МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Этология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями).
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами;
– знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль;
– иметь представление о структуре и механизмах поведения;
– знать особенности становления поведения в онтогенезе и закономерности формирования поведенческих реакций в филогенезе;
– получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях;
- овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности этологического подхода к изучению поведения, основные понятия и методы этологии, основные категории и формы поведения, особенности его становления в онтогенезе.
- методологию этологии, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе; о поведении как экологическом факторе (его адаптивной роли).

3.2.Уметь:
3.2.1.- различать основные категории поведения, выделять видоспецифические компоненты в текущем поведении некоторых животных;
- анализировать данные по поведению животных с позиций этологического подхода; выявлять родственные связи между формами поведения разных таксономических групп организмов; формировать суждения по проблемам этологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - применения некоторых этологических методов изучения поведения животных, поиска современной научной информации о поведении, использования знаний из области этологии в просветительских целях;
- применения методов организации и проведения конкретных исследований в сфере этологии; использования знания из области этологии для решения психологических и педагогических проблем, а также познавательных и просветительских задач, повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История и методология этологии
1.1. история и методология этологии Лекции 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение Практические 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2
1.3. Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Этология человека Сам. работа 9 6 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Этологическая теория поведения
2.1. Этологическая теория поведения Лекции 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2
2.2. Современное состояние теории поведения Лоренца Практические 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Врожденные формы поведения
3.1. Классификации и характеристики врожденных форм поведения Сам. работа 9 10 ПК-7 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Научение и элементарная рассудочная деятельность
4.1. Научение и его виды Лекции 9 1 ПК-7 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Ассоциативное научение:тренинг. Практические 9 1 ПК-7 Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3
4.3. Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность Лекции 9 1 ПК-7 Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.4. Анализ видеоматериалов: обобщающее занятие по формам поведения. Практические 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Механизмы поведения
5.1. Механизмы поведения Сам. работа 9 10 ПК-7 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Онтогенез поведения
6.1. Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения Практические 9 1 ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
6.2. Ювенильный период. Игра у животных. Сам. работа 9 7 ПК-7 Л1.3, Л2.4
Раздел 7. Конфликтное поведение
7.1. Конфликт. Агрессия. Лекции 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.2. Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. Практические 9 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.3. Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. Сам. работа 9 6 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 8. Эволюция поведения
8.1. Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. Практические 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 9. Социальное поведение
9.1. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Лекции 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.2. Факторы организации сообществ Практические 9 1 ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.3. Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. Сам. работа 9 10 ПК-7 Л2.1, Л1.5
Раздел 10. Репродуктивное поведение
10.1. Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. Сам. работа 9 6 ПК-7 Л2.1, Л1.3
10.2. Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека Практические 9 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.4
10.3. Социобиология родительского поведения Сам. работа 9 10 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7: способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.

Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Какая наука рассматривает поведение как совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно важных связей со средой?
а) психология
б) этология*
в) физиология высшей нервной деятельности
г) генетика поведения

2. Кто является автором этологической теории поведения?
а) К. Лоренц*
б) Н. Тинберген
в) В. Келер
г) К. Фриш

3. Какой из перечисленных вопросов не соответствует «4-м вопросам Тинбергена»?
а) Какие факторы регулируют проявление поведения?
б) каковы пути формирования поведения в онтогенезе?
в) каковы пути становления поведения в филогенезе?
г) каковы правила соответствия реакции стимулу?*

4. Обучение по принципу условных рефлексов (“стимул-реакция”) требует от животного:
а) понимания ситуации в целом
б) установления причинной связи между собственными действиями и изменениями среды
в) установления ассоциативной связи между условным и безусловным раздражителями*
г) способности к экстраполированию

