МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология растений и растительных сообществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06 03 01_Биология_ОЗО-2021-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Экология растений и растительных сообществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучение видового состава, структуры и экологии растительных сообществ, их классификации; формирование навыков геоботанического описания фитоценозов и оценки антропогенного воздействия на фитоценозы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности;
Знает теоретические основы проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды с применением природоохранных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации;
Умеет использовать природоохранные биотехнологии для проведения мониторинга
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов;
Владеет методами оценки состояния окружающей среды и выявления экологически неблагоприятных территорий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологию растений
1.1. формирование растительных сообществ Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Взаимоотношения растений в сообществах Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Типы биотических отношений растений в сообществах Лабораторные 5 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Механические и физиологические влияния растений друг на друга Сам. работа 5 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Организация растительных сообществ Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Видовой состав и структура фитоценозов Лабораторные 5 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Ярусность, мозаичность и синузиальность в растительных сообществах Сам. работа 5 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Влияние растительных сообществ на среду обитания Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Воздушный, световой, тепловой режимы сообществ Лабораторные 5 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Воздушный, световой, тепловой режимы сообществ. Почвенные условия Сам. работа 5 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Динамика растительных сообществ Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Модификации и смены растительных сообществ Лабораторные 5 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Первичные и вторичные сукцессии. Прогрессивные и регрессивные изменения Сам. работа 5 26 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Классификация растительных сообществ Лекции 5 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Основные направления классификации растительных сообществ Лабораторные 5 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Флористические, доминантные, топологические и генетические классификации Сам. работа 5 22 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Закономерности действия экологичес-ких факторов на растения
Раздел 3. Экологическая гетерогенность растений
Раздел 4. Устойчивость растений
Раздел 5. Свет как экологический фактор
Раздел 6. Температура как экологический фактор
Раздел 7. Вода как экологический фактор
Раздел 8. Воздух как экологический фактор
Раздел 9. Эдафические и орографические факторы среды
Раздел 10. Биотические экологические факторы
Раздел 11. Влияние антропогенных факторов на растения
Раздел 12. Введение в экологию растительных сообществ
Раздел 13. Взаимоотношеня растений в сообществах
Раздел 14. Влияние растительных сообществ на среду
Раздел 15. Организация растительных сообществ
Раздел 16. Классификация растительных сообществ
Раздел 17. Динамика растительных сообществ
Раздел 18. Влияние животных на растения
Раздел 19. Охрана и рациональное использование растительных сообществ

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Фитоценоз — это совокупность:
1. организмов биотопа 3. растительных организмов
2. видов животных и растений 4. организмов одного вида.
2. Видовое богатство растительного сообщества зависит от:
1. возраста фитоценоза 3. типа местообитания
1. неоднородности условий среды 4. климатических условий
3. Ярусное сложение фитоценоза определяется:
1. различной потребностью видов в условиях освещения
2. неоднородностью условий увлажнения в пределах биотопа
3. различной потребностью видов в почвенно-грунтовых условиях
4. рельефом местообитания.
4. В результате сукцессии происходит:
1. изменение интенсивности фотосинтеза растений
2. смена одного сообщества другим
3. обеднение фитоценоза
4. деградация растительного сообщества
5. Под влиянием хозяйственной деятельности человека происходит:
1. упрощение структуры растительных сообществ
2. усложнение структуры растительных сообществ
3. уменьшение видового разнообразия сообществ
4. ускорение процесса динамики сообществ
6. В растительном покрове тундры господствуют:
1. деревья 3. кустарнички
2. мхи и лишайники 4. кустарники
7. Для растений тундры характерны:
1. низкорослость 3. подушечная форма травянистых многолетников
2. размножение семенами 4. глубоко расположенные корневые системы
8. Для каких лесов средней России характерно обилие эфемероидов?
1. еловых 3. сосновых
2. широколиственных 4. мелколиственных
9. В южной степи в растительном покрове господствуют:
1. ковыли 3. разнотравье
2. лишайники 4. деревья
10. Какие пустыни имеют наиболее богатую и разнообразную флору?
1. глинистые 3. песчаные
2. солончаковые 4. каменистые
11. Для тенелюбивых растений характерны:
1. укороченные междоузлия
2. мелкие опушенные листья, расположенные вертикально
3. крупные, тонкие, без опушения листья, расположенные горизонтально
4. кроны деревьев ажурные, слабо облиственные
12. Какие морфологические особенности характерны для растений холодных местообитаний?
1. удлинённые прямостоячие побеги
2. небольшие размеры растений, стелющиеся и подушкообразные формы
3. вертикальное расположение листьев на побеге
4. густое опушение листьев
13. Какие приёмы ухода за растениями способствуют повышению их морозоустойчивости?
1. внесение азотных удобрений в осенний период
2. внесение фосфорных и калийных удобрений в осенний период
3. рыхление почвы
4. обильный полив в осенний период
14. Почки побегов берёзы повислой, поставленные в воду комнатной температуры в декабре, не раскрываются, так как:
1. находятся в состоянии вынужденного покоя
2. находятся в состоянии глубокого покоя
3. находятся в стадии формирования
4. не завершился процесс вызревания побегов
15. Какие из перечисленных признаков характерны для гигрофитов?
1. мелкие плотные листовые пластинки с толстой кутикулой
2. высокая водоудерживающая способность
3. тонкие нежные листовые пластинки, не имеющие толстой кутикулы
4. отсутствие межклетников в тканях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Типы взаимоотношений растений в сообществах
2. Аллелопатия
3. Влияние фитоценозов на воздушную среду
4. Влияние фитоценозов на почвы
5. Влияние фитоценозов на температурный режим
6. Влияние фитоценозов на режим влажности
7. Закономерности распространения фитоценозов по градиентам абиотических факторов
8. Первичные сукцессии фитоценозов
9. Вторичные сукцессии фитоценозов
10. Пастбищная дигрессия растительных сообществ

1. Типы взаимоотношений растений в сообществах
2. Аллелопатия
3. Влияние фитоценозов на воздушную среду
4. Влияние фитоценозов на почвы
5. Влияние фитоценозов на температурный режим
6. Влияние фитоценозов на режим влажности
7. Закономерности распространения фитоценозов по градиентам абиотических факторов
8. Первичные сукцессии фитоценозов
9. Вторичные сукцессии фитоценозов
10. Пастбищная дигрессия растительных сообществ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Типы взаимоотношений растений в сообществах
2. Аллелопатия
3. Влияние фитоценозов на воздушную среду
4. Влияние фитоценозов на почвы
5. Влияние фитоценозов на температурный режим
6. Влияние фитоценозов на режим влажности
7. Закономерности распространения фитоценозов по градиентам абиотических факторов
8. Первичные сукцессии фитоценозов
9. Вторичные сукцессии фитоценозов
10. Пастбищная дигрессия растительных сообществ

1. Типы взаимоотношений растений в сообществах
2. Аллелопатия
3. Влияние фитоценозов на воздушную среду
4. Влияние фитоценозов на почвы
5. Влияние фитоценозов на температурный режим
6. Влияние фитоценозов на режим влажности
7. Закономерности распространения фитоценозов по градиентам абиотических факторов
8. Первичные сукцессии фитоценозов
9. Вторичные сукцессии фитоценозов
10. Пастбищная дигрессия растительных сообществ
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.М. Романова, С.В. Степанова, А.Б. Ярошевский, И.Г. Шайхиев Экология: Казань : Издательство КНИТУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428110
Л1.2 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник Томск.: Изд-во ТГУ, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронов А.Г. Геоботаника: учебник Высшая школа, 1973 17
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология растительных сообществ elibrary.ru
Э2 www.eco.rian.ru
Э3 www.biodat.ru,
Э4 Курс в Moodle "Экология растений и растительных сообществ" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Экология высших растений" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в Moodle "Экология растительных сообществ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.