МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Репродуктивная биология растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Корниевская Татьяна Валерьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Репродуктивная биология растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о репродуктивной биологии растений как сложном, комплексном процессе, определяющим выживаемость вида и его экологическую пластичность в меняющихся условиях среды; заложить основу понимания современных проблем и методов репродуктивной биологии семенных растений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы семенного размножения растений, методики планирования и проведения анализа качества семян, способы выведения семян из состояния покоя.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике знания о семенном размножении растений в прикладных областях ботаники (интродукция,растениеводство, полеводство, селекция,семеноводство и т.д.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проводения экспериментальных работ по определению жизнеспособности семян и степени поражения семян фитопатогенами; владеть навыком рассчета потенциальной и реальной семенной продуктивности растений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в репродуктивную биологию растений
1.1. 1.1. Биологический смысл понятий «репродуктивная биология» и «биология размножения». Репродуктивная биология как наука. Связь репродуктивной биологии с отраслями науки и практики. Основные проблемы в области репродуктивной биологии растений. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.2. 1.2. Основные способы размножения растений. Вегетативное, половое и бесполое размножение. Цикл воспроизведения и семенное размножение покрытосеменных. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.3. Происхождение и биологическое значение семян. Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Строение цветка
2.1. 2.1. Андроцей. Понятие об андроцее. Строение тычинки. Формирование стенки пыльника. Микроспорогенез. Микрогаметогенез. Строение пыльцевых зерен. Эволюция мужского гаметофита. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.2. 2.2. Гинецей. Понятие о гинецее. Семязачаток, его строение. Типы семязачатков. Плацентация. Мегаспорангий и мегаспорогенез. Классификация типов мегаспорангия. Мегагаметогенез. Типы развития зародышевых мешков. Эволюция женского гаметофита. Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.3. 2.3. Цитоэмбриологическое исследование микроспорогаметогенеза. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.4. 2.4. Цветение и опыление. Цветение цветка, особи, популяции, фитоценоза. Способы и типы опыления. Связь способов и типов опыления и оплодотворения. Замена одних способов опыления другими. Классические и современные аспекты изучения цветения и опыления. Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.5. 2.5. Понятия «антэкология» и «биология цветка». Переоценка биологического значения энтомофильных признаков цветка. Изучение суточной ритмики цветения. Биологическая эффективность способов и типов опыления. Эмбриологический контроль эффективности опыления и формирования семян Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Оплодотворение и эмбриональные процессы
3.1. 3.1. Оплодотворение. Рост пыльцевых трубок в тканях пестика. Вхождение пыльцевых трубок в зародышевый мешок. О роли синергид в процессе оплодотворения. Двойное оплодотворение. Моно-, ди- и полиспермия. Поведение мужской плазмы в зародышевом мешке. Биологическое значение двойного оплодотворения. Нарушение нормального течения процессов опыления и оплодотворения. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.2. 3.2. Эмбриональные процессы. Первое деление оплодотворенной яйцеклетки. Предзародыш. Расчлененные и нерасчлененные зародыши. Типы нормального развития и строения зародышей. Подвесок. Полиэмбриония и причины ее возникновения. Развитие зародыша. Слияние ядер при образовании эндосперма. Роль эндосперма. Первое деление первичного ядра эндосперма. Типы эндосперма. Эндоспермальные гаустории. Перисперм. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Плодоношение и семенная продуктивность растений
4.1. 4.1. Семенная продуктивность и аспекты ее изучения. Некоторые вопросы методики определения семенной продуктивности. Факторы неполноценности семян. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.2. Определение потенциальной и реальной семенной продуктивности. Определение коэффициента продуктивности. Лабораторные 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.3. 4.2. Использование абиотических и биотических агентов растениями при диссеминации. Семенное возобновление вида как биоценотический процесс. Пирамида семенного возобновления. Элементы семенного возобновления и контролирующие его факторы. Сам. работа 6 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Биология покоя и прорастания семян
5.1. 5.1. Понятие о покое семян. Типы покоя семян. Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.2. 5.2. Жизнеспособность семян. Методики определения качества семян. Сам. работа 6 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.3. 5.3. Выведение семян из состояния покоя. Определение лабораторной всхожести и степени поражения семян фитопатогенами Лабораторные 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 6. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См приложение ФОС.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яковлев Б.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника: Учебник СПб.:СпецЛит., 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс ЭИОС portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power point, MS Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
"Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru/
ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Репродуктивная биология растений». Дисциплина «Репродуктивная биология растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием, коллекцией семян. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.