МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цвет в костюме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2021
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 241
индивидуальные консультации 20
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72 144 144
Сам. работа 26 26 215 215 241 241
Консультации 10 10 10 10 20 20
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 324 324 432 432

Программу составил(и):
ст.преп., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Цвет в костюме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.04.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.04.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков успешной деятельности художника-стилиста в решении проблем цвета в костюме на основе системного колористического мышления, овладения принципами гармонизации цвета в костюме, методами стилизации и интерпретации цветовых образов в коллекциях костюма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров
ПК-2 Использование информационных технологий при разработке новых изделий текстильной и легкой промышленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль цвета в создании художественного образа костюма и индивидуального образа человека, его выражение в колорите костюма
символике цвета в костюме исторически сложившихся культур и функциях цвета в современном европейском костюме
особенностях формирования модных цветовых тенденций
роль цвета в стилеобразовании и методы стилистики цвета в костюме
цветовой гармонии, согласованности и проблемах поддержания ее в коллекции, способах создания колористической целостности коллекции
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать гармоничную цветовую палитру на основе ассоциаций и интерпретации натурного мотива
с помощью цвета строить, выявлять форму костюма и организовывать внутреннее пространство
творчески интерпретировать цвета при создании образа костюма
проводить колористический анализ модной цветовой гаммы костюма
давать профессиональные рекомендации по подбору и сочетаниям цветов в костюме
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.образными и стилевыми методами изображения костюма в цвете
художественными и техническими способами колористического решения костюма
культуры работы с цветом
правилами и приемами колористической организации различных художественных систем проектирования костюма
сбора информации для проведения аналитической работы по цвету

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Индивидуальность человека и ее выражение в колорите костюма.
1.1. Индивидуальность человека и ее выражение в колорите костюма. Габитус. Основные признаки габитуса. Признаки габитуса. Анализ пропорций тела и типа телосложения. Определение тактики корректировки формы тела формой одежды. Рекомендации по выбору композиционных и конструктивных решений одежды в зависимости от размеров и формы тела. Рекомендации по использованию зрительных иллюзий в проектировании одежды на фигуры с отклонениями от типовой фигуры. Влияние половозрастных характеристик на цветовое решение костюма. Роль эмоционально-психологических признаков личности в выборе цвета в одежды. Практические 5 4 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
1.2. Диагностика личности по предпочтениям цвета. Рекомендации по выбору цветовых решений одежды в зависимости от эмоционально-психологических особенностей личности. Практические 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
1.3. Теория времен года. Цветотипы внешности. Характеристика основных цветотипов. Переходные и смешанные цветотипажи. Практические 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
1.4. Методики определения цветового типа внешности. Рекомендации по выбору и составлению цветовой палитры. Рекомендации по выбору фактур и рисунков материалов. Рекомендации по выбору украшений и дополнений к костюму. Сам. работа 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
1.5. Роль прически и макияжа в формировании образа. Практические 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
1.6. Характеристика основных форм лица. Определение формы лица. Определение пропорций лица. Способы коррекции. Сам. работа 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
1.7. Макияж и декоративная косметика для различных типов внешности. Использование цветометрии при макияже. Теория цвета в макияже. Техники макияжа. Модные тенденции и образы. Дневной и вечерний макияж. Подиумный и конкурсный макияж. Образный макияж. Театральный грим. Практические 5 4 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
1.8. Прическа и её связь с формой лица, чертами лица, плечевым поясом, общими пропорциями. Выбор прически. Возможности изменения цвета волос в рамках цветотипа. Практические 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
1.9. Принципы формирования индивидуального гардероба в соответствии с признаками габитуса. Взаимосвязь назначения и цветового решения костюма. Практические 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
1.10. Выбор основных решений гардероба в зависимости от основных признаков габитуса. Практические 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
1.11. Составление рекомендаций по формированию индивидуального имиджа и стиля в виде Look Book. Практические 5 4 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
1.12. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 5 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л3.5
Раздел 2. Композиционная организация цветового решения костюма.
2.1. Цвет — элемент композиционного творчества. Практические 5 6 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
2.2. Композиционная организация цветового решения костюма. Выбор основного, дополнительного и акцентного цветов. Количественные и пропорциональные цветовые отношения. Закономерности выявления композиционного центра. Закон количества массы. Закон центрального расположения. Закон смыслового фактора. Цветовая доминанта и цветовой акцент. Выявление основных акцентов формы и подчинение им других компонентов. Практические 5 8 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
2.3. Роль цвета в выявлении формы костюма и организации внутреннего пространства. Практические 5 6 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
2.4. Формообразующие свойства цвета. Влияние температурных, весовых, пространственных и фактурных свойств цвета на восприятие формы. Связь цвета со всеми элементами поверхности формы: с видом материала, его поверхностными характеристиками, структурой, фактурой, пластикой. Цветоформа. Весовые качества цвета. Масса формы. Роль линий и площадей в вопросах внутренней организации формы. Цветовая организация формы. Моделирование цветом. Изменение зрительного восприятия формы. Роль цвета в процессе формирования зрительных иллюзий. Разрушение формы цветом. Практические 5 8 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
2.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 5 2 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
Раздел 3. Теория цвета в костюме
3.1. Соподчиненность цветов в форме. Сам. работа 5 18 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5, Л3.4
3.2. Принципы гармонии. Гармоничные цветовые сочетания в костюме. Ахроматические сочетания. Однотоновые гармонические сочетания. Гармонические сочетания родственных цветов. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Сочетания контрастных и дополнительных цветов. Качественная характеристика взаимодействия цветов в цветовых сочетаниях. Развитие контрастных и нюансных отношений. Типы контрастов: контраст по цвету, контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, симультантный контраст, контраст по насыщенности, контраст по площади цветовых пятен. Практические 5 8 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
3.3. Колорит как система в цветовой организации костюма. Основные единицы системы колорита: цветовой тон, соцветия и мультиколоры. Принципы образоавания колорита. Основные типы колорита и их характеристика. Национальные колорирты. Исторические колориты. Цветовые палитры представителей различных художественных течений. Колористический анализ работ известных мастеров живописи. Количественный анализ цвето-тонального решения композиции. Изучение авторской колористики по коллекциям крупных мастеров моды. Типы трактовки цвета в композиции текстильных материалов. Практические 5 12 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
3.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Консультации 5 10 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5, Л3.4
Раздел 4. Психологические и символическе свойства цвета в костюме
4.1. Цветовой символизм в истории и культуре человека. Практические 6 10 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л3.5
4.2. Цвет – элемент знаковой культуры костюма. Символика цвета в костюме исторически сложившихся культур. Функции цвета в современном европейском костюме. Знаковая функция цвета в костюме. Цвет – информационный фактор функции костюма и его содержания. Практические 6 10 Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л3.5, Л2.4
4.3. Восприятие цвета в костюме с точки зрения психологии. Классификация групп цветов по психологическому воздействию. Практические 6 10 Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л3.5, Л2.4
4.4. Цветовая организация костюма с выраженным эмоциональным значением. Цветовая экспрессия и импрессия в костюме. Практические 6 10 Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л3.5, Л2.4
4.5. Типовые образы колорита в костюме. Эпический, драматический, романтический и декоративный образ. Практические 6 10 Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л3.5
4.6. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 6 65 Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л3.5, Л2.4
Раздел 5. Цвет в художественном проектировании костюма
5.1. Роль цвета в стилеобразовании. Методы стилистики цвета в костюме. Характерные особенности цветового и колористического решения костюма различных стилевых направлений от основных до микростилей. Цветовое и колористическое разнообразие внутристилевых решений в одежде. Стилевая и цветовая эклектика. Практические 6 10 Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л2.4
5.2. Формирование модных цветовых тенденций в костюме. Сменяемость цветовых тенденций. Методы прогнозирования цветовых тенденций. Анализ современных направлений в оформлении текстиля и модной цветовой гаммы. Модные цветовые палитры и колористические образы. Практические 6 8 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л2.4
5.3. Художественные системы проектирования костюма и цветовое решение. Пропорциональные и количественные соотношение цвета в различных художественных системах. Особенности цветового решения единичных изделий, костюмов и комплектов. Пропорционирование площадей цветовых пятен в костюмном ансамбле. Структура цветового решения коллекции - контраст, нюанс, основные и дополнительные цвета, расстановка цветовых акцентов и т.д., яркость, светлота, насыщенность, цветовая гармония, цветовой центр, развитие, распределение, взаимное влияние цвета. Развитие цвета в коллекции костюмов. Комбинаторика цвета. Практические 6 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
5.4. Цвет в костюме и проектный образ. Цветовая гамма творческого источника. Разработка цветовой и колористической концепции коллекции. Цветовой код коллекции. Актуальность выбранной цветовой гаммы. Взаимосвязь цветовой гаммы коллекции с её назначением. Эмоциональная окраска коллекции. Методы авторской интерпретации и образной трактовки цвета. Цветовая гармония и согласованность, проблемы ее поддержания в коллекции. Колористическая целостность коллекции. Практические 6 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
5.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 6 150 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.5, Л3.3, Л1.2, Л3.2, Л1.3, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л3.5, Л3.4, Л2.4
5.6. Консультации 6 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.
Приложения
Приложение 1.   цвк1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Ломов С. П. , Аманжолов С. А. Цветоведение: Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А., Тарасова О.П., Томина Т.А. Методика проектирования костюма: Учебное пособие Оренбургский государственный университет, 2015 e.lanbook.com
Л1.5 Лютов В.П., Четверкин П.А., Головастиков Г.Ю. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ КОЛОРИМЕТРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Исаев, А.А. Философия цвета : феномен цвета в мышлении и творчестве: Москва : Издательство «Флинта», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОСТЮМА: Учебное пособие Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Хамматова, В.В. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: Казань : Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.5 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.6 Горчакова В.Г. Имиджелогия: теория и практика: учеб. пособие М.: Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115022
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Борисова Е. А. Разработка коллекции одежды по заданному источнику творчества: учебно-методическое пособие ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 biblioclub.ru
Л3.2 Казарина, Т.Ю. Цветоведение и колористика: практикум: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
Л3.3 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л3.4 Куракина И. И. Архитектоника объемных форм в дизайне одежды: учебно-методическое пособие Екатеринбург: Архитектон, , 2015 biblioclub.ru
Л3.5 Л.В. Хабибуллина Основы композиции : учебно-методическое пособие Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272466
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет портал индустрии моды http://modanews.ru
Э2 Официальный сайт журнала «Индустрия моды» industria-mody.ru
Э3 Официальный сайт журнала «Теория моды» http://www.fashiontheory.ru
Э4 Официальный сайт журнала«L'Officiel» http://officiel.com.ua
Э5 Официальный сайт журнала «Vogue» http://www.vogue.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Harper’s Bazaar» http://www.bazaar.ru
Э7 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности http://www.cniishp.ru
Э8 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли http://www.ivtextile.ru
Э9 Информационный портал легкой промышленности http://www.legprominfo.ru
Э10 Официальный сайт ОАО Рослегпром http://www.roslegprom.ru
Э11 Портал легкой промышленности http://legport.ru
Э12 Издательский дом «Торговля и промышленность» http://www.textile-press.ru
Э13 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» http://www.lp-magazine.ru
Э14 цвет в костюме portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.