5. У каких групп позвоночных моногамия является преобладающей формой брачных отношений?
а) у костных рыб
б) у амфибий
в) у птиц*
г) у млекопитающих
Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 б
2 а
3 г
4 в
5 в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Верно ли, что положительное подкрепление – это то вознаграждение, которое животное получает в конце сеанса обучения?
Да
Нет*
2. Какой режим подкрепления является оптимальным для предотвращения угашения поведения?
Режим случайного подкрепления (вариативный)
3. Верно ли утверждение, что незрелорожденные детеныши характерны для животных с более высоким уровнем организации и более развитой психической деятельностью?
Да
Нет*
4. Считается, что при импринтинге происходит фиксация условных стимулов безусловных реакций. Так ли это?
Да*
Нет
5. Какая из потребностей новорожденных млекопитающих является приоритетной при формировании привязанности к матери?
(потребность в тесном телесном контакте с матерью)
6. Верно ли, что после нескольких сочетаний контакта с «жестокой» матерью (оказывающей болевые и другие неприятные воздействия), детеныши начинают избегать контакта с ней?
Да
Нет*
7. Верно ли утверждение, что и для самца, и для самки возможно проявление типичных реакций обоих полов, но в норме поведение противоположного пола заторможено?
Да*
Нет
8. Верно ли, что наиболее агрессивные особи всегда являются наиболее успешными защитниками территории, что обеспечивает им репродуктивный успех?
Да
Нет*
9. Как называется сложный комплекс действий во время конфликта между особями одного вида, включающий взаимные угрозы, нападение на соперника, бегство от него, преследование и демонстрацию подчинения?
( агонистическое поведение)
10. В 1950-х гг. в США в ранг практической доктрины педагогики была возведена идея о том, что снизить уровень агрессии в обществе можно путем воспитания детей посредством по возможности исполнения всех их желаний и отсутствия запретов. Какие теории могли послужить основой таких взглядов?
(теории фрустрации-агрессии)
11. Какое свойство агрессии проявляется в ситуации, когда дикие куры, выращенные в изоляции, через несколько месяцев начинают, подолгу кружась, драться с собственными хвостами? (спонтанность)
12. К. Лоренц считал, что главной проблемой человечества является не высокий уровень агрессии, а несоответствие механизмов торможения агрессии уровню вооружения современного человечества. Так ли это?
Да*
Нет
13. Какому принципу соответствует следующее утверждение: другая самка не может заменить данную в процессе воспроизводства нового поколения, но любой самец может быть замещен другим в роли отца?
(принцип незаменимости самки или принцип Бэйтмена)
14. Какое из преимуществ жизни в количественно ограниченных замкнутых группировках является решающим для возникновения социальности?
(ограничение панмиксии или неограниченного скрещивания)
15. Какие универсальные механизмы регулируют жизнь социальных групп животных?
(территориальность, индивидуальное пространство, доминирование и иерархия)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность”. Основные аспекты поведения и науки, их изучающие.
2. Предыстория этологии (конец ХIХ – начало ХХ вв.) Особенности зоологического, физиологического, психологического подходов к изучению поведения животных.
3. Антропоморфизм и объективизм в зоопсихологии. Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология.
4. Методологические установки и основные методы зоопсихологии.
5. Становление классической этологии, ее предшественники и основоположники. Вклад предшественников в теоретические разработки этологии.
6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопсихологией и этологией.
7. Период специализации в этологии. Взаимоотношения этологии с другими науками. Этология в России.
8. Основные принципы и важнейшие проблемы этологии (4 вопроса Тинбергена). Представления Лоренца об основных категориях поведения.
9. Структура инстинктивного акта. Варианты отклонений от типичной схемы. Психический компонент инстинктивного поведения.
10. Фиксированный комплекс действий – центральное понятие этологии. Его свойства. Спонтанность как важный компонент концепции Лоренца.
11. Понятие о врожденном разрешающем механизме. Знаковые стимулы, их виды.
12. Импринтинг как один из основных компонентов теории поведения. Гипотеза Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий. Понятие о специфической энергии действия.
13. Гидравлическая модель поведения, ее значение. Отличие инстинктивного поведения от рефлекторного акта.
14. Иерархическая теория инстинкта Тинбергена и ее роль в объяснении конфликтного поведения.
15. Современное состояние этологической теории поведения.
16. Различные подходы к классификации поведения. Классификация категорий поведения по Крушинскому. Классификация врожденных форм поведения: классификация по степени сложности. Феноменологическая классификация врожденных форм поведения по Д. Дьюсбери.
17. Приобретенное поведение или научение. Феноменологическая классификация основных форм научения.
18. Простые неассоциативные формы научения: привыкание (и его свойства) и сенситизация (ее типы).
19. Ассоциативное научение: классический и инструментальный условные рефлексы. Их различия. Законы научения Торндайка. Связь классического и инструментального условных рефлексов.
20. Формирование поведения. Оперантное обучение и теория положительного подкрепления как важнейшее достижение бихевиоризма. Возможности ее практического применения.
21. Дрессировка и ее отличия от оперантного обучения.
22. Общие свойства ассоциативного научения. Аверсивное научение.
23. Дифференцировочное обучение как пример перехода от ассоциативных механизмов к когнитивным, его разновидности.
24. Высшие формы научения (латентное и инсайт) как предмет когнитивной этологии. Понятие о когнитивных процессах.
25. Формирование представлений у животных. Основные виды образных представлений.
26. Определение понятия «мышление» у животных. Структура процесса мышления у животных.
