МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы географии растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы географии растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н. проф., Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой д.б.н. проф., Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с особенностями географического распределения растений и их сообществ, а также показать определяющие их факторы.
Сформировать представления о флорах как о многомерных сложных объектах – подсистемах биотического уровня организации живой материи как исторически сложившихся на той или иной территории (акватории) совокупности разновозрастных видов, существующих в устойчивом равновесии в течение длительного времени.
Подготовить студентов к практике составления научных отчетов флористическому разнообразию и по оценке состояния растительного покрова, дать навыки использования методов картографии, районирования и подготовки пояснительных записок, а также критического анализа получаемой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.приемы составления аналитических обзоров, отчетов и пояснительных записок по факторам, определяющим формирование ареалов таксонов и флор, а также их признаки и особенности; основные принципы и приемы ботанико-географического районирования (флористического, геоботанического) на основе критического анализа источников.
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать соответствие между полученной информацией из всех источников по флоре территории и ее типологическими элементами, также характерными особенностями растительности; оценивать информацию, полученную из всех источников по флоре и растительности территории для подготовки научно-технических отчетов, аналитических карт и пояснительных записок.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть способами картографирования ареалов таксонов, синтаксонов, флор, а также составления аналитических карт по итогам полевых и камеральных работ; навыком составления научных отчетов по характеристике растительного покрова территорий с использованием полевых и камеральных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет географии растений и ее место среди биологических и географических наук. Основы флорологии
1.1. География растений как наука. История. Законы и терминология.Понятие о флоре. Таксономический и типологический анализ флоры. Лекции 5 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Проведение таксономического и типологических анализов флор.Стадиальный анализ флоры. Составление научного отчета по изучнию флоры. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Экологические основы географии растений. Закономерности распределения растений и растительных сообществ (фитоценозов) на Земном шаре.Факторы их определяющие. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Основы учения об ареалах (хорология).
2.1. Ареал и его структура. Факторы формирования ареалов. Способы и темпы расселения растений. Лекции 5 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Сплошные и дизъюнктивные ареалы. Типы и причины дизъюнкций. Викаризм. Ареалы космополитные и эндемичные. Составление карт и аналитических записок. Лабораторные 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Развитие ареала. Изменение границ ареалов человеком на примере культурных растений. Центры происхождения и центры многообразия форм вида. Центры происхождения культурных растений Н.Н. Вавилова. Адвентивные растения и их ареалы. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Способы картирования ареалов. Лабораторные 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Ареалы сообществ (Синхорология). Спектры типов ареалов сообществ. Синхорологические карты. Приемы составления и последовательность работы. Лабораторные 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Флористические царства земного шара.
3.1. Принципы и критерии флористического районирования Лекции 5 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Картирование и особенности голарктического, палеотропического, неотропического, австралийского, капского и голантарктического царств, их история, подразделение на области, подобласти и провинции. Лабораторные 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Хозяйственно-ценные виды культурных растений различных флористических царств. Сам. работа 5 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Растительность земного шара и ее распределение.
4.1. Происхождение зональности и поясности растительности. Интразональная, экстразональная и азональная растительность. Основные типы растительности Земного шара. Сам. работа 5 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Тропическая растительность
5.1. Влажные тропические леса и тропические сезонные леса. Географическое распространение, климатическая характеристика, почвы. Состав флоры, структура, жизненные формы растений. Эколого-фитоценотическая характеристика лесов. Лекции 5 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
5.2. Картирование тропических лесов. Сравнительная характеристика. Основные представители. Экологические особенности растений. Лабораторные 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
5.3. Саванны. Географическое распространение, климат и почвы. Флора, структура растительности, жизненные формы и их экологические особенности. Основные черты ландшафта саванн и саванновых лесов. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
5.4. Мангровая растительность. Географическое распространение. Состав флоры. Экология мангровых растений. Типы мангровой растительности. Луговые и степные типы растительности Сам. работа 5 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Субтропическая растительность
6.1. Вечнозеленые жестколистные леса и кустарниковые сообщества и влажные субтропические леса. Географическое распространение, климат и почвы, флора, жизненные формы, экологические особенности растений. Структура лесов ненарушенных и деградированных. Лекции 5 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
6.2. Картирование субтропических лесов. Сравнительная характеристика. Основные представители, экологические особенности растений. Оценка антропогенной нарушености территории Лабораторные 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Тропические, субтропические пустыни и пустыни умеренного пояса.
7.1. Географическое распространение и физико-географические условия различных типов пустынь. Экологические особенности растений, структура сообществ. Лекции 5 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
7.2. Картирование пустынь. Флористический состав пустынь различного типа. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Степи, прерии, пампа, туссок.
8.1. Климатические особенности различных типов злаковников. Структура сообществ, видовой состав, жизненные формы, основные представители. Антропогенная трансформация растительного покрова. Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
8.2. Причины безлесия степей. Происхождение «травяных типов» растительности Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Широколиственные и бореальные леса умеренного пояса
9.1. Бореальные хвойные и широколиственные леса. Картирование. Климатическая характеристика, почвенные условия, флора. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
9.2. Широколиственные и бореальные леса умеренного пояса. Климатические условия, почвы. Вертикальная структура сообществ, видовой состав, жизненные формы, основные представители. Антропогенная трансформация растительного покрова. Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Тундры и их аналоги в южном полушарии.
10.1. Структура сообществ, видовой состав, анатомо-морфологические приспособления к условиям существования, жизненные формы, основные представители. Охрана растительного покрова. Сам. работа 5 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 11. Растительность горных систем.
11.1. Вертикальная поясность растительности в горах. Типы поясности, расположение поясов. Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
11.2. Верхние границы растительности в горах. Растительность гор Хибин, Карпат, Алтая, Тянь-Шаня, Крыма, Кавказа. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
11.3. Зачет Сам. работа 5 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курнишкова, Тамара Васильевна Лабораторные работы и межсессионные задания по географии растений с основами ботаники: Просвещение, 1985 25
Л1.2 Курнишкова, Тамара Васильевна География растений с основами ботаники: Просвещение, 1987 24
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
Л2.2 Силантьева М.М. Конспект флоры Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101
Л2.3 Шумилова Л.В. Фитогеография.: Изд-во ТГУ, 1979 69
Л2.4 Вальтер Г. Общая геоботаника: Учебник Мир, 1982 19
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ботаническая литература http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии herba.msu.ru
Э7 Интернет-архив цифровой библиотеки archive.org
Э8 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии www.biodiversitylibrary.org
Э9 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/
База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru.
База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири:
http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина "Основы географии растений" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о объектах географии растений и их сообществах как о динамическом историческом явлении – результате расселения вида, таксона или синтаксона, обусловленном современными климатическими, эдафическими и биотическими причинами, геологической историей и эволюцией видов и сообществ. При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о факторах формирования ареалов и объяснить основные современные теоретические положения, особенности внешних и внутренних границ видов и родов; перечислить основные типы геоэлементов, типов и подтипов ареалов, эндемичные, космополитные и широкоареальные виды растений и показывать их на карте.
При изучении второго раздела необходимо научиться использовать на практике методы картографии. При изучении третьего раздела необходимо выработать навыки сравнения флористических царств и фитохорионов по природно-климатическим показателям и особенностям растительного покрова. В четвертом разделе студенты знакомятся с растительным покровом, изучают экологические и эколого-морфологические особенности основных ландшафтообразующих типов растительности. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена).
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.