Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
ПК-2.2 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
ПК-2.3 | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЮ И ТОКСИКОЛОГИЮ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. | ||||||
1.1. | Введение в экологическую эпидемиологию и токсикологию: история формирования и предмет исследований. | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
1.2. | Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
1.3. | Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. | Сам. работа | 5 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 2. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ОСОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОЦЕНКИ РИСКА | ||||||
2.1. | Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
2.2. | Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Методы эколого-эпидемиологических исследований и оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
2.3. | Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. | Сам. работа | 5 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА | ||||||
3.1. | Окружающая среда и здоровье человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.2. | Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. | Сам. работа | 5 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.3. | Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Основы экологической токсикологии. | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.4. | Глобальные экологические проблемы, обусловленные химическим загрязнением окружающей среды. | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.5. | Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. | Сам. работа | 5 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.6. | Воздействие токсичных веществ на живые организмы | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.7. | Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.8. | Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.9. | Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. | Сам. работа | 5 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 4. ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ | ||||||
4.1. | Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
4.2. | Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
4.3. | Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. | Сам. работа | 5 | 20 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6137 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения а) естественный эксперимент б) контролируемый эксперимент в) неконтролируемый эксперимент г) планируемый эксперимент ОТВЕТ: в 2. Количественная оценка связи между воздействием фактора риска и развитием болезни проводится путем вычисления: а) соотношения вероятностей (отношения шансов) б) относительного риска в) абсолютного риска г) атрибутивного риска ОТВЕТ: а 3. Ретроспективное эпидемиологическое исследование – это: а) поперечное исследование б) когортное исследование в) исследование по типу «случай-контроль» г) одномоментное исследование ОТВЕТ: в 4. Спорадическая заболеваемость – это а) групповые заболевания; б) единичные случаи заболевания; в) массовая заболеваемость; г) типичные формы болезни; ОТВЕТ: б 5. По какому признаку заболеваемость рассматривается как вспышка, эпидемия, пандемия? а) механизму передачи возбудителя; б) тяжести течения болезни; в) числу выявленных носителей; г) количеству зарегистрированных случаев болезни. ОТВЕТ: г 6. Отношение числа младенческих смертей в возрасте до одного года к числу рожденных живыми за тот же период, умноженное на 100 а) показатель младенческой смертности б) показатель поздней смерти плода в) мертворождаемость г) общий показатель смертности ОТВЕТ: а 7. На свадьбе было 120 человек. Из них если свадебный торт – 90. Из тех, кто ел торт – ОКИ заболели 30. Из тех, кто не ел торт, ОКИ заболел 1 человек. Относительный риск развития заболевания при употреблении торта в данном случае равен: а) 20 б) 2 в) 30 г) 10 ОТВЕТ: г 8. Препараты, получаемые из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности для специфической профилактики инфекционных болезней среди людей и животных: а) сыворотки; б) интерфероны; в) вакцины; г) иммуноглобулины. ОТВЕТ: в 9. Метод познания эпидемического процесса, основанный на оценке, сопоставлении и профессиональном осмыслении собранного эпидемиологического материала: а) эпидемиологический анализ б) эпидемиологическое обследование очагов в) эксперимент г) наблюдение ОТВЕТ: а 10. Одновременно появившиеся групповые заболевания, охватывающие какой-либо коллектив или небольшой населенный пункт: а) спорадия б) эпидемическая вспышка в) эпидемия г) пандемия ОТВЕТ: б 11. Для проведения активной иммунизации используют: а) вакцины; б) интерфероны; в) сыворотки; г) иммуноглобулины. ОТВЕТ: а 12. Для проведения пассивной иммунизации используют: а) анатоксины; б) сыворотки; в) вакцины; г) интерфероны; ОТВЕТ: б 13. К мерам специфической профилактики инфекционных болезней относят: а) дезинфекцию; б) дезинсекцию; в) дератизацию. г) иммунопрофилактику ОТВЕТ: г 14. Для предотвращения хронического воздействия атмосферных загрязнителей, вызывающих общетоксический или специфический эффект предназначена ПДК: а) средняя многолетняя б) среднегодовая в) средненедельная г) среднесуточная ОТВЕТ: г 15. Врожденные изменения и болезни, не связанные с появлением уродств, но ведущие к тяжелым функциональным поражениям: а) эмбриотоксический эффект б) тератогенный эффект в) мутагенный эффект г) канцерогенный эффект ОТВЕТ: а Ключ к тестам № вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ 1 в 6 а 11 а 2 а 7 г 12 б 3 в 8 в 13 г 4 б 9 а 14 г 5 г 10 б 15 а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятию «эпидемиологический метод». ОТВЕТ: совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности). 