МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Флористика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Флористика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с базовыми понятиями флористики и методологией анализа флор; сформировать навыки критического анализа состава и структуры флоры, представления результатов флористического исследования, составления пояснительных записок и отчетов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы изучения и анализа флор, классификации новейших элементов флоры, охраняемые виды растений; теоретические основы сравнительной флористики, представления об эволюции флор (флорогенезе), трансформации флор.
3.2.Уметь:
3.2.1.Критически анализировать информацию полученную при изучении флоры в результате полевых и лабораторных исследований, работать с картами флористического районирования; критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты работ с использованием современных математических методов и компьютерных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; владеть способами математической обработки флор методом корреляционного анализа с использованием коэффициентов ранговой корреляции и с использованием мер включения и сходства на видовом уровне; навыками подготовки карт флористического районирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Флористика (флорология)
1.1. Флористика (флорология. Таксономическая структура флоры. Типологическая структура флоры. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Флора – как базовое понятие флористики. Таксономическая и типологическая структура флоры Лабораторные 6 4 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Историко-типологические элементы флор. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Выполнение индивидуального задания по анализу флор. Составление опорного конспекта по разделу. Красная книга Российской Федерации. Красная книга Алтайского края. Сам. работа 6 21 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Анализы флор
2.1. Стадиальный анализ флоры. Флорогенетический анализ флоры Лекции 6 1 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Ценогенетический анализ флоры Лабораторные 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Типологический анализ флоры Лабораторные 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Составление опорного конспекта по разделу. Индивидуальное задание по реликтовым элементам Сам. работа 6 21 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Сравнительное изучение флор. Ботанико-географические районы России.
3.1. Сравнительное изучение флор. Типы флор. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.2. Математические методы в сравнительной флористике. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.3. Флористическое районирование территории Российской Федерации. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.4. Характеристика ботанико-географических районов Алтайского края. Зеленая книга Сибири. Черная книга флоры Сибири. Сам. работа 6 21 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.5. Экзамен 6 27 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Учебник М. : Академия, 2009 17
Л1.2 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
Л1.3 Шумилова Л.В. Фитогеография.: Изд-во ТГУ, 1979 69
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт Ботаника: учебник для вузов. Т.3. Раздел 13. Филогенез и история эволюции растительных сообществ: Академия, 2007 7
Л2.2 М. М. Силантьева Конспект флоры Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт Ботаника: учебник для вузов. Т. 3. Раздел 14 Ареалы растений: Академия, 2007 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ботаническая литература www.siteknig.com
Э2 Ботаническая литература http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э7 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии herba.msu.ru
Э8 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии www.biodiversitylibrary.org
Э9 Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии archive.org
Э10 Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) bcn.uprrp.edu
Э11 Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э12 Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран www.plantarium.ru
Э13 Курс в Moodle "Флористика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран: http://www.plantarium.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Флористика».
Дисциплина «Флористика» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о теоретических основах изучения и анализа флор, классификации новейших элементов флоры, об охраняемых видов растений, а также о теоретических основах сравнительной флористики, представлений об эволюции флор (флорогенезе), трансформации флор. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.