Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | сформировать представление о репродуктивной биологии растений как сложном, комплексном процессе, определяющим выживаемость вида и его экологическую пластичность в меняющихся условиях среды; заложить основу понимания современных проблем и методов репродуктивной биологии семенных растений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
ПК-2.2 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
ПК-2.3 | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы семенного размножения растений, методики планирования и проведения анализа качества семян, способы выведения семян из состояния покоя. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать на практике знания о семенном размножении растений в прикладных областях ботаники (интродукция,растениеводство, полеводство, селекция,семеноводство и т.д.). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | проводения экспериментальных работ по определению жизнеспособности семян и степени поражения семян фитопатогенами; владеть навыком рассчета потенциальной и реальной семенной продуктивности растений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в репродуктивную биологию растений | ||||||
1.1. | 1.1. Биологический смысл понятий «репродуктивная биология» и «биология размножения». Репродуктивная биология как наука. Связь репродуктивной биологии с отраслями науки и практики. Основные проблемы в области репродуктивной биологии растений. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
1.2. | 1.2. Основные способы размножения растений. Вегетативное, половое и бесполое размножение. Цикл воспроизведения и семенное размножение покрытосеменных. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
1.3. | Происхождение и биологическое значение семян. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Строение цветка | ||||||
2.1. | 2.1. Андроцей. Понятие об андроцее. Строение тычинки. Формирование стенки пыльника. Микроспорогенез. Микрогаметогенез. Строение пыльцевых зерен. Эволюция мужского гаметофита. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
2.2. | 2.2. Гинецей. Понятие о гинецее. Семязачаток, его строение. Типы семязачатков. Плацентация. Мегаспорангий и мегаспорогенез. Классификация типов мегаспорангия. Мегагаметогенез. Типы развития зародышевых мешков. Эволюция женского гаметофита. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
2.3. | 2.3. Цитоэмбриологическое исследование микроспорогаметогенеза. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
2.4. | 2.4. Цветение и опыление. Цветение цветка, особи, популяции, фитоценоза. Способы и типы опыления. Связь способов и типов опыления и оплодотворения. Замена одних способов опыления другими. Классические и современные аспекты изучения цветения и опыления. | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
2.5. | 2.5. Понятия «антэкология» и «биология цветка». Переоценка биологического значения энтомофильных признаков цветка. Изучение суточной ритмики цветения. Биологическая эффективность способов и типов опыления. Эмбриологический контроль эффективности опыления и формирования семян | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Оплодотворение и эмбриональные процессы | ||||||
3.1. | 3.1. Оплодотворение. Рост пыльцевых трубок в тканях пестика. Вхождение пыльцевых трубок в зародышевый мешок. О роли синергид в процессе оплодотворения. Двойное оплодотворение. Моно-, ди- и полиспермия. Поведение мужской плазмы в зародышевом мешке. Биологическое значение двойного оплодотворения. Нарушение нормального течения процессов опыления и оплодотворения. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
3.2. | 3.2. Эмбриональные процессы. Первое деление оплодотворенной яйцеклетки. Предзародыш. Расчлененные и нерасчлененные зародыши. Типы нормального развития и строения зародышей. Подвесок. Полиэмбриония и причины ее возникновения. Развитие зародыша. Слияние ядер при образовании эндосперма. Роль эндосперма. Первое деление первичного ядра эндосперма. Типы эндосперма. Эндоспермальные гаустории. Перисперм. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Плодоношение и семенная продуктивность растений | ||||||
4.1. | 4.1. Семенная продуктивность и аспекты ее изучения. Некоторые вопросы методики определения семенной продуктивности. Факторы неполноценности семян. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
4.2. | Определение потенциальной и реальной семенной продуктивности. Определение коэффициента продуктивности. | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
4.3. | 4.2. Использование абиотических и биотических агентов растениями при диссеминации. Семенное возобновление вида как биоценотический процесс. Пирамида семенного возобновления. Элементы семенного возобновления и контролирующие его факторы. | Сам. работа | 6 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Биология покоя и прорастания семян | ||||||
5.1. | 5.1. Понятие о покое семян. Типы покоя семян. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
5.2. | 5.2. Жизнеспособность семян. Методики определения качества семян. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
5.3. | 5.3. Выведение семян из состояния покоя. Определение лабораторной всхожести и степени поражения семян фитопатогенами | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1 |
Раздел 6. Зачет |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См приложение ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См приложение ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См приложение ФОС. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Репродуктивная биология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яковлев Б.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. | Ботаника: Учебник | СПб.:СпецЛит., 2001 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс ЭИОС | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Библиотека флора и фауна | herba.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power point, MS Word Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/ "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/ ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru/ ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
301Л | лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт. |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Репродуктивная биология растений». Дисциплина «Репродуктивная биология растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием, коллекцией семян. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |