МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.ист.н, доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц. , Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний и практических умений разработки композиции, составляющих основу профессиональной грамотности, художественно-образного мышления и практического мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ОПК-3.1 Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность понятия «композиция» и основные виды композиции, законы и свойства композиции
законы визуального восприятия и принципы (правила, приемы и средства) организации композиции
сущность понятия «образная выразительность», средства ее достижения с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании произведений изобразительного искусства и дизайна
принципы формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно ставить и решать задачи композиционных построений
использовать выразительные возможности средств композиции и их свойства в своей творческой деятельности
разрабатывать композиции с помощью различных выразительных художественно-графических средств, управляя их активностью
формировать профессиональную компетентность рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами художественной выразительности
приемами построения композиций различной степени сложности
методами анализа используемых композиционных средств и приемов
основными методами формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в композицию
1.1. Понятие «композиция». Композиция в изобразительном искусстве и дизайне. Основные виды композиции. Типы изобразительных композиций. Общее понятие о различных формах организации композиции. Основные законы композиции, их роль и значение в создании художественного произведения. Свойства композиции. Правила, приемы и средства композиции. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.3. Форма. Геометрический вид формы. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейно-пластическая форма. Собственные свойства формы. Величина и масса формы. Свойства поверхности формы. Цвет. Фактура. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.4. Виды форм и их характеристика. Комбинация композиционных форм. Положение формы в пространстве. Закономерности зрительного восприятия формы. Восприятие плоскостной формы. Особенности восприятия объемно-пространственной формы. Светотень. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.5. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.6. Композиционные возможности изобразительных средств. Точка, линия, пятно. Плоскость. Цвет, тон. Практические 2 6 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.7. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.8. Композиционные возможности изобразительных средств. Фактура. Рельеф. Объемная поверхность. Пространство. Практические 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.9. Образная выразительность - как основная задача композиции. Применение средств выразительности и средств композиции для передачи художественного образа. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Принципы организация композиции
2.1. Концепция визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Законы визуального восприятия плоскости. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.3. Принципы организации композиции. Формат композиции. Композиционные оси. Пространство композиции. Композиционные схемы. Композиционные связи. Группировка элементов. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.5. Визуальная масса. Композиционное равновесие. Виды композиционного равновесия. Правила создания композиционного равновесия в ассиметричных композициях. Средства создания равновесия. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.7. Композиционный центр. Закономерности выявления композиционного центра. Способы организации композиционного центра. Доминанта. Роль доминанты в композиции. Субдоминанта. Субдоминантные отношения. Акценты. Принципы расстановки акцентов. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Средства композиции
3.1. Понятие тождество, нюанс и контраст как количественно-качественные категории композиции. Тождество как принцип полного сходства элементов в композиции. Нюанс отношение близких состояний свойств элементов формы. Контраст как проявление различий в свойствах обьемно-пространственной формы Практические 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.3. Понятие о пропорции. Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого. Модульная система пропорционирования. Модуль. Виды пропорциональных отношений. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Принцип геометрического подобия. Отношение золотого сечения. Примеры пропорциональных отношений в строении биоформы, в построении композиции. Практические 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.5. Понятие масштабности. Масштаб как средство художественной выразительности. Представление о сомасштабности пространства. Человек как мера организуемого пространства. Количественные методы для обеспечения сомасштабной человеку структуры пространства. Масштаб: размерный, геометрический, композиционный. Приемы и средства выражения масштабности. Зависимость масштабности формы от характера ее членений. Определение соотношения элементов композиции и внешнего пространства. Практические 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.7. Статика. Динамика. Правила передачи движения. Правила передачи покоя. Средства выражения статичности и динамичности. Проявление свойств статичности в композиции. Проявление свойств динамичности в композиции. Направление и характер движения. Внутренняя и внешняя динамика. Статика и динамика как средства выразительности в композиции. Практические 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.9. Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Ритм как средство выразительности в композиции. Проявление ритма в различных видах композиции. Активные и пассивные элементы ритмических построений. Построение метрических рядов. Построение ритмических рядов. Изменение параметров ритма: ритмического шага, темпа ритма, направления развития ритма. Практические 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.11. Понятие симметрии. Закономерности расположения частей симметричной фигуры. Элементы симметрии. Основные преобразующие операции. Виды симметрии. Классическая симметрия (отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости). Аффинная симметрия (растяжения, сжатия, сдвига). Симметрия подобия (подобия К; подобия L). Криволинейная симметрия (кручения, сдавливания, слома, простого изгиба). Сочетание различных видов симметрии. Понятие асимметрия, дисимметрия. Ассиметричные композиции. Способы создания зрительного равновесия. Практические 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Стилизация в композиции
4.1. Стилизация в композиции. Понятие стилизации и стиля. Роль стилизации в достижении выразительности композиции. Виды стилизации в композиции. Принципы и методы стилизации. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.3. Особенности изображения объектов с элементами стилизации. Изображение объемных форм в композиции. Стилизация природных форм. Композиции из стилизованных объектов. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.5. Использование принципов стилизации при создании композиции в различных видах декоративно-прикладного искусства. Использования стилизации при создании объектов дизайна. Практические 2 6 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Орнаментальная композиция
5.1. Искусство орнамента. Художественный язык орнамента. Функции орнамента. История искусства орнамента. Орнамент разных стран и народов. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.3. Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция. Жанры орнаментальный композиций. Классификация орнаментальных композиций. Сам. работа 2 0 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.5. Орнамент и костюм. Ансамбль предметов костюма, интерьера и орнаментальный текстиль. Орнамент в искусстве XX-XXI веков. Особенности ритмического построения орнаментальных композиций. Практические 2 4 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 3 ОПК-3.1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ОПК-3: Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильную последовательность.
1. обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2. компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3. компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1. по-сырому.
2. алла прима.
3. лессировка.

Правильный ответ: 2


3. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда...
1. точно такой же.
2. темнее.
3. светлее.

Правильный ответ: 3


4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1. светлотным контрастом.
2. цветовым контрастом.
3. колоритом.

Правильный ответ: 1


6. Какой цвет не является хроматическим?
1. белый.
2. синий.
3. красный.

Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1. лессировка.
2. по-сырому.
3. алла прима.

Правильный ответ: 1


8. Изображения морских пейзажей называют...
1. мариями.
2. маринами.
3. морянами.

Правильный ответ: 2


9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2. компоновка в формате.
3. проработка деталей.

Правильный ответ: 2


11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1. полутон.
2. рефлекс.
3. локальный цвет.

Правильный ответ: 3


15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1. светлота.
2. колорит.
3. монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ: изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...

Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета по окончании изучения дисциплины. Зачет проводится в виде академического просмотра выполненных за семестр практических работ по рисунку. Все работы должны быть оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, название № группы и ФИО преподавателя). При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меркулова Л.А. Пропедевтика. Общая композиция : учебник Академия, 2016 www.academia-moscow.ru
Л1.2 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
Л2.2 Даглдиян К.Т., Поливода Б.А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением): учебное пособие ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.4 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Курс «Основы композиции» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.