МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы дизайн-проектирования в костюме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 97
индивидуальные консультации 20
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 97 97 97 97
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы дизайн-проектирования в костюме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование образного объемно-пространственного мышления, развитие творческих способностей
освоение основ по созданию формы условной модели с использованием основных законов композиции объектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-3 Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики, разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи, синтезировать набор возможных решений и научно обосновать свои предложения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о пространственных видах искусства
об основных состовляющих пространства
3.2.Уметь:
3.2.1.основные положения архитектонического искусства
принципы развития стилевых форм
обозначать этапы процесса формообразования
находить знаковую функцию объектов дизайна
использовать методы работы над объемной композицией при создании современных и новых форм
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различного подхода к формообразования проектируемых коллекций
применения объемного формообразования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ "дизайн-проектирование", "костюм"
1.1. Основные термины и понятия дизайн проектирования. Архитектоника в системе искусств. Мода и архитектура. Тектоника материалов для одежды Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Мода и архитектура Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 30 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. ОБЪЕМНОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА
2.1. Гармонизация объемно-пространственных структур. Принципы формообразования. Возможные подходы к формообразованию. Технологическая культура объемного формообразования. Материалы, технические средства, приемы объемного формообразования. Архитектоника структуры костюма. Виды структур. Основные виды и категории композиции. Архитектоника плоского листа. Модульный метод проектирования Практические 4 2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.2. Тектонические системы костюма Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
2.3. Формообразование драпировок Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
2.4. Средства формообразования костюма Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
2.5. Современные технологии в текстильном производстве Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
2.6. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Симметрия и асимметрия
3.1. Классическая симметрия. Аффинная симметрия. Криволинейная симметрия. Симметрия и асимметрия в организации формы костюма. Симметрия и модульная организация формы как методы анализа формы. Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
3.2. Основные виды и категории композиции Практические 4 4 Л1.1, Л2.3
3.3. Модульный метод проектирования Практические 4 6 Л1.1, Л2.3
3.4. Симметрия и асимметрия в формообразовании костюма Практические 4 6 Л1.1, Л2.3
3.5. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.3
Раздел 4. КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
4.1. Комбинаторные принципы формальной композиции. Комбинаторное формообразование Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.3
4.2. Комбинаторные методы формообразования Практические 4 6 Л1.1, Л2.3
4.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 9 Л1.1, Л2.3
Раздел 5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
5.1. Формообразование в живой природе. Биологическое формообразование в архитектуре, дизайне костюма, инженерии. Биоформы в художественном конструировании. Природное сырье и биотехнологии в производстве текстиля. Анализ конструктивной целесообразности форм – основа создания природообразных структур Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.3
5.2. Биологическое формообразование в архитектуре и инженении Практические 4 20 Л1.1, Л2.3
5.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.3
Раздел 6. КИНЕТИЗМ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ
6.1. Виды кинематических структур. Роль геометрического подобия и соразмерности в зрительном восприятии формы. Кинетизм и кинетическое искусство. Мобильные конструкции. Биокинематика. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.3
6.2. Кинетизм как процесс изменения формы Практические 4 14 Л1.1, Л2.3
6.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.3
6.4. Консультации 4 20
6.5. Экзамен 4 27 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении
Приложения
Приложение 1.   офк 1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Б. Рытвинская Основы формообразования костюма (архитектоника): учеб. пособие для вузов М.: Альфа-М, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 : , biblioclub.ru
Л2.2 Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, В. В. Хамматова Дизайн костюма: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2006
Л2.3 Г. И. Петушкова Проектирование костюма: учебник М.: Академия, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Сокольская О. Б., Теодоронский В. С., Вергунов А. П. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архитектура, дизайн интерьера и новости архитектуры architektonika.ru
Э2 Газета «Культура» www.kulturagz.ru.
Э3 Библиотека Гумер - гуманитарные науки www.gumer.info
Э4 Электронный научный журнал eduherald.ru
Э5 ОФК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
220Д учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; зеркало 1 шт.; учебно-нагляднве пособия; манекен женский мягкий (торс) 2 шт.; оверлок Juki MO Juki MO 735; распошивальная машина Brother 2340 CV; утюг Phillips GC4850/02; швейная машина Brother Style 60e; швейная машина бытовая Brother LS 2125 – 3шт.; швейно-вышивальная машина бытовая Brother NV 950 E; доска гладильная (подставка для утога и подставка для рукава)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В целях обеспечения качества усвоенного материала по дисциплине предусмотрена самостоятельная работа, которая систематически контролируется преподавателем. Для методического обеспечения самостоятельной работы студентов составлен перечень форм, тематика и вопросы самостоятельных работ, подобрана учебная, справочная, методическая и научная литература.
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Конкретное содержание для самостоятельной работы, ее виды и объем могут иметь вариативный и дифференцированный характер. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Выдача заданий на внеаудиторную самостоятельную работу сопровождается со стороны преподавателя подробным инструктажем по ее выполнению, включающим изложение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и к отчету по ним, сведения о возможных ошибках и критериях оценки выполнения работ.
Методы и формы организации самостоятельной работы:
1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
2. Проработка конспекта лекций.
3. Практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.

Целью самостоятельной работы является:
1. систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений;
2. формирование умений самостоятельно работать с информацией;
3. развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления;
5. развитие исследовательских умений.
В рамках дисциплины предусмотрено ведение и оформление портфолио. Тематический ряд портфолио отражает содержание теоретических вопросов дисциплины, и выстроен в логике усложнения проектных задач.
Портфолио представляется в виде:
- текстовых документов в формате Word; параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 2.0 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, красная строка 1.25.
- фотографий, рисунков, схем, таблиц
Допустимо использование любых графических средств (бумага, гуашь, акварель, тушь и др.) в различной технике, включая коллаж, компьютерную графику и так далее.