27. Современные представления о развитии способностей к мышлению у разных групп животных, в том числе у антропоидов. Роль этологии в изучении мышления животных.
28. Развитие поведения в онтогенезе: сравнительный обзор двигательной активности эмбрионов. Эмбриональное созревание и эмбриональная тренировка. Принцип Когхилла. Влияние родителей на пренатальное поведение детенышей.
29. Развитие поведения в раннем постнатальном онтогенезе. Зрело- и незрелорожденные детеныши. Инстинктивные движения, врожденное узнавание.
30. Влияние ранних реакций на развитие адультного поведения (на примере реакции милхтритта в опытах Я. Бадридзе).
31. Ранний опыт. Импринтинг как особая форма научения. Виды импринтинга и его роль в формировании взрослого поведения. Влияние родителей на постнатальное поведение детенышей.
32. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных. Норма реакции. Роль депривационного эксперимента. Примеры развития поведения у птиц.
33. Соотношение врожденного и приобретенного в формировании реакций млекопитающих на примере пищедобывательного поведения кошачьих (работы Лейхаузена) Концепция родового поведения Хааса.
34. Игра у животных. Концепции игры. Особенности игровых движений. Виды игр.
35. Функции игры. Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа.
36. Конфликт. Условия возникновения конфликтов и их типы. Варианты поведения в конфликтных ситуациях.
37. Территориальные конфликты. Агонистическое поведение. Демонстрации угрозы и умиротворения.
38. Ухаживание как конфликтная ситуация. Ритуализация как эволюционный процесс, ее функции. Особенности ритуализированных движений. Естественные и культурные ритуалы.
39. Особенности этологического подхода к изучению агрессивного поведения. Доказательства врожденной природы агрессии. Биологическая роль агрессии.
40. Виды агрессии. Внешние и внутренние факторы агрессии. Агрессия у человека.
41. Половое поведение, его особенности и фазы. Эволюционный конфликт полов (теория Геодакяна) и его влияние на стратегии размножения.
42. Социобиологические концепции полового поведения. Стратегии самцов и самок.
43. Системы брачных отношений. Формы моногамии. Проблема «измены» в моногамных браках.
44. Социобиология как одно из направлений современной науки о поведении животных, ее отношения с этологией. Основные концепции социобиологии. Социобиологический анализ альтруизма и кооперации у животных.
45. Социобиологический подход к изучению родительского поведения. Проблема инфантицида и сиблицида. Основные паттерны материнского поведения. Типология материнско-детских отношений.
46. Преимущества и недостатки жизни в группе. Основная причина разделения популяций на группы. Социальные образования у животных. Типология сообществ по Лоренцу.
47. Происхождение социальности у общественных насекомых (гипотезы Гамильтона, Митченера, Александера). Признаки эусоциальности.
48. Классификация сообществ позвоночных по степени социальности (по Вильсону). Явление изоморфизма социальных структур. Пример эусоциальности у млекопитающих.
49. Территориальность и индивидуальное пространство как факторы организации сообществ. Связь территориальности и доминирования.
50. Доминирование и иерархия как факторы организации сообществ. Виды иерархии.
51. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах у позвоночных. Факторы, влияющие на структуру сообществ.
52. Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках позвоночных. Влияние уровня развития рассудочной деятельности на специфику общественных отношений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 И. В. Кудряшова Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.4 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
Л1.5 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие М.: МГУ: Высшая школа, 2002 58
Л2.2 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.3 Зорина З. А., Полетаева И.И. Зоопсихология: элементарное мышление животных: учебное пособие Аспект-Пресс, 2002
Л2.4 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Сайт по этологии и смежным дисциплинам www.ethology.ru
Э5 Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru
Э6 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru);
Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины Этология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Этология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Этология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков изучения поведения животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание докладов и дискуссия по их материалам. По отдельным темам практикуется проведение ролевой игры (тренинга), анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовить доклад и и средства его визуализации в виде презентации или проведения экспериментов.
В случае отсутствия на практическом занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, выполнив соответствующее задание и подойдя к преподавателю на собеседование по контрольным вопросам пропущенной темы. Выполнение всех заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фиксации результатов тестирования и выполнения практических заданий с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461) в качестве подготовки к теме предстоящего практического занятия Его результаты фиксируются в начале занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента.
Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (разбор ситуаций, анализ видеоматериалов, участие в тренинге, выступление с докладами, выполнение экспериментов.) Результаты оцениваются по бинарной или 4-балльной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
К экзамену по этологии студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненные тесты не менее чем на 50%;
• посещение всех практических занятий, отработка пропущенных;
• выполненные практические задания (публичное выступление с докладом или презентацией, отчеты по ролевой игре, кейс-задаче).
Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса и ситуационная задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 30–40 мин.