2. Согласны ли Вы с утверждением, что причина болезни – это факторы, которые необходимы для развития заболевания, но в редких случаях достаточны для того, чтобы вызвать конкретную болезнь или состояние • Да • Нет ОТВЕТ: нет 3. Какие инфекционные болезни называют экзотическими? ОТВЕТ: болезни, возникающие вследствие завоза их из другой страны и обычно не регистрируемые на данной территории; 4. Какие показатели риска рассчитывают при проведении когортных исследований? ОТВЕТ: абсолютный риск, относительный риск, атрибутивный риск (разность рисков) 5. Согласны ли Вы с утверждением, что фактор риска заболевания – это событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии. • Да • Нет ОТВЕТ: нет 6. Что такое источник инфекции? ОТВЕТ: живой зараженный организм (человека или животного), являющийся естественной средой обитания для возбудителя инфекционной болезни, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду, т. е. может передаваться другому восприимчивому организму. 7. Эпидемический процесс – это... ОТВЕТ: возникновение и распространение заболеваний в человеческой популяции. 8. Причина болезни (этиологический фактор) – это … ОТВЕТ: событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии (т.е. они практически полностью определяют развитие конкретного заболевания). 9. Естественный эксперимент – это … . ОТВЕТ: различные чрезвычайные ситуации, изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы. 10. Какой эксперимент называют контролируемым? ОТВЕТ: эксперимент, который предполагает формирование экспериментальной и контрольной групп, в которых учитывается заболеваемость определенной болезнью; итогом эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия, которую производят путем сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах. 11. Дайте определение понятию «природный очаг болезни» ОТВЕТ: участок территории, где длительное время осуществляется циркуляция возбудителя болезни вместе со всеми дикими животными-резервуарами, переносчиками и факторами внешней среды, поддерживающими эту циркуляцию. 12. Дайте определение понятию «эпидемиологический очаг» ОТВЕТ: место нахождения источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной болезни передавать заразное начало. 13. Неслышимые механические колебания упругой среды с частотой, превышающей верхний предел слышимости (20 кГц–1000 МГц)? ОТВЕТ: ультразвук 14. Как называется заболевание, которое развивается у лиц, подвергающихся неблагоприятному влиянию шума? ОТВЕТ: сенсоневральная тугоухость. 15. Неслышимые акустические колебания с частотой ниже 20 Гц. ОТВЕТ: инфразвук 16. Что такое ПДК? (расшифровка и определение) ОТВЕТ: ПДК – предельно допустимая концентрация – наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при ежедневном воздействии в течение неограниченно продолжительного времени не вызывает в организме каких-либо патологических отклонений, а также неблагоприятных наследственных изменений у потомства. 17. При нормировании химических веществ в пищевых продуктах ПДК устанавливаются с учетом ______________ или _______________. ОТВЕТ: допустимой суточной дозы (ДСД) или допустимого суточного поступления (ДСП) 18. Что такое экотоксичность? ОТВЕТ: экотоксичность – это способность ксенобиотического профиля среды вызывать неблагоприятные эффекты в соответствующем биоценозе. 19. Дайте определение понятию «поллютант». ОТВЕТ: имическое вещество, загрязняющее среду обитания (синоним - загрязнитель). 20. Суперэкотоксикант (СЭТ) – это ……………………. ОТВЕТ: вещество, обладающее в малых дозах мощным токсическим действием полифункционального характера КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30, время выполнения - 30 минут. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шарлаева Е.А. | Экологическая токсикология: учебное пособие | Азбука, 2007 | |
Л1.2 | Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. | Экологическая эпидемиология: учебник для вузов | М. : Академия, 2004 | |
Л1.3 | Лузянин С Л. | Экологическая эпидемиология и токсикология: практикум | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. | Экология: учебник для вузов | М.: Дрофа, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.medbook.net.ru | |||
Э2 | Курс в Moodle "Экологичекая эпидемиология и токсикология" | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | http://lib.susu.ac.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://ecoportal.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
201Л | лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды |
В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологических исследований, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения; особенности взаимодействия человека с окружающей средой, основы гигиенического нормирования факторов, воздействующих на здоровье человека. Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ и устных опросов. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в часы индивидуальных консультаций. Для итогового контроля знаний предполагается проведение зачета. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы. |