
2. глина.
3. гипс.

Правильный ответ: 1

6. Что такое шамот?
1. мелкозернистая железистая глина.
2. огнеупорная крупнозернистая глина.
3. белая глина.

Правильный ответ: 2

7. Какой из перечисленных материалов годится для лепки?
1. мрамор.
2. дерево.
3. глина.

Правильный ответ: 3

8. Какой из перечисленных материалов не используется для отливки?
1. пластилин
2. бронза.
3.гипс.

Правильный ответ: 1

9. В скульптуре камень ценится за...

1.прочность.
2. легкоплавкость.
3.пластичность.

Правильный ответ: 1

10. Какой скульптурный материал считается национальным в России?
1.мрамор.
2. дерево.
3. кость.

Правильный ответ: 2

11. Какие материалы сочетает известная еще в Древней Греции хрисоэлефантинная техника?
1. дерево, слоновью кость и золото.
2. кость бивня слона и панцирь черепахи.

Правильный ответ: 1

12. Как называется специальный инструмент для скульптурного моделирования?
1. мастихин.
2. стека.
3. шпатель.

Правильный ответ: 2

13. Какое приспособление используют для изготовления круглой скульптуры?
1. штатив.
2. мольберт.
3. станок.

Правильный ответ: 3

14. Каким понятием можно заменить слово «пластика»?
1. ваяние.
2. конструирование.
3. построение.

Правильный ответ: 1

15. В скульптуре изучение анатомического объекта (скелета, черепа) осуществляется с помощью…

1. эскизирования по представлению.
2. конструирования каркаса.
3. проектирования и графического отображения образов памяти.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какое из свойств характеризует плоскую форму?

Правильный ответ: двухмерность.

2. Взаимосвязь отдельных форм, их сочетание в единое целое в скульптуре представляет собой:

Правильный ответ: конструкцию.

3. Какой принцип соблюдается в процессе художественной лепки?

Правильный ответ: от общего к частному.
4. Как называется процесс моделирования формы из пластических материалов?

Правильный ответ: лепка.

5. Какому виду скульптуры в большей мере присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность?
Правильный ответ: станковая скульптура.

6. Кто автор памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве?
Правильный ответ: И.П. Мартос.

7. К какому типу будет относиться скульптура, если это произведение осматривается со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью?

Правильный ответ: круглая.

8. Кто автор скульптуры «Екатерина II – законодательница»?

Правильный ответ: Ф.И. Шуьбин.

9. Какой прием не относится к отделке поверхности скульптуры?

Правильный ответ:обрубовка.

10. Декоративный эффект растрескивания верхнего слоя на поверхности скульптуры называется…

Правильный ответ: кракелюр.

11. Величавость форм и долговечность материала присущи…

Правильный ответ: монументу.

12. Чем работает скульптор?

Правильный ответ: стеки, стамески, молоток

13. Наиболее типичные материалы для скульптуры?

Правильный ответ: глина, камень, дерево, мрамор.

14. К какому виду искусств относится скульптура?
Правильный ответ: пространственные (пластические) виды искусства.

15. Более камерный характер носит…

Правильный ответ: станковая скульптура.

16. Изображение в скульптуре человека по плечи или по грудь –

Правильный ответ: бюст.

17. Назовите самый распространенный объект изображения в скульптуре…

Правильный ответ: человек.

18. Что не относится к разновидностям круглой скульптуры?

Правильный ответ: рельеф.

19. Какую технику применяют при изготовлении крупногабаритных лепных изделий из гипса?

Правильный ответ: формование.

20. Какой прием лепки наиболее распространен при работе с глиной?

Правильный ответ: скатывание.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ПК-1: Способен осуществлять линейно-конструктивное построение на основе академической живописи, навыков скульптора, приемов работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется скульптура, расположенная на зданиях, мостах и фонтанах?
1.станковая.
2. декоративная.
3. мелкая пластика.

Правильный ответ: 2

2. Как называется скульптура, входящая в архитектурный ансамбль?
1. модельная.
2.монументальная.
3. станковая.

Правильный ответ: 2


3. В каком из видов скульптуры решается преимущественно художественно-образные задачи?
1. садово-парковая.
2. монументальная.
3. станковая.

Правильный ответ: 3


4. Какой вид скульптуры представляет собой изображение на плоскости?

1. рельеф.
2. торс.
3. статуя.
Правильный ответ: 1

5. Автором самой знаменитой скульптуры – символом советского общества – «Рабочий и колхозница» является...
1. В.И. Мухина.
2. М.К. Аникушин.
3. М.Г. Манизер.

Правильный ответ: 1


6. Какой образ был наиболее распространен в скульптуре России 20-30-х годов прошлого века?
1. строителя социализма.
2. дворянина.

