МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 98
индивидуальные консультации 10
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 98 98 98 98
Консультации 10 10 10 10
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода
ОПК-1.1 знать: главные этапы художественного освоения мира человеком; специфические средства выразительности, присущие видам искусства
ОПК-1.2 уметь: анализировать произведение искусства в культурно-историческом контексте; определять жанрово-стилевую специфику произведений искусства, их идейную концепцию
ОПК-1.3 владеть: основной терминологией и навыками анализа художественных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. знать: главные этапы художественного освоения мира человеком; специфические средства выразительности, присущие видам искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. уметь: анализировать произведение искусства в культурно-историческом контексте;
определять жанрово-стилевую специфику произведений искусства, их идейную концепцию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. владеть: основной терминологией и навыками анализа художественных произведений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.2. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.4. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.5. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.6. Процессы самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности Сам. работа 4 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.7. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства, их специфика
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство IX-XIII века Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.2. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVII века Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство XVIII века Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.4. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.5. Декоративно-прикладное искусство XIX века Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.6. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство XX века Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.8. Декоративно-прикладное искусство Алтая Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.9. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.10. Консультации Консультации 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам итемам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять знания в области истории и теории искусств, истории и теории дизайна в профессиональной деятельности, рассматривать произведения искусства и дизайна в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с
религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому виду орнамента относятся изображения элементов неба, солнца, звезд, облаков?
а.Пейзажный
б. Фантастический
в. Астральный
Ответ: в
Вопрос 2. Что понимают под минимальной площадью повторяющегося рисунка, включающего мотивы и расстояния до соседнего мотива?
а. Раппорт
б. Орнамент
в. Образ
Ответ: а
Вопрос 3. "Архетип" - это
а. Первоначальный образ
б. Замкнутая композиция
в. принцип классификации орнаментальных мотивов
Ответ: а
Вопрос 4. С каким базовым мотивом ассоциируется образ небесного совершенства – Бога, Неба, Солнца, луны, планеты в мировой орнаментике?
а. Круг
б. Древо жизни
в. Плетенка
Ответ: а
Вопрос 5. Как называется вид шитья, применявшийся в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов?
а. Лицевое
б. Муравленое
в. Декоративно-орнаментальное
Ответ: а
Вопрос 6. Кто был первым мастером камнерезного искусства на Алтае?
а. Виноградов
б. Стрижков
в. Бакланов
Ответ: в
Вопрос 7. Какое художественное производство было организовано в начале XIХ века в деревне Жостово?
а. Роспись по металлу
б. Ковроткачество
в. Кружевоплетение
Ответ: а
Вопрос 8. Кому из мастеров ювелирного искусства в 1885 г. Александр III поручил изготовить подарочное ювелирное пасхальное яйцо?
а. Овчинникову
б. Грачеву
в. в
Ответ: Фаберже
Вопрос 9. Как называется один из самых древних видов росписи ткани, особенность которого заключается в том, что рисунок на ткани выполняется при помощи печати штампом?
а. Аппикация
б. Набойка
в. Пэчворк
Ответ: б
Вопрос 10. Кто основал завод Гусь-Хрустальный?
а. Петр I
б. Мальцев
в. Фаберже
Ответ: б
Вопрос 11. Выбирете камень наиболее часто использовался в шитье металлическими нитями?
а. Жемчуг
б. Рубин
в. Сапфир
Ответ: а
Вопрос 12. Из какой породы камня изготовлена алтайская "Царица ваз"?
а. Брекчия
б. Малахит
в. Зеленоволнистая яшма
Ответ: в
Вопрос 13. Какой фарфоровый сервизиз, изготовленный в 1784 г. считается самым большим?
а. Юсуповский
б. Арабесковый
в. Яхтинский
Ответ: б
Вопрос 14. Как называется техника вырезания ажурного изображения, при которой в композиции активно используются и фигура, и остатки материала в виде фона, сохраняющие силуэт вырезанной фигуры?
а. Декупаж
б. Квилтинг
в. Набойка
Ответ: а
Вопрос 15. Укажите вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани сейчас считается актуальным?
а. Пэчворк
б. Декупаж
в. Оригами
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дизайн - это
Ответ: деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности
2. Охарактеризуйте цель дизайна
Ответ: гуманизация материального и информационного окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона.
3. Охарактеризуйте каллинрафический орнамент.
Ответ: Этот орнамент составляется из отельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.
4. Орнамент – узор, основанный на ________ и _________элементов; предназначается для __________________различных предметов (утварь, одежда, оружие и т.д.)
Ответ: повторе и чередовании; украшения различных предметов.
5. Какие центры русского кружевоплетения складываются в первой четверти XIХ века? Назовите не менее трех.
Ответ: Вологда, Елец, Торжок.
6. Какие центры лаковой миниатюры складываются в конце XIX века в России? Назовите не менее трех.
Ответ: Мстёра, Палех, Холуй.
7. Какие поделочные камни обрабатывали на Локтевской шлифовальной фабрике?Назовите не менее трех.
Ответ: Порфир, яшма, брекчия.
8. _______-____________ — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства.
Ответ: декоративно-прикладное искусство.
9. Охарактеризуйте астральный орнамент
Ответ: Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
10. _______ - древнейший сакральный знак, подчеркивающий идею центра, упорядочивающий пространство, определяя в нем направление связей и зависимостей, означающий ориентацию в пространстве, точку пересечения верха-низа, правого-левого.
Ответ: крест.
11. Смысл закона __________ заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три интервала между ними) и периодически их повторять.
Ответ: трехкомпонентности.
12. Среди этих первоначальных символов на первое место, по мнению Л.М. Буткевич, следует поставить - ______, ________ и _________ три универсальнейшие формулы, на которых зиждется вся наша материальная культура.
Ответ: круг, крест и квадрат.
13. ________ - это составление, построение, структура художественного произведеения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Ответ: композиция.
14. В аналитической психологии Карла Юнга ______________ представлен как изначальные врожденные психические структуры, обряды (мотивы), составляющие содержание, так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной.
Ответ: архетип.
15. При каких условиях закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи?
Ответ: когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
16. Что относится к выразительным средствам орнаментальной композиции?
Ответ: точка, пятно, линия, цвет, фактура.
17. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...
Ответ: декоративная.
18. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...
Ответ: светотень, свет.
19. Основные цвета это…
Ответ: красный, желтый, синий.
20. Какой художественный промысел в 1798 году купец П.И. Коробов основал в с. Данилково близ Москвы?
Ответ: изделия из папье-маше с лаковой живописью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ултургашева, Н.Т. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие Кемерово : КемГИК// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
Л2.4 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение