МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф., Черных Д.В.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Природопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о биосфере как среде жизни человека и естественном базисе его хозяйственной деятельности.
Задачи:
- давать комплексную характеристику природно-ресурсного потенциала территории и отраслей природопользования,
- выделять и анализировать основные проблемы природопользования,
- понимать механизмы управления природопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфические черты различных периодов в истории природопользования;
- о сущности различных подходов к управлению природопользованием
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать главные социально-экономические функции природных систем;
– определять характеристики основных групп природных ресурсов России и мира и связанные с ними отрасли природопользования


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками позволяющими участвовать в работах по оперативному и опережающему управлению природопользованием;
– навыками осуществления комплексной характеристики отраслей природопользования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природопользование как наука и сфера взаимодействия общества и природы
1.1. Понятие о природопользовании; объект, предмет и задачи природопользования как научной дисциплины Лекции 6 2 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Природопользование как наука и сфера деятельности человека Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1
Раздел 2. История природопользования
2.1. История природопользования. Изменение природной среды и эволюция человечества Лекции 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Характеристика основных этапов в развитии природопользования Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Природные системы как объекты воздействия человека
3.1. Антропогенные изменения природных систем Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Основные проблемы природопользования Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Природные условия и ресурсы
4.1. Характеристика природных ресурсов, принципы и методы их рациональное использование и воспроизводства Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. «Природные ресурсы» – составление теста и эталона ответов к нему Сам. работа 6 24 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Характеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства
5.1. Отрасли биологического природопользования. Охраняемые природные территории. Сохранение биологического разнообразия Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Климатический потенциал России для аграрного природопользования Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Отрасли биологического природопользования: характеристика по плану Сам. работа 6 28 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Традиционное природопользование
6.1. Традиционное природопользование Лекции 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Традиционное природопользование в современном обществе Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Управление природопользованием
7.1. Правовые основы управления природопользованием Лекции 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Природно-ресурсный потенциал регионов России Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Подходы к управлению природопользованием
8.1. Отраслевой подод к управлению природопользованием. Территориально-производственные комплексы. Лекции 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Проект-презентация «Природно-ресурсный потенциал региона» Сам. работа 6 22 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов, общества. Международное сотруднечество в области экологии
9.1. Характеристика доминирующих концепций взаимодействия природы, ресурсов, общества Практические 6 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Концепция ноосферы. Римский клуб Сам. работа 6 18 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТЫ
Перечень вопросов
1. Природопользование делит на общее и специальное:
а) экономист;
б) эколог;
в) юрист;
г) философ;
д) экономист-эколог.
2. Водопользование в производственных процессах с точки зрения природопользователя является видом природопользования:
а) вспомогательным;
б) побочным;
в) основным;
г) не имеет значения;
д) малозначительным.
3. Общее природопользование:
а) требует какого-то специального разрешения;
б) осуществляется в силу естественных прав, определяемых фактом рождения и существования;
в) осуществляется на основе законов и постановлений;
г) имеет целевой характер;
д) развивается по мере увеличения необходимости.
4. Экономист природопользование рассматривает как:
а) сферу экономики со сложным организационным строением;
б) практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием и изменением окружающей природной среды;
в) особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях;
г) общее природопользование;
д) деятельность человека, направленная на охрану окружающей среды..
5. Какая экономическая школа впервые обращает внимание на взаимодействие общества и природы:
а) марксистская политэкономия;
б) меркантилизм;
в) физиократы;
г) классическая политэкономия;
д) австрийская неолиберальная школа.
6. Экономика природопользования — это наука:
а) естественнонаучная;
б) междисциплинарная;
в) чисто экономическая;
г) гуманитарная;
д) социально-экономическая.
7. Методологические основы Экономики природопользования связаны с:
а) классической школой;
б) теорией внешних эффектов;
в) сторонниками гуманистического направления;
г) экономикой благосостояния и теорией внешних эффектов;
д) экономической теорией.
8. Окружающая природная среда — это:
а) область активной жизни живых организмов;
б) природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для потребления;
в) тесное симбиотическое единство организмов разных видов и абиотических условий их существования;
г) среда обитания и производственной деятельности человека, включая элементы искусственно созданной среды;
д) варианты б) и г).
9. Эколого-экономический потенциал — это:
а) совокупность природных элементов, свойств и явлений, которые можно мобилизовать, привести в действие, использовать для обеспечения функционирования экономики;
б) процесс совместного развития общества и природы;
в) кругооборот веществ, энергии и информации в окружающей природной среде;
г) неиссякаемая часть природных ресурсов, недостаток в которых не ощущается сейчас и не предвидится в обозримом будущем;
д) совокупность всех природных ресурсов без привязки к экономике государства.
10. Эколого-экономические процессы (явления) — это:
а) непосредственные связи людей в сфере производства;
б) природопользование и другие виды воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду;
в) воздействие окружающей природной среды на условия общественного производства;
г) любая деятельность человека;
д) природные катастрофы и катаклизмы.
11. Эколого-экономическая система — это:
а) интеграция экономики и природы;
б) любое сообщество живых существ и его среда обитания;
в) межсистемное воздействие природы и общества;
г) любая вещественно-энергетическая совокупность взаимосвязанных составляющих, объединенных прямыми и обратными связями в некоторое единство;
д) производственно-технологические комплексы, оказывающие непосредственное влияние на качество окружающей среды.
12. Эколого-социальные процессы — это:
а) непосредственные связи в биоценозах;
б) воздействие окружающей природной среды (ОПС) на условия общественного производства;
в) непосредственное воздействие населения на ОПС;
г) воздействие ОПС на здоровье людей и условия жизнедеятельности человека
д) варианты б) и г).
13. Природные ресурсы — это:
а) тела и силы природы, которые на данном этапе развития общества могут быть использованы в качестве предмета потребления или средства производства;
б) внешняя среда экономики, обеспечивающая общие условия ее функционирования;
в) элементы и свойства природы, не требующие для своего вовлечения в процесс жизнедеятельности общества предварительных затрат труда;
г) верхняя оболочка Земли;
д) вода, воздух, полезные ископаемые.
14. Экономическим ресурсом не является:
а) труд и капитал;
б) природные ресурсы (природный капитал);
в) природные, трудовые и капитальные активы;
г) ноосфера;
д) сырье.
15. Впервые официально концепция «Устойчивое развитие» рассмотрена в:
а) 1972 г. в Стокгольме;
б) докладе Римского клуба;
в) 1987 г. в докладе Г.Х. Брундтланд в ГА ООН;
г) 1992 г. в Рио-де-Жанейро;
д) 1996 г. в России.
16. Устойчивое развитие — это:
а) колокол тревоги за судьбу человечества;
б) согласование эколого-экономических интересов настоящего и будущих поколений;
в) выражение интересов только будущих поколений;
г) разрешение противоречий в межсистемном комплексе «общество — природа»;
д) отказ от потребления природных ресурсов.
17. Фронтальная «ковбойская» экономика — это когда основное внимание при обеспечении экономического роста уделяется:
а) труду и капиталу, а территория, природные ресурсы не ограничены;
б) только капиталу;
в) труду, капиталу с учетом охраны природы;
г) гармонии во взаимодействии общества и природы;
д) капиталу с учетом охраны природы.
18. Сильная устойчивость — это;
а) полное сохранение природного капитала;
б) экономический рост, приспособленный для «зеленого» измерения ВВП;
в) экологосбалансированная экономика;
г) взаимозамещение капиталов (производственного, человеческого и природного), то есть правило постоянного капитала;
д) отказ от потребления природных ресурсов.
19. Слабая устойчивость:
а) учитывает правило Хартвика;
б) основывается на неограниченном свободном рынке;
в) требует жестко регулируемую экономику с целью минимизации изъятия ресурсов природы;
г) предполагает стабилизацию или уменьшение размеров экономики и численности населения;
д) отказ от потребления природных ресурсов.
20. Устойчивое развитие предполагает:
а) равенство внутри поколения;
б) согласование экономических и социальных целей общества;
в) соблюдение экологических целей;
г) равенство поколений;
д) отказ от потребления природных ресурсов.
21. Сырье, топливо — это природные ресурсы:
а) незаменимые;
б) заменимые;
в) рекреационные;
г) общественные;
д) возобновимые.
22. Полезные ископаемые относятся к группе природных ресурсов:
а) исчерпаемых;
б) возобновимых;
в) неисчерпаемых;
г) потенциально-перспективных;
д) невозобновимых.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Основные причины деградации земельных и почвенно-земельных ресурсов
2. Резервы и пути оптимизации использования земельных ресурсов
3. Специфические черты водных ресурсов
4. Понятие водообеспеченности. Причины различной водообеспеченности
5. Основные направления использования водных ресурсов
6. Проблемы, возникающие в связи с нерациональным водопользованием
7. Специфические черты ресурсов Мирового океана
8. Основные направления использования ресурсов океана
9. Минерально-сырьевые ресурсы, их специфические черты
10. Классификация минерально-сырьевых ресурсов
11. Обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами
12. Рудные полезные ископаемые
13. Резервы восполнения минерально-сырьевых ресурсов
14. Понятие лесные ресурсы, их специфические черты
15. Основные функции леса
16. Локализация и запасы лесных ресурсов
17. Использование древесных ресурсов – основное направление лесопользования
18. Резервы использования древесины
19. Основные направления побочного (недревесного) пользования ресурсами леса
20. Понятие об отходах как о ресурсах
21. Хозяйственная значимость использования вторичных ресурсов
22. Критерии классификации отходов как ресурса
23. Понятие о продовольственной проблеме
24. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства
25. Понятие «альтернативной системы ведения сельского хозяйства». Основные их виды
26. Проблемы с-х России
27. В чем достоинства и недостатки отраслевого принципа планирования и управления в природопользовании?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Перечень вопросов
1. Природопользование как наука и сфера человеческой деятельности.
2. Структура природопользования; его место в системе наук.
3. Основные этапы в истории взаимодействия общества и природы.
4. Общие представления о природных системах.Социально-экономические функции природных систем.
5. Природно-антропогенные и природно-техногенные системы.
6. Понятие природных условий и ресурсов. Классификация природных ресурсов.
7. Природно-ресурсный потенциал, методы его оценки.
8. Ресурсные циклы.
9. Проблемы и конфликты в природопользовании.
10. Кадастры ресурсов.
11. Методы анализа иерархий в управлении природопользованим
12. Территория как особый ресурс. Земельные и почвенно-земельные ресурсы и их эксплуатация.
13. Водные ресурсы и водопользование.
14. Ресурсы Мирового океана.
15.Минерально-сырьевые ресурсы и их эксплуатация.
16. Лесные ресурсы и их использование.
17. Отходы как особый ресурс.
18. Рекреационные ресурсы.
19. Экосистемные услуги.
20. Общая характеристика природно-ресурсного потенциала России.
21. Специфика климатических условий и ресурсов России.
22. Особенности минерально-сырьевой базы России.
23. Типы культур природопользования России.
24. Понятие о традиционном природопользовании.
25. Правовые основы управления природопользованием.
26. Экономические механизмы управления природопользованием.
27. «Жесткое» и «мягкое» управление природопользованием.
28. Опережающее управление природными системами.
29. Оперативное управление природными системами.
30. Основные концепции взаимоотношения природы, ресурсов, общества.
31. Сущность концепции устойчивого развития общества.
32. Характеристика сельского хозяйства как отрасли природопользования.
33. Характеристика лесного хозяйства как отрасли природопользования.
34. Характеристика рыбного хозяйства как отрасли природопользования.
35. Характеристика охотничьего хозяйства как отрасли природопользования.
36. Характеристика рекреационного комплекса как отрасли природопользования..
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов А.Г. Основы природопользования: М.: Академа, 2004 25
Л2.2 Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://zapoved.ru
Э3 http://www.biodiversity.ru/
Э4 Курс в Moodle "Природопользование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедия
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.