Правильный ответ: 1

7. Какая эпоха «очеловечивает» архитектуру, наполняя здания статуями апостолов, святых, пророков, реальных лиц и фантастических существ?
1. готика.
2. модерн.
3. ампир.

Правильный ответ: 1

8. Скульптурный портрет получил максимальное развитие в...
1. Древней Греции.
2.Древнем Риме.
3.Древнем Египте

Правильный ответ: 2

9. Назовите выдающегося мастера скульптуры эпохи Возрождения?
1. Лисипп.
2. Фидий.
3.Микеланджело.

Правильный ответ: 3

10. Назовите главное выразительное качество древнегреческой скульптуры?
1. драматизм скульптурных композиций.
2. пластическая красота человеческого тела.
3. Внешняя эффектность форм.

Правильный ответ: 2

11. Пластической материализацией мифологии является скульптура…
1. Ассирии.
2. Шумера.
3.Древней Греции.

Правильный ответ: 3

12. Чем отличалась скульптура Древнего Египта?

1. реалистичностью образов.
2. системой условного изображения человеческой фигуры.

Правильный ответ: 2

13. В первобытно-общинном строе скульптура нередко использовалась в качестве...
1.амулетов.
2.монет.

Правильный ответ: 1

14. Как переводится слово «пластика» с греческого языка?
1. вырезать.
2. строить.
3. лепить.

Правильный ответ: 3

15. Как иначе называют искусство скульптуры?
1. макетирование.
2.ваяние.
3. формообразование.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Из какого материала сделана знаменитая скульптура Донателло «Давид»?
Правильный ответ: бронза.
2. В каком городе установлена статуя богини Либертас, разработанная Фредериком Огюстом Бартольди?
Правильный ответ: В Нью-Йорке.

3. В каком музее выставлена знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель»?

Правильный ответ:В Музее Родена.

4. Кто является автором удивительной скульптуры «Уникальные формы непрерывности в пространстве»?
Правильный ответ: Умберто Боччони.

5. В какую эпоху жил и творил итальянский скульптор БенвенутоЧеллини?
Правильный ответ:Возрожденмя.

6. Среди работ Жана-Батиста Пигаля есть статуи французского монарха. Кого из королей Франции увековечил скульптор?
Правильный ответ: Людовика XV.

7. Кто автор известных скульптур «Амур и Психея», «Дедал и Икар», «Персей с головой Медузы»?

Правильный ответ: Антонио Канова.

8. Какая страна является родиной скульптора БертеляТорвальдсена?

Правильный ответ: Дания.

9. Как называется скульптурная группа на фасаде Парижской оперы, которая является одним из самых известных произведений Жана-Батиста Карпо?

Правильный ответ: Танец.
10. Какой материал использовал Эдгар Дега для создания своих скульптур?

Правильный ответ: воск.

11. Константин Бранкузи считается одним из основателей скульптурного стиля...

Правильный ответ: абстракционизм.

12. В каком городе получил образование немецкий скульптор и художник Вильгельм Лембрук?

Правильный ответ: вДюссельдорфе.

13. Кто из этих скульпторов считается важнейшим представителем кубизма в скульптуре?

Правильный ответ:Александр Архипенко.

14. Кого в своих работах изображала Анна Вон Хайат-Хантингтон?

Правильный ответ: животных.

15. Какой художественный прием разработал Леонардо да Винчи?

Правильный ответ: сфумато

16. Как называется скульптурное направление, в котором работал ЭдуардоЛуиджиПаолоцци?

Правильный ответ:Геометрия страха.

17. Одна из самых известных скульптур СезараБальдаччини изображает часть человеческого тела. Какую?

Правильный ответ:палец.

18. Как называется скульптура Луизы Буржуа, изображающая гигантского паука?

Правильный ответ:Мама.

19. Из какого материала изготовлена самая грандиозная скульптура Степан Эрьзя под названием «Моисей»?

Правильный ответ:из дерева.

20. Самая известная скульптура Альберто Джакометти, проданная на аукционе Sothebys за 65 млн. фунтов стерлингов, называется...

Правильный ответ:Шагающий человек.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Домашнее задание
«2» - отсутствие домашней работы;
«3» - неполное наличие домашних заданий;
«4» - полностью выполнены все домашние задания с небольшими замечаниями.
«5» - полностью выполнены все домашние задания.
Самостоятельная работа – сдаются выполненные этюды, длительные объемные работы
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести скульптурную работу, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты, незначительные ошибки в передачи отношений);
«5» - отлично (правильную компановку, последовательное, правильное и аккуратное ведение работы, умелое применение скульптурных техник, умение обобщать, творческий подход).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стасов В.В. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В 6 Ч. ЧАСТЬ 1: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чаговец, Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э4 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э5 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э6 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э7 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э8 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э9 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э10 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э11 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э12 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ
Э14 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
Э15 Курс MOODL Академическая скульптура и пластическое моделирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.