МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023 24 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к проведению занятий в образовательных организациях и в сфере дополнительного предпрофессионального образования по декоративно-прикладному искусству.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью владеть педагогическими навыками преподавания художественных и проектных дисциплин
ПК-12 способностью самостоятельно разрабатывать учебную программу практических и лекционных занятий, выполнять методическую работу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы организации учебного процесса по декоративно-прикладному искусству;
Формы и методы ведения учебной работы по декоративно-прикладному искусству;
Методы и формы активизации творческого процесса на занятиях;
Методы коррекции и контроля знаний, умений и навыков учащихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать методический фонд для занятий по декоративно-прикладному искусству, включающий наглядные пособия, иллюстративные средства; составлять планы-конспекты занятий;
конструировать учебные и творческие задания по декоративно-прикладной деятельности для учащихся; грамотно пользоваться при подготовке методической литературой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками подготовки занятий по декоративно-прикладной деятельности, профессиональным языком предметной области знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методики преподавания ДПИ
1.1. Методика обучения декоративно-прикладному искусству как научная дисциплина Лекции 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Ключевые научные публикации по проблематике исследования Сам. работа 7 6 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Классификация форм и видов учебного процесса. Факторы выбора технологий и методов обучения. Виды занятий по декоративно-прикладному искусству Лекции 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Терминология предметной области Сам. работа 7 8 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общедидактические принципы методики обучения ДПИ
2.1. Дидактические принципы и их роль в методической работе. Лекции 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Принцип наглядности. Требования к проектированию и применению наглядности на занятиях по ДПИ Лекции 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Разработка наглядных пособий по видам ДПИ Сам. работа 7 16 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Планирование учебной работы. Принципы построения программ по декоративно-прикладному искусству Практические 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методика формирования знаний, умений и навыков учащихся
3.1. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству Лекции 7 4 ОПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Конструирование упражнений и заданий по ДПИ Сам. работа 7 18 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Проектные формы обучения декоративно-прикладному искусству Практические 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности дидактического контроля в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Практические 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Реализация национально-регионального компонента при обучении ДПИ
4.1. Определение содержания обучения региональному ДПИ Лекции 7 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Анализ особенностей произведений ДПИ Западно-Сибирского региона Сам. работа 7 18 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Планирование учебной деятельности с учетом региональных особенностей декоративно-прикладного искусства Практические 7 6 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3756
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: способностью владеть педагогическими навыками преподавания художественных и проектных дисциплин
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется раздел педагогики, который изучает научные основы процесса воспитания и методику организации воспитательной работы:
1) теория воспитания
2) психология воспитания
3) воспитательная технология
Правильный ответ : 1

2. Методы обучения:
1) монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта
2) способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения
3) средство самообучения и взаимообучения
Правильный ответ : 2

3. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
1) устные, письменные проверки
2) словесные
3) определённые поощрения в формировании мотивации
Правильный ответ : 2

4. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
1) наглядные
2) определённые поощрения в формировании мотивации
3) определённые поощрения в формировании чувства ответственности
Правильный ответ : 1

5. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса :
1) концепция обучения
2) педагогическая система
3) мировоззрение педагога
Правильный ответ : 1

6. К современным моделям организации обучения художественных и проектных дисциплин относят:
1) модели форм и методов организации обучения
2) модели видов и форм организации обучения
3) модели систем принципов, систем методов, форм, видов организации обучения
Правильный ответ : 3

7. К достоинствам проблемного обучения в методике преподавания художественных и проектных дисциплин относится:
1) большие затраты времени
2) учет индивидуальных особенностей учащихся
3) развитие мышления учащихся
Правильный ответ : 3

8. Принципы обучения впервые сформулировал:
1) Ушинский
2) Монтень
3) Коменский
Правильный ответ : 3

9. Виды проблемного обучения по М.И. Махмутову:
1) научное творчество
2) практическое творчество
3) репродуктивное творчество
4) учебное творчество
5) художественное творчество
6) индивидуальное творчество
7) групповое творчество
Правильный ответ : 1, 2, 5

10. В структуре способностей к декоративному искусству главную роль выполняет:
1) острая зрительная чувствительность
2) воображение
3) трудолюбие
Правильный ответ : 2

11. Автор концепции «Школа рисунка - графическая грамота» в обучении изобразительному искусству:
1) Б.М. Неменский
2) Б. Юсов
3) Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин
Правильный ответ : 3

12. Основой для успешной творческой деятельности учащегося является:
1) накопление базы изобразительной грамоты
2) воображение
3) эмоциональная активность
Правильный ответ : 3

13. Основное психологическое качество педагога как носителя педагогической культуры необходимое для глубокого понимания учеников:
1) рефлексия
2) эмпатия
3) воображение
Правильный ответ : 1

14. К развивающим задачам урока ДПИ относятся в первую очередь
1) задачи на развитие способностей к ИЗО
2) задачи на формирование определенных черт характера
3) задачи эстетического воспитания

15 . Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, - это:
1) методический прием
2) правило
3) метод
Правильный ответ : 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В сфере … развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить: трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Правильный ответ : личностного.

2.. …- это чувство и сформировавшаяся позиция верности своему Отечеству и солидарности с народом.
Правильный ответ : Патриотизм

3. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Правильный ответ : гуманизма.

4. Воспитание рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслом и потребности в самообразование и…
Правильный ответ : саморазвитии.

5. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.
Правильный ответ : умственным

6. Дидактический принцип «управления чувственным опытом» был введен в педагогическую литературу…………..
Правильный ответ : Я. А Коменским.

7. Определение педагогическому рисунку как регулятору зрительного восприятия дал…………..
Правильный ответ : Н.Н. Ростовцев.

8. Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это …
Правильный ответ : перевоспитание.

9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества -....
Правильный ответ : воспитание.

10. Автор концепции «Целостный подход к художественному воспитанию через категорию «художественный образ» - …………
Правильный ответ :. Юсов.

11. Содержание… воспитания должно включать в себя несколько направлений : духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-краеведческое и историко-краеведческое.
Правильный ответ : патриотического.

12. Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания … чувства.
Правильный ответ : нравственные.

13. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по...
Правильный ответ : источнику знания.

14. Внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности – это …
Правильный ответ : ценности педагога.

15. Личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок – это …
Правильный ответ : взаимодействие педагогическое.

16. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется:
Правильный ответ : авторской.

17.Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению:
Правильный ответ: обучаемость.

18. Усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Правильный ответ: результаты обучения.

19. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям.:
Правильный ответ: общеучебным.

20. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся по дисциплинам художественного цикла считают...
Правильный ответ: портфолио учебных достижений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-12: способностью самостоятельно разрабатывать учебную программу практических и лекционных занятий, выполнять методическую работу
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников):
1) программа развития образовательного учреждения
2) основная образовательная программа образовательного учреждения
3) базисный учебный план
4) дополнительная образовательная программа
Правильный ответ: 2

5. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) познавательным
4) личностным
Правильный ответ: 1

6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

7. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов:
1) педагогическая
2) инновационная
3) проектно-исследовательская
4) экспертно-аналитическая
Правильный ответ: 2

8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности:
1) социально-педагогическое проектирование
2) педагогическое проектирование
3) психолого-педагогическое проектирование
4) дидактическое проектирование
Правильный ответ: 3

9. Обязательным признаком авторской школы является:
1) расширенное содержание обучения
2) оригинальная концепция функционирования
3) наличие позитивных результатов работы педагогического коллектива по реализации концепции
4) оригинальная основополагающая идея
Правильный ответ: 4

10. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1) педагогическое моделирование
2) педагогическое конструирование
3) педагогическое проектирование
4) инновационный процесс
Правильный ответ: 1

11. Педагогический процесс предполагает моделирование:
1) теоретической идеи, учебного плана, программы
2) тематического планирования
3) расписания занятий, графика контроля
4) конспектов занятий, сценариев, моделей учебных пособий
Правильный ответ: 1

12. Каким средством можно регулировать восприятие учащегося с наилучшим результатом:
1) теоретическим объяснением;
2) использованием плакатов
3) педагогическим рисованием
4) лекцией-визуализацией
Правильный ответ: 3

13. Объектами педагогического проектирования являются:
1) педагогические системы
2) педагогический процесс
3) педагогические ситуации
4) всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

14. Основные компоненты Рабочей программы по учебному предмету?
1) пояснительная записка
2) список литературы для изучения
3) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
4) содержание учебного предмета, курса
Правильный ответ: 134

15. Определите требования у личностного подхода в преподавании художественных и проектных дисциплин :
1. Учет индивидуальных особенностей воспитанников
2. Учет возрастных особенностей в воспитании
3. Учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций
Правильный ответ: 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе?
Правильный ответ: федеральный государственный образовательный стандарт ИЛИ ФГОС

2. Комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации – это …
Правильный ответ: образовательная программа.

3. Назовите не менее 4 направления деятельности воспитательной системы школы.
Правильный ответ: 1) профориентационная деятельность; 2) художественно-эстетическая деятельность; 3) трудовая деятельность; 4) профилактика ДДТТ; 5) гражданско-патриотическое воспитание; 6) нравственное воспитание; 7) спортивно-оздоровительная деятельность; 8) воспитание культуры семейных отношений.

4. В основе ФГОС лежит ______ подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Правильный ответ: системно-деятельностный.

5. Что означает аббревиатура УУД в системе образования? Дайте определение.
Правильный ответ: Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении – умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.

6. Чем отличается рабочая программа от учебного плана?
Правильный ответ: Учебный план регламентирует наименования дисциплин и их объем. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

7. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

8. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «…образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются _____________».
Правильный ответ: организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Создание определенного колорита изображении обеспечивается:
Правильный ответ: наличием тоновых и цветовых контрастов.

10. К изобразительным средствам относятся:
Правильный ответ: штрих, линия, пятно.

11. Автор книги «Психология деятельности детей»:
Правильный ответ: Е.И. Игнатьев.

12. Автор книги «Восприятие предмета и рисунка»:
Правильный ответ: Н.Н Волков.

13. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами
Правильный ответ: проективными.

14. Верно ли утверждение о том, что необходимо ли планировать проведение специальных “мотивационных” моментов на уроке?
Правильный ответ: верно.

15. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это …
Правильный ответ: навык.

16. Объектами педагогического проектирования являются:
Правильный ответ: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

17. Умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления:
Правильный ответ: организационно-методические умения.

18. Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя - включить учащихся в деятельность на уроке. Тип задачи:
Правильный ответ: оперативная.

19. Задачи, включенные в классификацию по видам деятельности педагога:
Правильный ответ: воспитательные, дидактические.

20. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шокорова, Л. В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Нечаева Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Долженко, Г.П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения: учебное пособие Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Э2 Народная культура www.kefa.ru
Э3 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов
Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС» http://www.ebiblioteka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

•Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса. Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к занятиям, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы
Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов,
что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;
Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.