МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры и искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 207
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 207 207 207 207
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
Ст.преп., Н.А.Айхлер

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры и искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.01.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.01.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения учебной дисциплины «История мировой культуры и искусства» является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития русской культуры, ее национальном своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
Особенности стилей и направлений в художественной культуре.
Содержание культурных процессов различных исторических эпох.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять состояние современных исследований культуры.
Оценивать место и роль художественной культуры в жизни общества.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками оценивания мировой культуры как специальной теории, объясняющую духовное состояние, интеллектуальное поведение, роль и значение мировой художественной культуры и искусства на группы и индивида.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в мировую культуру и искусство
1.1. Предмет дисциплины «История мировой культуры и искусства», соотношение ее с другими науками. Структура и состав дисциплины. Основные понятия: культура, искусство, виды искусства, жанры. Основы теории и истории идей. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Видовое разнообразие искусств. Художественная культура первобытного общества (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 2 8 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Искусство Древнего Египта Искусство Древней Греции. Подготовка презентации по теме Искусство Древнего Рима (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 2 32 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Культура Древнего мира. Античная культура
2.1. Культура Древнего мира. Первобытная культура. Культура ранних цивилизаций и ее особенности. Античная культура. Общая характеристика античной культуры. Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима. Культура Византии. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Понятие «античность». Специфика античной культуры. Хронологические рамки культуры и этапы ее развития: крито-микенская, архаика, классика, эллинизм, античный Рим. Понятие о гармонии в античном мире. (подготовка устных докладов по предложенной тематике) Практические 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Культура Греции гомеровского периода. Гомеровский эпос. Мифологические системы. Архитектура и декоративно-прикладное искусство. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 2 32 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Культура Западной Европы в средние века
3.1. Культура Западной Европы в Средние века. Общая характеристика средневековой культуры. Романское искусство. Готическое искусство. Лекции 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Специфика искусства раннего Ренессанса. Развитие региональных школ. Основные направления и крупнейшие представители флорентийского раннего Возрождения (архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо, Боттичелли) (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Культура Византии Искусство готики. Культура Древнего мира (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 2 32 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Культура эпохи Возрождения
4.1. Культура эпохи Возрождения. Ренессанс. Ранее Возрождение. Высокое возрождение. Архитектура Возрождения. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Специфика искусства раннего Ренессанса. Развитие региональных школ. Основные направления и крупнейшие представители флорентийского раннего Возрождения (архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо, Боттичелли) (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Изобразительное искусство раннего Возрождения. Италия. Изобразительное и декоративное искусство зрелого Возрождения. Италия (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 2 32 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Культура Западной Европы XVII века
5.1. Голландская живопись 17 в. Творчество Хальса, Рембрандта. Испанская живопись 17 в.. Творчество Эль Греко, Веласкеса (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Культура Западной Европы XVII века. Стиль барокко. Специфика западноевропейских национальных художественных школ XVII в. Особенности средневековой русской культуры. Культура Киевской Руси. Культура Руси XII XVI вв. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Французская культура 17 века. Формирование классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Никола Пуссен и его «теория модусов» для живописи; классицистический пейзаж Клода Лоррена). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Культура Западной Европы XVIII - XIX веков
6.1. Культура Западной Европы XVIII-XIX вв. стиль рококо в западноевропейском искусстве XVIII века. Классицизм в западноевропейском искусстве XVIII – начало XIX вв. романтизм. Критический реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Французская культура 18 в. Рококо Особенности французского искусства 18 века. Стиль рококо. Антуан Ватто - мастер «галантных празднеств»; “пасторали” Франсуа Буше. (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Французский классицизм кон. 18-нач. 19 вв. (архитектура, изобразительное искусство, театр). Общая характеристика стиля (отличительные черты, эволюция стиля). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 2 38 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Русское искусство XVIII-XIX веков
7.1. Русское искусство XVIII-XIX вв. Русская культура XVIII века. Русская культура XIX века. Модерн в русском искусстве начала ХХ века. Художественные объединения начала ХХ века. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Творчество русских художников-пейзажистов 2-й пол. 19 в.: И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Куинджи, А. Саврасов, И.Левитан (подготовка устных докладов по предложенной тематике) Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Русская живопись 1-й пол. 19 в. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О. А. Кипренский, А Венецианов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Отечественная культура ХХ века
8.1. Отечественная культура ХХ века. Отечественная культура 1 половины ХХ века. Отечественная культура половины ХХ века. Модерн в западноевропейском искусстве. Модернизм. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
8.2. Модерн в декоративно-прикладном Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар) и изобразительном искусстве. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи Г. Климта. (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Сам. работа 2 24 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Основные направления в изобразительном искусстве 20 в.: абстракционизм. Основные направления в изобразительном искусстве 20 в.: кубизм (Брак, Пикассо), сюрреализм (Дали) (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 2 7 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Cпособностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Передан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов А. А. История мировой культуры: Учебное пособие Москва: ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э2 Алтайский государственный краеведческий музей www.agkm.ru
Э3 Третьяковская галерея www.tretyakovgallery.ru
Э4 Курс "история мирововй культуры и искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.