МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая эпидемиология и токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая эпидемиология и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЮ И ТОКСИКОЛОГИЮ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
1.1. Введение в экологическую эпидемиологию и токсикологию: история формирования и предмет исследований. Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. Сам. работа 5 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ОСОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОЦЕНКИ РИСКА
2.1. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Методы эколого-эпидемиологических исследований и оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. Сам. работа 5 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Окружающая среда и здоровье человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. Сам. работа 5 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Основы экологической токсикологии. Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Глобальные экологические проблемы, обусловленные химическим загрязнением окружающей среды. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Воздействие токсичных веществ на живые организмы Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. Сам. работа 5 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
4.1. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. Сам. работа 5 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6137

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения
а) естественный эксперимент
б) контролируемый эксперимент
в) неконтролируемый эксперимент
г) планируемый эксперимент
ОТВЕТ: в
2. Количественная оценка связи между воздействием фактора риска и развитием болезни проводится путем вычисления:
а) соотношения вероятностей (отношения шансов)
б) относительного риска
в) абсолютного риска
г) атрибутивного риска
ОТВЕТ: а
3. Ретроспективное эпидемиологическое исследование – это:
а) поперечное исследование
б) когортное исследование
в) исследование по типу «случай-контроль»
г) одномоментное исследование
ОТВЕТ: в
4. Спорадическая заболеваемость – это
а) групповые заболевания;
б) единичные случаи заболевания;
в) массовая заболеваемость;
г) типичные формы болезни;
ОТВЕТ: б
5. По какому признаку заболеваемость рассматривается как вспышка, эпидемия, пандемия?
а) механизму передачи возбудителя;
б) тяжести течения болезни;
в) числу выявленных носителей;
г) количеству зарегистрированных случаев болезни.
ОТВЕТ: г
6. Отношение числа младенческих смертей в возрасте до одного года к числу рожденных живыми за тот же период, умноженное на 100
а) показатель младенческой смертности
б) показатель поздней смерти плода
в) мертворождаемость
г) общий показатель смертности
ОТВЕТ: а
7. На свадьбе было 120 человек. Из них если свадебный торт – 90. Из тех, кто ел торт – ОКИ заболели 30. Из тех, кто не ел торт, ОКИ заболел 1 человек. Относительный риск развития заболевания при употреблении торта в данном случае равен:
а) 20
б) 2
в) 30
г) 10
ОТВЕТ: г
8. Препараты, получаемые из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности для специфической профилактики инфекционных болезней среди людей и животных:
а) сыворотки;
б) интерфероны;
в) вакцины;
г) иммуноглобулины.
ОТВЕТ: в
9. Метод познания эпидемического процесса, основанный на оценке, сопоставлении и профессиональном осмыслении собранного эпидемиологического материала:
а) эпидемиологический анализ
б) эпидемиологическое обследование очагов
в) эксперимент
г) наблюдение
ОТВЕТ: а
10. Одновременно появившиеся групповые заболевания, охватывающие какой-либо коллектив или небольшой населенный пункт:
а) спорадия
б) эпидемическая вспышка
в) эпидемия
г) пандемия
ОТВЕТ: б
11. Для проведения активной иммунизации используют:
а) вакцины;
б) интерфероны;
в) сыворотки;
г) иммуноглобулины.
ОТВЕТ: а
12. Для проведения пассивной иммунизации используют:
а) анатоксины;
б) сыворотки;
в) вакцины;
г) интерфероны;
ОТВЕТ: б
13. К мерам специфической профилактики инфекционных болезней относят:
а) дезинфекцию;
б) дезинсекцию;
в) дератизацию.
г) иммунопрофилактику
ОТВЕТ: г

14. Для предотвращения хронического воздействия атмосферных загрязнителей, вызывающих общетоксический или специфический эффект предназначена ПДК:
а) средняя многолетняя
б) среднегодовая
в) средненедельная
г) среднесуточная
ОТВЕТ: г
15. Врожденные изменения и болезни, не связанные с появлением уродств, но ведущие к тяжелым функциональным поражениям:
а) эмбриотоксический эффект
б) тератогенный эффект
в) мутагенный эффект
г) канцерогенный эффект
ОТВЕТ: а

Ключ к тестам
№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1 в 6 а 11 а
2 а 7 г 12 б
3 в 8 в 13 г
4 б 9 а 14 г
5 г 10 б 15 а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятию «эпидемиологический метод».
ОТВЕТ: совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности).
2. Согласны ли Вы с утверждением, что причина болезни – это факторы, которые необходимы для развития заболевания, но в редких случаях достаточны для того, чтобы вызвать конкретную болезнь или состояние
• Да
• Нет
ОТВЕТ: нет
3. Какие инфекционные болезни называют экзотическими?
ОТВЕТ: болезни, возникающие вследствие завоза их из другой страны и обычно не регистрируемые на данной территории;
4. Какие показатели риска рассчитывают при проведении когортных исследований?
ОТВЕТ: абсолютный риск, относительный риск, атрибутивный риск (разность рисков)
5. Согласны ли Вы с утверждением, что фактор риска заболевания – это событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии.
• Да
• Нет
ОТВЕТ: нет
6. Что такое источник инфекции?
ОТВЕТ: живой зараженный организм (человека или животного), являющийся естественной средой обитания для возбудителя инфекционной болезни, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду, т. е. может передаваться другому восприимчивому организму.
7. Эпидемический процесс – это...
ОТВЕТ: возникновение и распространение заболеваний в человеческой популяции.
8. Причина болезни (этиологический фактор) – это …
ОТВЕТ: событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии (т.е. они практически полностью определяют развитие конкретного заболевания).
9. Естественный эксперимент – это … .
ОТВЕТ: различные чрезвычайные ситуации, изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.
10. Какой эксперимент называют контролируемым?
ОТВЕТ: эксперимент, который предполагает формирование экспериментальной и контрольной групп, в которых учитывается заболеваемость определенной болезнью; итогом эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия, которую производят путем сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах.
11. Дайте определение понятию «природный очаг болезни»
ОТВЕТ: участок территории, где длительное время осуществляется циркуляция возбудителя болезни вместе со всеми дикими животными-резервуарами, переносчиками и факторами внешней среды, поддерживающими эту циркуляцию.
12. Дайте определение понятию «эпидемиологический очаг»
ОТВЕТ: место нахождения источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной болезни передавать заразное начало.
13. Неслышимые механические колебания упругой среды с частотой, превышающей верхний предел слышимости (20 кГц–1000 МГц)?
ОТВЕТ: ультразвук
14. Как называется заболевание, которое развивается у лиц, подвергающихся неблагоприятному влиянию шума?
ОТВЕТ: сенсоневральная тугоухость.
15. Неслышимые акустические колебания с частотой ниже 20 Гц.
ОТВЕТ: инфразвук
16. Что такое ПДК? (расшифровка и определение)
ОТВЕТ: ПДК – предельно допустимая концентрация – наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при ежедневном воздействии в течение неограниченно продолжительного времени не вызывает в организме каких-либо патологических отклонений, а также неблагоприятных наследственных изменений у потомства.
17. При нормировании химических веществ в пищевых продуктах ПДК устанавливаются с учетом ______________ или _______________.
ОТВЕТ: допустимой суточной дозы (ДСД) или допустимого суточного поступления (ДСП)
18. Что такое экотоксичность?
ОТВЕТ: экотоксичность – это способность ксенобиотического профиля среды вызывать неблагоприятные эффекты в соответствующем биоценозе.
19. Дайте определение понятию «поллютант».
ОТВЕТ: имическое вещество, загрязняющее среду обитания (синоним - загрязнитель).
20. Суперэкотоксикант (СЭТ) – это …………………….
ОТВЕТ: вещество, обладающее в малых дозах мощным токсическим действием полифункционального характера

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30, время выполнения - 30 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарлаева Е.А. Экологическая токсикология: учебное пособие Азбука, 2007
Л1.2 Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: учебник для вузов М. : Академия, 2004
Л1.3 Лузянин С Л. Экологическая эпидемиология и токсикология: практикум Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов М.: Дрофа, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medbook.net.ru
Э2 Курс в Moodle "Экологичекая эпидемиология и токсикология" portal.edu.asu.ru
Э3 http://lib.susu.ac.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологических исследований, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения; особенности взаимодействия человека с окружающей средой, основы гигиенического нормирования факторов, воздействующих на здоровье человека.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ и устных опросов. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в часы индивидуальных консультаций. Для итогового контроля знаний предполагается проведение зачета. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы.